Маркировка отдельных видов товаров

Стартовала обязательная маркировка табачной продукции. 

В 2019 году в России стартовала масштабная акция по маркировке товаров. Распоряжением Правительства № 792-р от 28.04.2018 утвержден перечень из 10 групп товаров, которые подлежат обязательной маркировке.

Маркировка — это процесс нанесения на товар или его упаковку специального цифрового штрих-кода, при помощи которого они потом распознаются кассовым ПО. Благодаря этому государство получает нужные сведения о выпущенной, хранящейся на складах, перевозимой, поступившей в магазины и проданной продукции. У потребителя появляется возможность убедиться в оригинальности продукции и её качественной составляющей. Система нанесения цифрового кода не даст возможности контрафактной продукции дойти до складских стеллажей или полок магазинов.

 Подготовлены Правила маркировки табачной продукции.

В связи со стартом обязательной маркировки табачной продукции Минпромторг России разработал Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения ГИС мониторинга за оборотом таких товаров. Соответствующий проект постановления Правительства РФ размещен на Федеральном портале проектов НПА.

  • Правилами определено, что производители и импортеры табачной продукции осуществляют в информационной системе:
  • свою регистрацию и регистрацию табачной продукции, подлежащей обязательной маркировке, в срок с 1 марта по 30 июня 2019 года (включительно) либо после 30 июня 2019 года в течение 7 календарных дней с момента начала деятельности;
  • направляют оператору информационной системы заявки на получение устройства регистрации эмиссии средств идентификации табачной продукции или предоставления к ним удаленного доступа – в срок не позднее 21 календарного дня с момента регистрации в ИС;
  • обеспечивают готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с ИС мониторинга и направляют оператору заявку на прохождение тестирования – в срок не позднее 21 календарного дня с момента регистрации;
  • проходят тестирование информационного взаимодействия;
  • вносят в информационную систему сведения о маркировке табачной продукции, а также о ее вводе в оборот – начиная с 1 июля 2019 года.
  • Маркировать табачную продукцию обязаны юридические лица и ИП, являющиеся производителями табачной продукции, и импортеры.
  • Правила также определяют требования к участникам оборота табачной продукции, порядок информационного взаимодействия и регистрации в информационной системе, порядок регистрации табачной продукции в ИС, характеристики средств идентификации и другие вопросы.

 

  • Обязательная маркировка табака (Федеральный закон от 29.07.2018 № 272-ФЗ).

Как работает система обязательной маркировки табачной продукции.

 

§  Штрих-коды генерирует Центр по развитию перспективных технологий (ЦРПТ). Здесь создана система контроля за оборотом табачных изделий (ИС МОПТ). С её помощью движение сигарет отслеживается сразу после их выпуска и до момента непосредственной реализации.

§  Обязательное нанесение цифрового штрих-кода DataMatrix состоит из нескольких этапов, которые должны соблюдать производитель, поставщик и продавец.

ü  Этап 1. Изготовив табачные изделия, производитель делает запрос в ЦРПТ для получения цифрового кода DataMatrix. Полученную матрицу наносят на каждую пачку в отдельности, а также на блок и на коробку, в которую они упакованы. Только после этого промаркированные сигареты переходят на баланс фабрики-изготовителя. Уникальный штрих-код присваивается оператором единожды. После этого его не подделаешь и не используешь повторно.

ü  Этап 2. Поставщик официально отправляет запрос на поставку нужного количества сигарет. При помощи электронного документооборота (ЭДО) ему высылается универсальная накладная для передачи данных (УПД). В ней указаны присвоенные каждой пачке и блокам идентификационные данные. После проверки штрих-кодов, поставщик принимает УПД. Информация о передаче партии сигарет поставщику через ЭДО направляется в систему мониторинга. В результате продукция поступает в распоряжение дистрибьютора.

ü  Этап 3. После транспортировки дистрибьютор отправляет всю партию в одну или в несколько торговых точек. Все происходит по аналогичной схеме. Поступление продукции на баланс розничного магазина также обязательно отражается в информационной мониторинговой системе.

ü  Этап 4. Покупатель приобретает сигареты. Продавец считывает при помощи сканера штрих-код на пачке или блоке и получает от покупателя деньги. Онлайн-ККМ автоматически отправляет информацию о совершенной сделке ОФД, с которым владелец магазина заключил ранее договор. Оператор направляет эти данные в информационную систему, отслеживающую перемещение этого вида продукции. Проданный товар после этого не числится на балансе торгового объекта.

Обратите внимание! ФНС РФ разработало специальное приложение «Проверка маркировки товаров», которое работает на базе iOS или Android. При желании каждый потребитель товара может в любое время проверить легальность пачки, с нанесённым на неё ДатаМатрикс штрих-кодом.

Цифровой код DataMatrix.

§  На пачку наносится цифровая двухмерная матрица DataMatrix. В вертикальном и горизонтальном положении на белом фоне размещается четное количество модулей. В каждом из блоков в виде буквы L наносятся две или более пересекающиеся линии. В зависимости от того, где этот код размещается, матрица содержит обязательные поля из определённого количества символов.

§  Нанесённый на блок, сигаретную пачку или коробку штрих-код затем считывается при помощи 2D-сканера.

