Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Об итогах развития потребительского рынка в 2009 году и приоритетных задачах на 2010 год

По итогам 2009 года необходимо отметить, что в целом сфера потребительского рынка по сравнению с другими секторами развивалась успешно.

Общий объем инвестиций по отношению к плановым показателям составил 117% (3224,95 млн. рублей).

Оборот розничной торговли на душу населения составил 56,7 тыс. рублей при планируемом показателе 50,7 тыс. рублей, объем платных услуг на душу населения -  19,7 тыс. рублей (план – 20,4 тыс. рублей).

Обеспеченность на 1000 жителей торговой площадью составила 363 кв. метров при нормативе 300,0 кв. метров, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети – 35,4 единиц при планируемом – 27 ед., рабочими местами в организациях бытового обслуживания в сельской местности – 4,5 и  в городской местности – 7,5 ед., что соответствует планируемым показателям.

Удельный вес организованного рынка в формировании оборота розничной торговли составил 86,3, процентов, что 5,2 пункта больше, чем в 2008 году.

За 2009 г. открыто и реконструировано 328 объекта розничной торговли, торговой площадью 152874 кв.м.  В г.Чебоксары после завершения строительства открылись новые крупные торговые объекты: МТВ-центр, гипермаркет «Мегастрой» (ООО «АГАВА» г. Казань), гипермаркет «Карусель» (ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»)., их общая площадь составляет более 102 тыс.кв.м. В декабре 2009 г. введены в действие новые площади в универмаге «Шупашкар», в котором расположились продовольственный супермаркет Evrospar (торг.пл. -800 кв.м), супермаркет бытовой техники DOMO (торг.пл.-1400 кв.м),  бутики одежды, обуви (торг.пл. - 1500 кв.м).

В 2009 году введены в строй 3 розничных рынка: завершено строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков в д. Б.Бикшихи Канашского района и в п. Урмары и на базе старого здания рынка «Шупашкар» создан сельскохозяйственный рынок. Кроме того, в с. Порецкое универсальный рынок переспециализирован в сельскохозяйственный.

Всего за счет ввода новых объектов потребительского рынка в 2009 году создано 2393 новых рабочих мест.

К сожалению, не удалось достичь планируемых темпов роста оборота розничной торговли -  99,3% при плане 113,0 %, темп роста оборота общественного питания – 92,1% при плане 104,0%, темп роста объема платных услуг населению – 96,0% при плане 108,0%.

Основными факторами невыполнения планируемых показателей стали последствия мирового финансового кризиса, которые способствовали снижению покупательской способности населения. При этом среди 14 регионов ПФО по объему оборота розничной торговли Чувашская Республика по итогам 2009 года занимает 4 место, а по темпам роста объемов продажи непродовольственных товаров - 1 место.

Причинами невыполнения планируемых показателей по объемам платных услуг на душу населения в 2009 году наряду с кризисными явлениями стало также увеличение доли оплаты обязательных платежей и взносов (2 место среди регионов ПФО), доли сбережений (3 место среди регионов ПФО), прирост сбережений во вкладах в учреждениях Сбербанка России (3 место среди регионов ПФО). Несмотря на это, в 2009 году потребительские расходы в расчете на душу населения возросли на 7,1% и по данному показателю среди регионов ПФО Чувашская Республика заняла 5 место.

Доля потребительского рынка в структуре валовой добавленной стоимости Чувашской Республики составила более 15%, по значимости уступая только промышленности.

Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций в сфере торговли составила 10399,4 рублей, что на 10,3% больше, чем в 2008 году (9427,2%).

В рамках действующих Соглашений о сотрудничестве  с розничными торговыми сетями проводилась работа по увеличению в общем объеме продаж доли товаров местного производства. По данным мониторинга, проводимого Минэкономразвития Чувашии совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, доля представленных в предприятиях торговли продуктов питания местных товаропроизводителей возросла с 31% в 2007 году до 60,9% - в 2009-м.

