Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Методические рекомендации по организации антитеррористической безопасности на объектах потребительского рынка Чувашской Республики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации антитеррористической безопасности на объектах

потребительского рынка Чувашской Республики

 

Настоящие методические рекомендации разработаны для руководителей предприятий и организаций, функционирующих на потребительском рынке Чувашской Республики, с целью выработки единого подхода в вопросах практической организации антитерроистической безопасности объектов потребительского рынка (предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового сервиса, рынков и др.), разработки инструкции по их антитеррористической безопасности, а также инструкций должностным лицам, организации контроля за поддержанием системы безопасности объектов в постоянной готовности к предотвращению террористических актов и минимизации возможного ущерба в случае их совершения.

Главными задачами противодействия терроризму на объектах потребительского рынка (далее ­ объектах) являются:

выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористических действий;

предупреждение, выявление, пресечение террористических действий и минимизация их последствий;

осуществление комплекса организационных и технических мер и мероприятий во взаимодействии с правоохранительными органами и МЧС.

 

Общие требования к организации антитеррористической защиты объектов.

На обеспечение безопасности объектов существенное влияние оказывают такие факторы, как высокая уязвимость в террористическом отношении, большая вероятность возникновения чрезвычайных ситуации с тяжелыми последствиями, рост социальной напряженности и организованной преступности. Стратегию реагирования на ЧС, вызванные диверсионно­террористическими актами можно условно разделить на следующие составляющие:

  1. Предотвращение причин возникновения ЧС.

Недопущение действий и процессов, которые создают предпосылки для формирования угроз возникновения ЧС, профилактика негативных факторов и условий, способствующих их развитию.

2. Предотвращение самих ЧС.

В случаях, когда причины, порождающие данную ЧС, устранить невозможно или не удается, на первое место выступает необходимость непосредственного и адекватного отреагирования на реальную и непосредственную угрозу безопасности объектов, недопустимость выхода ситуации из­под контроля, гарантировать безопасность персонала предприятий, населения путем заблаговременного оповещения, эвакуации, срочного укрытия и т.п.

  1. Смягчение последствий возможной ЧС.

Подразумевает ориентацию на максимальное ослабление и локализацию всех последствий ЧС, которую нельзя или не удалось предотвратить.

 

  

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ

для должностных лиц по организации

антитеррористической безопасности объектов

 

I.Общие обязанности руководителя объекта (лица, его замещающего, администратора (заведующего отделом, дежурного и т.д., всего персонала объекта при угрозе проведения террористического акта или возникновения ЧС.

 

1.1.Руководитель.

С получением сообщения об угрозе совершения террористического акта (возникновения ЧС, ­

обязан:

оценить реальность угрозы для персонала и покупателей (клиентов, посетителей и др. и объекта в целом;

уточнить у персонала сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов на объекте или вблизи него;

отдать распоряжение о доведении полученного сообщения до органов ГО и ЧС, ФСБ и МВД, руководителей соседних предприятий;

обязать персонал немедленно докладывать при обнаружении подозрительных лиц (предметов) ему лично;

организовать немедленную эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей и др.) с территории объекта;

осуществлять контроль доведения сообщения об угрозе совершения террористического акта до территориальных органов ГО и ЧС, МВД, ФСБ;

до прибытия сил, планируемых для участия в аварийно­спасательных и других неотложных работах, приступить к проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персонала и покупателей (клиентов, посетителей и др.);

с прибытием оперативной группы территориальных органов ГО и ЧС, МВД, ФСБ доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

обеспечить для спецподразделений условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта(ЧС);

обеспечить спасение и эвакуацию пострадавшего персонала и населения, локализацию последствий ЧС;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

 

1.2. Администратор (заведующий отделом, дежурный и т.д.

С получением сообщения об угрозе проведения террористического акта (возникновения ЧС,­

обязан:

1.2.1 При получении сообщения из официальных источников (территориальных органов ФСБ, ГК иЧС, МВД и др.:

обратной связью проверить достоверность полученного сообщения;

записать в журнале полученных и отданных распоряжений дату и время получения сообщения, от кого принято;

по окончании разговора незамедлительно доложить о нем руководителю объекта или лицу, его замещающему.

