Прошло заседание экспертной группы по мониторингу внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах РФ

Прошло заседание экспертной группы по мониторингу внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах РФ

23 января текущего года в Минэкономразвития Чувашии проведено заседание экспертной группы по мониторингу внедрения в Чувашской Республике стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации при Совете по улучшению инвестиционного климата при Главе Чувашской Республики (далее – экспертная группа).

Во исполнение требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р, по проведению мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чувашской Республики пятый год подряд в республике проведено социологическое исследование и опросы предпринимателей и населения региона (далее – опрос).

В опросе приняло участие 1381 представителей бизнес-сообщества Чувашской Республики, что в 1,3 раза больше, чем в 2018 году и 6700 жителей республики, что на 10,6% больше.

В рамках проведенного исследования было изучено мнение представителей бизнес-сообщества Чувашской Республики относительно успешности развития их собственного бизнеса. Общая доля оценивших условия бизнеса как хорошие и очень хорошие составила 20,4% (в 2018 г. - 14,1%, в 2017 г. 17,3%, в 2016 году -11,7%).

Отмечено снижение доли респондентов, не сумевших оценить условия ведения бизнеса на 7,6% (13,8% в 2019 г. против 21,4% в 2018 г.), а также сокращение доли респондентов, считающих условия ведения бизнеса как очень плохие (4,3% против 5,2%). Увеличилась доля респондентов, считающих условия ведения бизнеса как хорошие (17,5% против 12,6%).

При проведении анализа условий ведения бизнеса в Чувашской Республике представителям бизнеса было предложено выбрать самое большое препятствие, с которым они сталкиваются в своей деятельности. Участникам исследования был предложен список типичных проблем, из которых они должны были выбрать не более одной проблемы. По сравнению с 2018 г. существенно выросла доля респондентов, отметивших в качестве основной причины высокие ставки налогообложения (9,6% в 2019 г. против 3,7% в 2018 г.), практически в 2,6 раза.

Среди «свой вариант ответа» можно выделить следующие препятствия: «неэффективная налоговая система в целом», «заоблачные цены на ресурсы (ГСМ, удобрения и т.д.)», «агрессивное поведение инспекционных органов», «перенасыщенная конкуренция в отдельных отраслях», «низкая заработная плата».

Каждый пятый респондент (19,3% опрошенных) считает, что не сталкивается ни с какими препятствиями и если они есть, то не существенные и на бизнес влиять не могут. По данному показателю наблюдается незначительное снижение по сравнению с 2018 г.(22,9% опрошенных).

Среди организаций и индивидуальных предпринимателей 23,4% опрошенных считают уровень конкуренции высоким (в 2018 г. – 19,2%, в 2017 г. 21,8%, в 2016 году – 16,3%), 5,9% считают ее очень высокой (в 2018 г. – 5,0%, в 2017 г. - 6,7%, в 2016 г. – 6,3%). Основная масса респондентов (43,3%) указывает на умеренный характер конкуренции (в 2018 г. - 37,3%, в 2017 г. - 44,2%, в 2016 году – 35,1%). Таким образом, интенсивность конкуренции в 2019 г. увеличилась.

Оценивая предложения товаров и услуг на целевых рынках  жители республики отметили недостаток предложений, или полное его отсутствие, прежде всего, туристических услуг (туризм внутренний) – 51,2%  опрошенных респондентов (в 2018 г. 48,2%, в 2017 г. 54,7%); услуг отдыха и оздоровления детей – 48,0% (соответственно 43,9% и 52,4%),  услуг обслуживания детей с ограниченными возможностями – 40,1% (39,2% и 50,9%); медицинских услуг – 39,5% (35,0% и 41,6%); услуг организаций культуры – 39,3% (36,9% и 38,7%); услуг дополнительного образования детей – 38,9% (35,6% и 37,1%); общественного транспорта – 37,1% (33,7% и 32,3%); социальных услуг населения – 36,3% (32,4% и 36,9%).

Наблюдается постоянное снижение удовлетворенности по широте предлагаемых товаров и услуг по таким показателям, как общественный транспорт (-6,5% в 2017 г., -4,5% в 2018 г. и -0,8% в 2019 г.), сотовая связь (-1,4%, -8,5% и -2,3% соответственно), интернет (-3,9%, -5,8% и -3,0% соответственно), водопровод (-2,1%, -2,2% и -2,4% соответственно). При этом по указанным позициям, за исключением общественного транспорта, доля удовлетворенных граждан достаточно высокая.

Как положительный момент можно отметить постоянное увеличение удовлетворенности по широте предлагаемых товаров и услуг по таким показателям, как услуги отдыха и оздоровления детей (+1,6% в 2017 г., +2,9% в 2018 г. и +0,8% в 2019 г.), туристские услуги (+4,1%, +2,4% и +1,1% соответственно), обслуживание детей с ограниченными возможностями (+7,1%, +3,9% и +7,1%).

Впервые в ходе опроса проведена оценка рынка финансовых услуг в республике. Широта выбора финансовых услуг в городах Чувашской Республики значительно выше, чем в районах (59,5% и 43,0% соответственно). Очевиден факт повышенной доли респондентов в сельской местности, не удовлетворенных широтой выбора финансовых организаций, чем в городах.

Наиболее объективной причиной неудовлетворенности деятельностью финансовых организаций, по мнению респондентов, являются высокие процентные ставки по потребительскому и ипотечному кредитованию. Были отмечены также такие причины, как низкие ставки по вкладам, навязывание услуг, отсутствие банкоматов, которые являются незначительными. Большинство респондентов считают, что обладают знаниями, навыками и умениями для понимания большинства механизмов оказания финансовых услуг (61,5% опрошенных).

Члены экспертной группы обсудили результаты опроса, поделились мнениями по оценке конкурентной среды на товарных рынках Чувашской Республики и рекомендовали органам исполнительной власти Чувашской Республики обсудить итоги на проводимых совещаниях с представителями бизнес-сообщества и с администрациями муниципальных районов и городских округов для выработки решений по улучшению ситуаций на отдельных товарных рынках.



24 января 2020
13:45
Поделиться