Соглашения о сотрудничестве подписаны и с 6 общественными объединениями в сфере потребительского рынка - ассоциациями предприятий торговли и предпринимателей, барменов, парикмахеров, производителей одежды, кулинаров и индустрии красоты. Целью данных соглашений является взаимодействие по вопросам повышения квалификации и обучения кадров, проведение совместных мероприятий, направленных на повышение имиджа профессий сферы потребительского рынка, обмен передовым опытом и т.д. Совместно с общественными организациями проведено более 10 обучающих семинаров, в которых приняли участие свыше 300 представителей сферы потребительского рынка, проведены конкурсы профессионального мастерства среди кулинаров и кондитеров «Пасхальное чудо», парикмахеров, баристов, фестиваль индустрии красоты, фестиваль чувашской кухни. Команда Чувашской Республики приняла участие в Международном конкурсе  кулинаров «Золотая Кулина» в г. Санкт-Петербург.

Доля налоговых поступлений сферы торговли и общественного питания в общем объеме платежей в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2010 года составила 13,3% при планируемом показателе 12,8%.

Экономический кризис негативно сказался на деятельности организаций розничной  торговли: спрос на продукцию упал из-за неплатежеспособности покупателей, как следствие, оборот розничной торговли и прибыль сократились, организации испытывали недостаток собственных финансовых средств, а кредитные и заемные средства были недоступны из-за высокого процента коммерческого кредита. Организации были вынуждены сокращать численность работников; цены продажи продукции росли в течение всего года; индекс предпринимательской уверенности был положительным только в III и IV кварталах 2009 года.

Вырабатывая и реализуя государственную политику в сфере потребительского рынка, Министерство в 2010 году будет ориентировано на достижение одной из главных стратегических целей - развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста потребительского сектора экономики.

В 2010 году для розничной торговли характерна положительная динамика. Темп роста объемов розничного товарооборота за 2 месяца составил 103,7%.

Темп роста оборота общественного питания продолжает падать и за два месяца данный показатель составил 87,7%.

В 2010 году в макроструктуре общего оборота розничной торговли на долю пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий приходится 50,7%, непродовольственных товаров – 49,3% (в январе-феврале 2009 года – 46,4% и 53,6% соответственно). Т.е. население стало больше расходовать средства на приобретение продовольственных товаров.

Объем платных услуг населению сокращается и по итогам двух месяцев темп роста объема платных услуг к уровню двух месяцев прошлого года составил 101,1 %.

 

В соответствии с Федеральной программой статистических работ в настоящее время Чувашстатом проводится ежеквартальное обследование юридических лиц, включая малые предприятия (кроме микропредприятий) и средние предприятия, осуществляющих розничную торговлю. В ходе обследования собираются сведения об оценке руководителями торговых организаций результатов их экономической деятельности в текущем периоде и об их прогнозе на предстоящий квартал.

Итоги обследования, проведенного в I квартале 2010 года, показывают, что экономическая ситуация, сложившаяся в розничной торговле, не претерпела существенных изменений по сравнению с 2009 годом. По-прежнему  82,6 % руководителей торговых организаций характеризуют ее как «удовлетворительную», а 13% считают ее благоприятной.

Оценка руководителями торговых организаций основных показателей деятельности  в I квартале 2010 года показывает, что по сравнению с IV кварталом 2009 года большее их число отметили сокращение оборота розничной торговли, снижение объема продаж в натуральном выражении, уменьшение прибыли, снижение обеспеченности собственными финансовыми ресурсами, уменьшение объема складских запасов и заказов на поставку товаров, снижение конкурентоспособности организации и инвестиций на расширение деятельности, ремонт и модернизацию организации. Однако на этом фоне число руководителей, отметивших снижение численности работников и снижение торговой наценки, уменьшилось.

В IV квартале впервые за весь 2009 год и в I квартале текущего года зафиксирован положительный баланс оценок изменения ассортимента товаров - (+8,7) процентного пункта. По прогнозам на II квартал текущего года около 83% торговых организаций планируют сохранить прежний ассортимент товаров.

По данным обследования в течение 2009 года и в  I  квартале текущего года   17,4% обследованных организаций розничной торговли отпускали товары в кредит. Удельный вес товаров проданных в кредит в общем объеме проданных товаров в этих организациях составил 7,5%. Продажа товаров по заказам, по почте, через телемагазины, компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет) обследованными организациями розничной торговли пока не используется.

В розничную торговлю поступают товары как отечественного, так и импортного производства. У половины обследованных организаций доля импортной продукции составляет не более 20% и лишь 4,3%  организаций розничной торговли имеют в продаже  более 81% импортных товаров.

