Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

10.04.2018 - О реализации мер по защите прав потребителей в Чувашской Республике

Министерством в пределах своих полномочий осуществляется реализация мер в сфере защиты прав потребителей по нескольким направлениям.

Во-первых, это программные мероприятия по совершенствованию системы защиты прав потребителей. Специальный раздел«Формирование эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей» подпрограммы «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 сентября 2011 г. № 398, предусматривает 19 мероприятий.

Основной акцент в этих мероприятиях сделан на организацию информационно - просветительской деятельности в области защиты прав потребителей (в 2017 году направлено 60,3 тыс. рублей), в рамках которой на местном телевидении (НТРК) в 2017 году размещен цикл передач «Качество» для повышения информированности населения о качестве и безопасности реализуемых в магазинах продуктах питания. Сняты 2 телепередачи о результатах оценки покупателями органолептических свойств колбасных изделий и молока, а также о результатах их лабораторных исследований. Аналогичные телепередачи запланированы и в 2018 году. Планируется съемка 4-х передач «Качество» (будут проведен анализ качества кур, сыров, хлеба пшеничного и газированной воды) и цикл передач «Хочу. Могу. Знаю» (сюжеты о действиях потребителей при нарушении их прав).

Договор с Национальным телевидением Чувашии уже заключен. Первая передача выйдет в эфир  в мае т.г. 

На официальном сайте министерства с 2012 года функционирует портал «Защита прав потребителей». В 2017 году на данном портале размещено 111 информационных материалов, касающихся вопросов защиты прав потребителей в сфере торговли и платных услуг населению. Информация регулярно обновляется.

Особое внимание уделяется повышению качества обслуживания в сфере потребительского рынка и совершенствованию потребительских знаний по вопросам защиты прав потребителей: проводятся «круглые столы» с представителями администраций муниципальных районов и городских округов,  торговых сетей, товаропроизводителей по вопросам обеспечения качества и безопасности молочной продукции, по вопросам развития несетевых форматов торговли, мастер-классы, дегустации, республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди специалистов сферы торговли и бытового обслуживания населения, организована работа по участию команды Чувашии на международных конкурсах профессионального мастерства. Проведен XIII Межрегиональный форум «Стратегия и практика успешного бизнеса», посвященный Всемирному Дню качества и Европейской неделе качества.

Следующее направление – это реагирование на жалобы граждан, касающихся  защиты прав потребителей. Но таковых в 2017 году поступило в министерство только 2 (7,1% от общего количества, или 28 обращений всего) - в части обмана потребителя и недостоверной информации (Крым на глобусе не в составе России, неточности при заправке топлива на АЗС). Все они были перенаправлены по подведомственности в Роспотребнадзор по Чувашии. В 2018 году – 1 жалоба (о навязывании услуг по страхованию при оформлении кредита при покупке телефона).

Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, деятельность которых подлежит региональному государственному контролю, со стороны Минэкономразвития Чувашии – 1182 (это занимающиеся организацией ярмарок в части соблюдения утвержденного органами местного самоуправления перечня ярмарок и соблюдения утвержденного порядка организации ярмарок, а также осуществляющие деятельность в нестационарных торговых объектах в части соблюдения схемы размещения НТО, утвержденных также органами местного самоуправления). Иных полномочий по контролю нет.

20 марта 2017 г. в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год проведена  плановая документарная и выездная проверка ОАО «Чувашпечать» на предмет соответствия расположения нестационарных торговых объектов схеме размещения, утвержденной администрациями муниципальных районов и городских округов (выявлено несоответствие, которое устранено и руководителю вынесено предупреждение).

21 марта 2018 года – АО «Газета «Советская Чувашия» (нарушения не установлены).

В 2016-2018 годах региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (за исключением правил и требований, предусмотренных статьями 9. 13 - 15 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не проводился.

Одним из направлений обеспечения защиты прав потребителей является предотвращение и профилактика правонарушений в сфере алкогольного рынка.

По состоянию на 1 марта 2018 г. на территории Чувашской Республики согласно реестра действующих лицензий 653 организации (664 на 1 марта 2017 г. снижение на 1,66 %) осуществляют реализацию алкогольной продукции в 3 319 (3 483 на 1 марта 2017 г. снижение на 4,7 %) территориально обособленных объектах торговли и общественного питания. Из них более 600 предприятий общественного питания (около 20% от общего числа территориально обособленных объектов).