1.2.2.      При получении сообщения от анонимного источника по телефону:

зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

включить звукозаписывающую аппаратуру, при ее наличии, либо подробно записать полученное сообщение, при этом необходимо как можно больше узнать о лице, передающем информацию, и обстоятельствах планируемых им действий;

в ходе разговора постараться определить пол, примерный возраст звонившего и особенности его речи, а также присутствующий при разговоре звуковой фон (шумы, издаваемые транспортными средствами, аппаратурой, голосами людей и др.;

попытаться получить от звонившего ответы на следующие вопросы:

а куда, кому, и по какому номеру звонит этот человек?

б выдвигаются ли им какие­либо требования, если выдвигаются, то какие?

в как и когда с ним можно связаться?

г кому вы должны сообщить об этом звонке?

в ходе разговора предложить звонившему соединить его с руководством объекта;

по окончанию разговора незамедлительно доложить о нем руководителю объекта или лицу, его замещающему;

после доклада полученного сообщения руководителю объекта (лицу, его замещающего надлежит:

а довести сообщение об угрозе до территориальных органов до органов МВД, ФСБ и ГО и ЧС;

отдать распоряжение на немедленную эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей и т.д.;

по прибытии руководства объекта доложить об обстановке и действовать по его указанию.

1.3. Персонал объекта обязан:

при выходе на работу тщательно осматривать свои рабочие места, а также подсобные помещения на предмет возможного обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов ­ мин, снарядов, гранат, самодельных взрывных устройств ­ в сумках, дипломатах, свертках и т.д.;

особое внимание обращать на подозрительное поведение неизвестных лиц, наличие у них каких­либо предметов, свертков и т.д.;

при появлении внутри или вблизи объекта вооруженных лиц незамедлительно ставить в известность своих руководителей для последующего информирования территориальных органов ФСБ, ГО и ЧС, МВД.

 

II. При обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство.

2.1. Руководитель.

С получение информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство, ­

обязан:

оценить обстановку и полученную информацию;

лично или через секретаря (администратора, дежурного и т.д. сообщить в территориальные органы МВД, ФСБ, ГО и ЧС;

при этом обязательно сообщить наименование организации и ее адрес, что, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, проинформировать об опасности ЧС руководителей других предприятий;

до прибытия оперативно­следственной группы дать указание персоналу находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета, не приближаться к нему, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку и обеспечить нахождение покупателей, клиентов, посетителей на безопасном расстоянии. Зафиксировать время его обнаружения;

организовать ограждение и перекрытие доступа сотрудников и других лиц к месту его обнаружения;

отдать распоряжение о запрещении пользования радио­ и мобильной связью вблизи обнаруженного предмета;

отдать распоряжения персоналу об эвакуации, выключении электроприборов и электрооборудования, о нераспространении сведений о сложившейся ситуации, соблюдении организованности, не допускать паники и самостоятельных действий персонала;

проверить выполнение отданных распоряжений;

обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство, автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, ГО и ЧС и аварийных служб;

обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно­следственной группы и фиксирование их установочных данных;

с прибытием оперативной группы территориального органа МВД доложить ее сотрудникам обстановку и передать управление ее руководителю, далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий, предоставить руководителю план объекта и указать место нахождения подозрительного предмета;

приступить в случае необходимости к эвакуации сотрудников и покупателей(клиентов, посетителей согласно имеющимся планом эвакуации, с учетом обхода места обнаружения подозрительного предмета;

получив указание о возможности возвращения на рабочие места, возобновить режим повседневной работы сотрудников;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

 

2.2. Администратор (заведующий отделом, дежурный и т.д.

С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство, ­

обязан:

немедленно доложить о происшедшем:

а руководителю объекта (лицу, его замещающему;

б в территориальные органы МВД, ФСБ, ГО и ЧС тел. 01

в оповестить весь руководящий состав объекта или лиц в соответствии с распоряжением руководителя объекта;

провести эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей с угрожаемых участков;

при прибытии групп правоохранительных органов и ГО и ЧС действовать по их указаниям.

 

2.3. Персонал объекта обязан:

при обнаружении подозрительного предмета (получении информации о заложенном взрывном устройстве немедленно сообщить руководителю объекта;

не нарушать (не трогать, не перемещать, не открывать, не развязывать и т.д. целостность обнаруженных предметов;

осмотреть помещение и постараться запомнить приметы посетителей, их поведение, место нахождения;

принять меры к закрытию и опечатыванию касс и других помещений, где хранятся материальные ценности;

выключить электроприборы, проверить наличие и состояние средств оказания первой медицинской помощи;

оставаясь на рабочем месте, выполнять указания руководителя;

подготовиться к эвакуации по распоряжению руководителя, организованно покинуть помещение, соблюдая меры предосторожности.