Рост розничных цен к концу 2009 года замедлился, что выразилось в снижении доли предпринимателей, сообщивших о повышении цен. Если в течение 2009 года отмечалась тенденция снижения розничных цен, то в I квартале текущего года по сравнению с IV кварталом 2009 года доля предпринимателей, сообщающих о повышении цен, выросла с 56%  до 65%. Торговые организации со стабильным уровнем цен составили в I квартале текущего года 30% и  лишь 4% респондентов снизили цены. При этом торговые наценки в большинстве организаций розничной торговли остались на прежнем уровне. По прогнозам руководителей обследованных организаций во II квартале текущего года  65% респондентов собираются повысить розничные цены, у 30% организаций цены не изменятся и 4% руководителей планируют снизить цены.

Финансовая ситуация в розничной торговле характеризуется дальнейшим снижением обеспеченности торговых организаций собственными финансовыми ресурсами. В I квартале текущего года по сравнению с  IV кварталом 2009 года 21,7% респондентов отметили уменьшение обеспеченности собственными финансовыми ресурсами, а по прогнозам на II квартал 2010 года уменьшение обеспеченности собственными финансовыми ресурсами ожидают 17,4% руководителей.

Приоритетными направлениями вложения средств, предназначенных для развития и расширения торговой деятельности организаций, остаются модернизация и обновление оборудования, реклама и изучение спроса. Из-за недостатка финансовых ресурсов 47,8% торговых организаций в I квартале 2010 года не имеют отчислений на развитие и расширение своей деятельности (43,5% - в I квартале 2009 года).

Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в деятельности организаций розничной торговли, их дальнейшее развитие сдерживается рядом неблагоприятных факторов, среди которых наиболее актуальными остаются «недостаточный платежеспособный спрос населения», «высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли», «высокий уровень налогов» и «недостаток финансовых средств». Треть торговых организаций продолжала испытывать трудности из-за высокой арендной платы, высоких транспортных расходов.

Диапазон сложившегося уровня торговой наценки организаций розничной торговли в течение 2009 года составлял от 5 до 70% от стоимости проданных товаров, при этом наибольший удельный вес (более половины ответов) приходился на торговую наценку от 16% до 30%,  более четверти  – на наценку от 6% до 15%.

Все респонденты считают, что сложившегося уровня торговой наценки недостаточно для возмещения затрат и получения прибыли и хотели бы увеличить торговую наценку на реализуемые товары.

При оценке состояния конкурентной среды на розничном рынке в I квартале текущего года 35% руководителей торговых организаций отметили улучшение состояния конкурентной среды, по 22% респондентов отметили снижение уровня ненадлежащей рекламы и  недобросовестной конкуренции, 13% - рост доступности услуг естественных монополий, 4% - уменьшение антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления.

В целом прогноз развития экономической ситуации в розничной торговле на II квартал 2010 года остается стабильным: 48% респондентов считают, что экономическое положение их организаций не изменится, 30% предполагают его улучшение. Это свидетельствуют о стабилизации экономической ситуации на розничном рынке.

Все меры, которые были предприняты по стабилизации ситуации на потребительском рынке в Чувашской Республике, будут продолжены и в 2010 году.

В целях дальнейшего совершенствования сферы торговли Президентом  Российской Федерации в конце декабря подписан Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (№ 381 от 28 декабря 2009 года). В соответствии с ним органы власти субъектов федерации должны осуществлять, наряду с общими мероприятиями, содействующими развитию торговой деятельности,  меры по стимулированию инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельхозпродукции, формированию партий то варов для отгрузки организациям оптовой и (или) розничной торговли продовольственными товарами.   Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного само управления будут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли.  Целям развития торговой деятельности служит и задача достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов – основных критериев оценки доступности всех товаров для населения и удовлетворение спроса на них.

Главная задача 2010 года – обеспечить реализацию положений данного закона. А для этого необходимо создать на федеральном, региональном  и местном уровнях подзаконные нормативные правовые акты, провести необходимую разъяснительную работу среди хозяйствующих субъектов, наладить межведомственное взаимодействие, привлечь к этой работе общественные объединения в сфере торговли.

Надеемся на должное взаимопонимание и сотрудничество всех заинтересованных сторон по данному вопросу.



10 апреля 2010
00:00
Поделиться