Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Об анкетировании бизнес-сообщества Чувашской Республики

 

 

В целях реализации мероприятий административной реформы в Чувашской Республике в декабре 2009 года организовано анкетирование бизнес-сообщества Чувашской Республики по оценке изменения давления со стороны контролирующих органов и снижения административных барьеров.

Специфика анкеты, предлагаемой для опроса бизнес-сообщества Чувашской Республики,  состояла в том, что она должна была отвечать не только требованиям, сформулированным для проведения социологических опросов (быть простой, понятной, лаконичной, содержать в вопросах пояснения, содержать альтернативные ответы, отнимать минимум времени у респондентов), но и быть направленной на получение необходимой информации о количественных показателях для оценки затрат субъектов предпринимательства на преодоление административных барьеров.

Содержание анкеты предусматривало решение следующих взаимосвязанных задач:

- оценить динамику изменения нагрузки на  развитие бизнеса в форме административных барьеров  и внеплановых проверок за последний год.

- выявить реальные объемы и структуру финансовых и временных затрат на преодоление различных административных барьеров;

- оценить количество (частоту) контрольных (надзорных) проверок текущей деятельности субъекта предпринимательства;

- выявить мнение (позицию) респондентов о возможных путях (вариантах) снижения нагрузки на развитие бизнеса в форме административных барьеров и контрольных (надзорных) проверок;

- оценить влияние мероприятий по снижению нагрузки на развитие бизнеса в форме административных барьеров на качественные характеристики бизнеса (выживаемость, конкурентоспособность, сохранность рабочих мест, развитие) и количественные (объем выручки).

Логическая схема анкеты основана на принципе «от общего к частностям», при котором последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим.

Формат анкеты содержал тридцать закрытых вопросов с набором ответов, при этом два последних вопроса характеризовали профиль респондентов, а именно их правовой статус (организационную форму) и вид деятельности субъекта предпринимательства.

Каждый  вопрос содержал два и более вариантов ответов.

В рамках проведения опроса бизнес-сообщества Чувашской Республики были получены 177 заполненных анкет.

Анкетирование проводилось анонимно, по случайной выборке. Вместе с тем, последние два вопроса анкеты позволили построить профиль респондентов, то есть определить принадлежность к определенной организационной форме или сфере деятельности: физические лица (имеющее соответствующую информацию или опыт преодоления административных барьеров) – 14 %; индивидуальные частные предприниматели -  36%, представители малого (до 100 занятых) бизнеса – 45 %; представители среднего (от 100 до 500 занятых) бизнеса – 4 %; представители крупного (свыше 500 занятых) бизнеса – 1 %.

***

Результаты анкетирования бизнес-сообщества Чувашской Республики  позволили сделать следующие выводы:

Как считает большинство  респондентов (47%), динамика изменения нагрузки на  развитие бизнеса в форме административных барьеров  и внеплановых проверок за последний год снизилась незначительно. Однако 35 % респондентов с этим не согласны, по их мнению, затраты на преодоление административных барьеров не изменились или даже повысились. В целом же учитывая все ответы на вопрос №1, следует говорить о снижении нагрузки на развитие бизнеса (65 % положительных ответов (ответы Б и В) против 35 % -отрицательных).

2) Самыми затратными считаются административные барьеры при входе на рынок (регистрация, лицензирование, разрешение, согласование проектной документации) – 54% всех ответов.

Самыми значимыми среди затрат на преодоление административных барьеров при входе на рынок 57% респондентов считают финансовые затраты; 43% - затраты времени.

4) Самыми значимыми среди финансовых затрат на преодоление административных барьеров при входе 72 % респондентов считают официальные выплаты (соответственно в пользу коммерческих выплат и неофициальных выплат высказываются 15% и 13% всех респондентов). Вместе с тем, уровень официальных выплат, коммерческих выплат и неофициальных выплат считают терпимым большинство (соответственно 48%, 51% и 43%) респондентов считают терпимым.