 

 

III При получении по телефону сообщения об угрозе минирования объекта (минировании.

3.1. Руководитель:

При получении сообщения (информации об угрозе минирования объекта лично, ­

обязан:

при наличии автоматического определителя номера сразу записать определившийся номер телефона в тетрадь;

при наличии звукозаписывающей аппаратуры извлечь кассету с записью разговора и принять меры к ее сохранности. Установить на ее место другую;

при отсутствии определителя номера и звукозаписывающей аппаратуры:

а дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;

б по ходу разговора отметить пол звонившего и особенности его (ее речи:

голос (громкий, тихий, грубый, веселый, невнятный и т.д.;

темп речи (быстрый, медленный;

произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями;

состояние (спокойное, возбужденное.

в в ходе разговора обязательно отметить:

звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, музыка, звук теле­радиоапаратуры, голоса и др.;

тип звонка (городской или междугородный;

зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

попытаться получить от звонившего ответы на следующие вопросы:

а куда, кому, и по какому номеру звонит этот человек?

б выдвигаются ли им какие­либо требования, если выдвигаются, то какие?

в выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?

г на каких условиях он (она или они согласны отказаться от задуманного?

д как и когда с ним можно связаться?

г кому вы должны сообщить об этом звонке?

добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решений или совершения каких­либо действий;

если возможно, еще в процессе разговора сообщить в правоохранительные органы, а если такой возможности нет ­ по окончании разговора;

если есть опасения, что телефон прослушивается преступниками, перезвонить с другого номера телефона;

проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

отдать распоряжение о поиске подозрительных предметов в предполагаемых местах минирования;

организовать эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей и т.д. с всего объекта;

с прибытием оперативной группы территориального органа МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

3.2. Персонал объекта обязан:

По распоряжению руководителя, организованно покинуть помещение.

 

IY. При захвате заложников на объекте.

4.1. Руководитель

С получением информации о захвате заложников на территории объекта,­

обязан:

сообщить лично или через секретаря, дежурного, администратора и т.д. :

в территориальные органы МВД , ФСБ, ГО и ЧС;

при этом обязательно сообщить наименование организации и ее адрес, от кого поступила информация, требования лиц, захвативших заложников и место их нахождения, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

принять меры к пресечению возможной паники, в случае необходимости подготовить эвакуацию сотрудников, посетителей и т.д.;

не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и человеческим жертвам;

при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

инициативно не вступать в переговоры с террористами;

принять меры к беспрепятственному проходу (проезду на объект сотрудников правоохранительных органов, машин скорой медицинской помощи и территориального органа ГК и ЧС;

с прибытием оперативной группы территориального органа МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

4.2. Действия персонала.

при наличии возможности без риска для жизни окружающих и своей собственной нажать КТС, выведенную на пульт вневедомственной охраны МВД;

постараться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лица, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи ми манеры поведения, тематику разговоров, вооружение, средства передвижения и т.д.;

не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

по своей инициативе не вступать в переговоры с террористами;

стараться спокойно переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;

при необходимости выполнять требования нападающих, действовать с максимальной задержкой, но без риска для жизни окружающих и своей собственной;

на совершение любых действий спрашивать разрешение у преступников;

при наличии возможности (отсутствии угрозы себе и окружающим сообщить сотрудникам правоохранительных органов информацию о складывающейся ситуации и преступниках.

При проведении спецслужбами операции по освобождению от преступников руководитель и сотрудники обязаны неукоснительно соблюдать следующие требования:

лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;

не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника;

если есть возможность, держаться подальше от проемов дверей и окон;

при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови.

 

V. При совершении на объекте террористического акта (взрыв, поджог и т.д. или крупной ЧС.

5.1. Руководитель обязан:

оценит обстановку;

обеспечить своевременное оповещение персонала;

лично или через секретаря, дежурного, администратора и т.д.:

сообщить в территориальные органы МВД, ФСБ , ГО и ЧС;

при этом обязательно сообщить наименование объекта, адрес, характер происшествия, другие детали, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

- с прибытием оперативной группы территориальных органов МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

организовать оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения, вывод персонала в безопасные места;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.