Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

10:07 Что изменится в системе контроля алкогольного рынка с вступлением в силу новых законов?

В соответствии с Федеральным законом «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»  с 1 января 2006 года меняются размеры и порядок уплаты лицензионных сборов за производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По действующему сегодня Федеральному закону от 8 января 1998 года № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» сбор за выдачу лицензий для производителей и оптовиков составляет 500 минимальных размеров оплаты труда или 50 тысяч рублей за каждый вид деятельности, за каждое территориально обособленное структурное подразделение юридического лица, с ежегодной уплатой сбора за каждый год действия лицензии. Кроме того, существует плата за обследование предприятия, которая составляет 50 минимальных размеров оплаты труда или 5 тысяч рублей за каждое обследование. Она также взимается за каждое территориально обособленное структурное подразделение юридического лица с ежегодной ее уплатой за каждый год действия лицензии.

Новый закон значительно увеличивает размер лицензионного сбора: до 3 млн. рублей - для производителей этилового спирта и алкогольной продукции, кроме вина; до 250 тыс. рублей – для производителей вина, спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции и для оптовиков, и отменяет плату за ежегодное обследование объектов юридического лица.

Размер лицензионного сбора не будет зависеть от количества обособленных подразделений юридического лица, а его уплата должна производиться один раз за весь период действия лицензии до подачи заявления на ее выдачу. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», также принятым Государственной Думой в третьем чтении, лицензия выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на 5 лет.

Для оптовых организаций отрицательной стороной нововведений является необходимость единовременной уплаты лицензионного сбора за 5 лет (250 тыс. руб. против 55 тыс. руб., уплачиваемых ежегодно), общая сумма при этом уменьшается за счет исключения платы за обследование (по 5 тыс. руб. в год). Очевидно, что новый закон «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» направлен на укрупнение предприятий и организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.

Следующие два закона по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, это: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», принципиально меняют условия, в которых действуют участники алкогольного рынка, а также существующую систему контроля алкоголя.

С 1 января 2006 года вводятся требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала организаций, не являющихся казенными предприятиями: производители водки должны иметь оплаченный уставный капитал не менее 50 млн.руб.; производители и оптовые поставщики спирта и алкогольной продукции с содержанием спирта более 15% (кроме водки) – 10 млн. руб.

Такая норма выгодна производителям федерального уровня, направлена на усиление позиций крупных предприятий и вытеснение с алкогольного рынка небольших предприятий регионального уровня.

Требование к минимальному размеру оплаченного уставного капитала с 1 июля 2006 года вводится и для организаций розничной торговли. Его размер будут устанавливать субъекты Российской Федерации, но не более чем 1 млн. руб. При этом индивидуальные предприниматели лишаются права заниматься розничной продажей алкогольной продукции.

Для оптовых и розничных предприятий также вводится требование предварительной оплаты закупаемой алкогольной продукции.

Эти требования могут привести  к сокращению количества торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкоголем. Позитивным изменением, вводимым новым законом, является сокращение перечня денатурирующих добавок, исключение из них диэтилфталата, который в настоящее время широко используется для производства спиртосодержащей продукции «двойного назначения», буквально наводнившей сегодня алкогольный рынок.

К положительным изменениям относится также введение лицензирования и декларирования оптовой продажи спиртосодержащей непищевой продукции, что позволит в некоторой степени ограничить число оптовых поставщиков.

Вместе с тем, законодатели не приняли предложения по аккредитации оптовых организаций на право поставки спиртосодержащей продукции в розничную сеть регионов. По новому закону любая оптовая организация, получившая лицензию в каком-либо регионе России, сможет поставлять спиртосодержащую продукцию в любой другой регион РФ без регистрации на его территории. Это существенно осложнит работу и по выявлению поставщиков, и по применению к нарушителям мер воздействия на региональном уровне.

Кроме того, в новом законе заложена норма, которая позволяет поставлять спирт и спиртосодержащую продукцию организациям, не имеющим лицензию, если они получают эту продукцию в качестве вспомогательного материала или на цели, не связанные с производством продукции. Таким образом, недобросовестным предпринимателям оставлена возможность беспрепятственно получать спирт и спиртосодержащую продукцию для нелегального производства алкогольных суррогатов.

К позитивным изменениям можно отнести введение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако для ее внедрения предприятия-изготовители должны будут понести дополнительные затраты на приобретение соответствующего оборудования и программного обеспечения, как это было при внедрении системы автоматизированного учета на акцизных складах, которая теперь отменена новым законом.

Кроме того, как показал опыт внедрения автоматизированного учета на акцизных складах, унифицированные системы осваиваются сложно, с большими трудностями и длительное время.  В срок, указанный в законе, то есть до 1 июля 2006 года, единая автоматизированная система учета явно не будет внедрена. Однако в законе присутствует норма, запрещающая производство спирта и алкогольной продукции без ее применения. Учитывая, что российские законодатели  не могут оперативно принимать решения об изменении законодательства, эта норма может вызвать остановку предприятий-изготовителей на неопределенный срок и освободить нишу для нелегальной продукции на алкогольном рынке.

Одновременно с внедрением единой автоматизированной системы учета с 1 июля 2006 года отменяется квотирование объемов закупок этилового спирта, что может привести к его бесконтрольному обороту. Эта норма лишает субъекты Российской Федерации возможности контролировать оборот этилового спирта на своей территории.

Новым законом упраздняется система акцизных складов, маркировка региональными специальными марками алкогольной продукции, поступающей в розничную сеть субъекта Российской Федерации, отменяются полномочия субъектов России по осуществлению специальных защитных мер в отношении алкогольной продукции, поступающей в розничную сеть (контроль качества, безопасности, легальности ее производства и оборота), по аккредитации организаций на право поставки алкогольной продукции в розничную сеть. При этом вместо региональной специальной марки вводится новая информационная марка, которая будет наноситься на продукцию предприятием-изготовителем либо импортером, которая по мнению законодателей заменит все те меры по обеспечению контроля на алкогольном рынке, которые сегодня осуществляются субъектами Российской Федерации.

С отменой акцизных складов, специальных защитных мер и региональной специальной марки на пути от производителя до розничного торгового объекта не будет контроля, откроются каналы для прямого поступления в розничную торговлю некачественной, фальсифицированной и ушедшей от налогов продукции. В складывающейся ситуации несложно предвидеть неминуемый рост нелегального оборота алкогольной продукции.

Оставить мнение на статью

 






27 августа 2005
00:00
Поделиться