Может ли организация или индивидуальный предприниматель торговать сигаретами в кафе/баре/ресторане?
Цитата (Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", № 4, апрель 2017 г., с. 38-40.):
Табачная продукция в общепите
Е.Е. Каравайкина, эксперт журнала
В арбитражной практике появилась позиция о том, что продажа табачной продукции и табачных изделий предприятием общепита недопустима. Рассуждения такие.
Законодательные требования
Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлены ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Частью 1 этой статьи предоставлено право осуществления розничной торговли табачной продукцией в магазинах и павильонах.
Магазин – это здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продажи
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ в случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается:
торговля табачной продукцией в других торговых объектах;
развозная торговля табачной продукцией.
Находится под запретом розничная торговля табачной продукцией:
в торговых объектах, не предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 19;
на ярмарках, выставках;
путем развозной и разносной торговли, за исключением развозной торговли в случае, оговоренном в ч. 2 ст. 19;
дистанционным способом продажи;
с использованием автоматов;
иными способами.
Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями является административно наказуемым деянием, ответственность за совершение которого определена ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ. Граждане могут быть оштрафованы на сумму от 2 000 до 3 000 руб., должностные лица и ИП - от 5 000 до 10 000 руб., юридические лица - от 30 000 до 50 000 руб.
Предприятие общепита как место торговли табачной продукцией
Согласно п. 3 Правил оказания услуг общественного питания*(1) услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общепита, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом. Таким стандартом является ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (введенный в действие с 01.01.2016 Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст).
Предприятие (объект) общественного питания – это имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или ИП для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общепита, создания условий для потребления и реализации этой продукции и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В пункте 5.15 ГОСТ 30389-2013 приведен ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков и сопутствующих товаров, который должен быть включен в меню, прейскуранты, карты в зависимости от типа предприятия общепита. Так, в ассортиментный перечень сопутствующих товаров ресторана, кафе и бара включены табачные изделия, фирменные сувениры и печатная продукция.
На основании этого судьи делают такой вывод: продажа табачной продукции на предприятии общепита (в ресторане, кафе, баре) является розничной продажей. При этом согласно ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ такая продажа находится под запретом. Довод ИП (владельца кафе) о том, что в отношении организации общественного питания запрета не установлено, арбитры отклонили в силу ч. 1 указанной статьи (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 N 10АП-10986/2016 по делу N А41-14252/16). Другими словами, они исходили из того, что предприятие общепита не является ни магазином, ни павильоном.
* * *
Если объект, где производится розничная продажа табачной продукции, является предприятием общественного питания, осуществление такой продажи нарушает положения ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ. Именно такой подход поддержали судьи.