§  Основная информация, закодированная в DataMatrix, дублируется для потребителя в виде букв и цифр.  Код содержит в себе 29 (14+7+4+4) обязательных символов:

ü  GTIN. Печатается сбоку или внизу пачки. В 14 цифрах собраны все данные о товаре и история его транспортировки.

ü  Идентификационный код. Это семь прописных и строчных литер в латинской транскрипции.

ü  МРЦ. Четыре символа, свидетельствующих о максимальной розничной стоимости упаковки в рублях и копейках.

ü  Проверочный код. Четыре цифры, прописные и строчные буквы в латинской транскрипции.

§  Аналогично наносится обязательная маркировка (с учётом некоторых нюансов) на блок сигарет и на транспортную упаковку.

Подготовка к процессу нанесения штрих-кодов.

 

Для соблюдения норм закона представителям малого и среднего бизнеса, которые планируют использовать эту систему товарооборота, надо предварительно подготовиться к процессам приёмки, хранения и продажи.

§  Приемка. Здесь необходимо получить представление о том, каким образом:

ü  заполняются УПД-накладные;

ü  принимается продукция;

ü  отказываются от приёмки при нарушении законодательства;

ü  настроить для работы систему ЭДО;

ü  провести обучающие курсы персонала по работе с 2D-сканерами.

§  Хранение. На приобретаемые упаковки табака цифровая информация наносится в разное время. Поэтому для их хранения надо подготовить складское помещение так, чтобы отдельно можно было размещать немаркированную и подлежащую кодированию продукцию.

§  Реализация. Для направления данных о продаже ОФД сканируется как сам товарный знак, так и штрих-код DataMatrix. С этой целью используется 2D-сканер и подписывается параллельно дополнительное соглашение с ОФД.

Обратите внимание! Надо проверять выданные цифровые коды в процессе приёмки продукции. После сканирования коды сравнивают с теми, которые указаны в УПД накладной. В случае их отсутствия, во избежание штрафных санкций, приёмка и отгрузка прекращается.

Необходимые приобретения и затраты для внедрения новой системы.

 

Производитель, дистрибьютор, оптовый поставщик и розничный продавец приобретают оборудование и несут предусмотренные законом расходы:

 

Что приобрести

Расходы

Производителю.

-          ЭЦП;

-          аппаратно-программный комплекс, который подключается к системе мониторинга и позволяет получать ДатаМатрикс штрих-коды;

-          принтер для создания этикеток;

-          оборудование для проведения сериализации и агрегации табачной продукции;

-          бесплатно получить регистратор эмиссий в ЦРПТ.

-          12-15 млн. руб. однократно на приобретение принтера и оборудования;

-          7-21 млн. руб. ежегодно на оказание услуг системы ОДО.

Дистрибьютору или оптовому поставщику.

-          ЭЦП;

-          подключиться к системе ЭДО;

-          терминал для сбора данных, который способен считывать 2D-штрих-коды;

-          термотрансферный принтер для печати этикеток.

-          около 70 тыс. руб. однократно на терминал и принтер;

-          минимум 270 тыс. и максимум до 5 млн. руб. на оказание услуг ЭДО ежегодно.

Розничному продавцу.

-          ЭЦП;

-          систему ЭДО, которая формирует и заверяет при помощи ЭЦП электронные документы, принимает УПД-накладные, в т. ч. через личный кабинет;

-          сканеры для мониторинга, функционирующие в паре с онлайн-ККТ, для считывания DataMatrix кодов;

-          подписать договор с ОФД, для передачи информации о продаже продукции.

-          4-20 тыс. руб. на 2D-сканер и терминал разово;

-          от 7,5 тыс. руб. на обновление и поддержку кассового ПО.

 

Вместе с онлайн-кассами необходимо применять сертифицированные фискальные накопители с криптоключом до 13 месяцев, одобренные ФНС РФ. Онлайн-ККТ с ФН рекомендуется приобретать в специализированной компании. Покупатель в этом случае получает гарантию на консультацию по любым техническим вопросам и сервисное обслуживание в процессе эксплуатации оборудования.

Напоминаем! Начиная со второго полугодия 2018 года, все предприниматели, реализующие табачную продукцию, независимо от формы налогообложения, обязаны использовать в своей работе только онлайн-ККМ.

Ответственность за нарушения  для розничных магазинов, ИП и юрлиц.

 

Продавцы и дистрибьюторы обязаны использовать только помеченную специальными цифровыми кодами продукцию.

§  Если с 1 марта 2019 года продажа будет осуществляться с нарушением норм законодательства, то виновные лица подвергнутся административному наказанию по ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ.

§  За изготовление не прошедшего впоследствии регистрацию табака:

ü  ИП оштрафуют на 10 - 15 тыс. руб.;

ü  компании выплатят в 10 раз большие суммы.

§  При реализации сигарет без штрих-кода:

ü  физическое лицо оштрафуют на сумму 4 - 5 тыс. руб.;

ü  ИП на 10 - 15 тыс. руб.;

ü  компании выплатят штраф в 200 - 300 тыс. руб.

§  При обнаружении неучтённой контрафактной продукции во время проверки, ее конфискуют.

 

Производители, поставщики и продавцы табака, начиная с 1 марта 2019 года должны соблюдать предложенный государством порядок реализации. Нарушение закона влечёт за собой для производителей и продавцов штрафные санкции.

Больше информации на: https://честныйзнак.рф/