5)  Самыми значимыми среди временных затрат на преодоление административных  барьеров при входе на рынок  считаются непроизводительные потери сотрудников (отвлечение от основной деятельности на очереди в местах подачи документации, доработку документации, подготовку дополнительной документации и другие) - 65% всех респондентов.   Вместе с тем, большинство (45%) респондентов оценивают непроизводительные потери сотрудников как «терпимые» (до 15 человеко-дней в год) (45%), а большинство (45%) респондентов - непроизводительные потери субъекта предпринимательства в целом как «высокие» (от 1% до 3% выручки в год).

6) Самыми значимыми среди затрат на преодоление административных барьеров при входе на рынок 53% респондентов считают финансовые затраты; 47% - затраты времени.

7) Самыми значимыми среди финансовых затрат на преодоление административных барьеров при допуске товаров (работ, услуг) на рынок  69% респондентов считают официальные выплаты (соответственно в пользу коммерческих выплат и неофициальных выплат высказываются 19% и 12% всех респондентов). Однако, уровень официальных выплат большинство респондентов считают терпимым, уровень коммерческих выплат – высоким, уровень неофициальных выплат - терпимым большинство (соответственно 50%, 42% и 45% респондентов).

8) Самыми значимыми среди временных затрат на преодоление административных  барьеров при допуске товаров (работ, услуг) на рынок  считаются непроизводительные потери сотрудников (отвлечение от основной деятельности на очереди в местах подачи документации, доработку документации, подготовку дополнительной документации и другие) - 66% всех респондентов.   Вместе с тем, большинство (41%) респондентов оценивают непроизводительные потери сотрудников как «терпимые» (до 15 человеко-дней в год), а равное количество (по 39%) респондентов - непроизводительные потери субъекта предпринимательства в целом как «высокие» (от 2% до 5% выручки в год) и терпимые (до 2% выручки в год).

9) По мнению большинства (65 %) опрошенных, частота контрольных (надзорных) проверок   текущей деятельности субъекта предпринимательства является терпимой (до 5 проверок в год), а  непроизводительные потери сотрудников на данный вид затрат оцениваются также как терпимые (до 30 человеко-дней в год).

10) Самыми значимыми среди затрат на преодоление административных барьеров при осуществлении текущей деятельности  79% респондентов считает временные затраты, а только 21% - финансовые затраты.

11) Большинство (65%) респондентов признает уровень неофициальных выплат на преодоление административных барьеров при осуществлении текущей деятельности как терпимый (до 1000 долларов в год).

12) Большинство (соответственно 59% и 50%) респондентов оценивают непроизводительные потери сотрудников и непроизводительные потери субъекта предпринимательства в целом при осуществлении текущей деятельности как терпимые.

13) По мнению большинства (18%) респондентов, самым главным направлением  дальнейшего снижения нагрузки административных барьеров на развитие бизнеса считается сокращение  сроков прохождения документации, а тремя главными направлениями признаются сокращение  сроков прохождения документации, упрощение требований к документации и сокращение количества заявительных документов.

Бизнес-сообщество  Чувашской Республики продолжает испытывать нагрузку административных барьеров на развитие бизнеса и в целом не ощутило их существенного снижения. Самыми затратными и проблематичными считаются административные барьеры при входе на рынок (регистрация, лицензирование, разрешение, согласование проектной документации), при этом наиболее беспокойство внушают именно официальные выплаты. Также официальные выплаты остаются важным административным барьером при допуске товаров (работ, услуг) на рынок. Контрольные (надзорные) проверки при осуществлении текущей деятельности субъекта предпринимательства продолжают вызывать непроизводительные потери времени сотрудников и организации в целом.

При этом большинство респондентов не высказали явного недовольства как в отношении уровня официальных, коммерческих и неофициальных выплат, так и в отношении размера непроизводительных потер времени  и оценивают их как терпимые. Исключение составляют размер коммерческих выплат при преодолении административных барьеров при допуске товаров (работ, услуг) на рынок и непроизводительные потери времени субъекта предпринимательства при входе на рынок, которые оцениваются как «высокие».

Следует особо отметить, что большинство респондентов, несмотря на анонимность проведенного опроса, не высказали негативную оценку значимости и уровня коммерческих и неофициальных выплат, а также не назвали направление «Сведение к минимуму условий коррупциогенности» в качестве одного из главных для дальнейшего снижения нагрузки административных барьеров на развитие бизнеса в Чувашской Республике.



28 декабря 2009
00:00
Поделиться