В течение 2017 года и за истекший период 2018 года в рамках лицензионного контроля Минэкономразвития Чувашии проведены:

- плановые проверки в соответствии с ежегодным планом проверок (4 плановые проверки). По результатам поведенных плановых проверок нарушений не выявлено;

- внеплановая проверка по согласованию с Прокуратурой Чувашской Республики (по выявленным нарушениям проведено административное расследование – прекращено из-за отсутствия состава);

- внеплановые проверки в отношении соискателей лицензий, представивших заявления о выдаче лицензии, или лицензиатов, представивших заявления о переоформлении или продлении срока действия лицензии.

Всего министерством в 2017 году рассмотрено 560 заявлений на выдачу, продление, переоформление лицензий, в 1 квартале 2018 года – 129 заявлений. В ходе указанных проверок в 2017 году установлены нарушения лицензионных требований в документах и на объектах 24 организаций, в истекшем периоде 2018 года – у 2 организаций (нарушение налогового законодательства, отсутствие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарного торгового объекта и складского помещения), в связи с чем им отказано в выдаче (продлении, переоформлении) лицензий.

Так, в рамках реализации полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в 2017 году Минэкономразвития Чувашии совместно с районными прокуратурами Чувашской Республики проведено 21 мероприятие по контролю в сфере оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции. В ходе указанных мероприятий установлены нарушения лицензионных требований,  выраженных в несоблюдении особых требований к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленных подразделениях ряда организаций(ООО «Аликовозернопродукт», ООО «Белуга», ООО «Дионис»). Директор ООО«Аликовозернопродукт» привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 5,0 тыс. рублей). По остальным организациям материалы в Минэкономразвития Чувашии не поступали.

По материалам, направленным МВД по Чувашии в адрес министерства, в 2017 году рассмотрено 12 административных дел, всего сумма наложенных штрафов составила 1 820 тыс. рублей, в том числе:

8 дел по фактам продажи алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками, наложено штрафов на сумму 1 120,0 тыс. рублей в отношении ООО «Истина» (учредитель - Давыдов Яков Ильич, директор - Миронова Наталья Александровна) - 2 материала, ООО «Калина» (учредитель, директор -  Миронова Галина Сергеевна), ООО «555» (учредители – Андреева Михайлина Ильинична, Михальчук Маргарита Анатольевна, директор – Андреева Михайлина Ильинична), ООО «Иштар» (учредитель, директор –  Белкин Артем Николаевич), ООО «МАГ» (учредитель, директор –  Губанов Григорий Николаевич), ООО «ТК «Вурнарский мясокомбинат» учредитель – Аливанов Николай Владимирович, директор – Мемикова Елена Петровна- 2 материала;

3 дела по фактам реализации алкогольной продукции несовершеннолетним (ООО «Ельник» учредитель, директор – Журавлев Александр Николаевич, ООО «Байкал-Алко»учредитель, директор – Иванов Павел Владимирович, ООО «Восток» учредитель, директор – Бадин Петр Анатольевич) наложено штрафов на сумму 600,0 тыс. рублей;

1 дело по факту хранения алкогольной продукции в объекте, не имеющем лицензию (ООО «Белуга» учредитель, директор – Сорокин Дмитрий Алексеевич) штраф 100,0 тыс. рублей.

В 2017 году Минэкономразвития Чувашии были направлены в Росалкогольрегулирование материалы в отношении 7 организаций (ООО «Адель» учредители: Рахматуллин Марат Хабибуллович (директор), Куропаткин Хабибулла Керимуллович, ООО «Арована» учредитель, ген. Директор – Богданов Константин Витальевич, ООО «Калина» учредитель, директор -  Миронова Галина Сергеевна, ООО «Панорама» учредитель, директор – Кузнецов Игорь Александрович, ООО «Истина» учредитель - Давыдов Яков Ильич, директор - Миронова Наталья Александровна, ООО «Элис» учредитель, директор – Викторов Геннадий Тимофеевич, ООО «555» учредители – Андреева Михайлина Ильинична, Михальчук Маргарита Анатольевна, директор – Андреева Михайлина Ильинична). Лицензии аннулированы во внесудебном порядке(в 86 объектах торговли и общественного питания).

За истекший период 2018 года с прокуратурой Ленинского района проведено одно совместное контрольное мероприятие. Нарушений требований законодательства в сфере алкогольного рынка не установлено.

В текущем году из правоохранительных органов Чувашской республики в адрес Министерства поступило 7 материалов, из них:

1 материал (ООО «ТК «Вурнарский мясокомбинат») по фактам продажи алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками – штраф 200 тыс. рублей;

3 материала (ООО «Виват» учредитель, директор – Егоров Валерий Артемьевич, ООО «Кристалл» учредитель – Егоров Николай Артемьевич, директор – Егорова Рената Вячеславовна - 2 материала) по фактам не подтверждения в ЕГАИС розничной продажи алкогольной продукции – по двум материалам привлечены должностные лица, штраф по каждой организации 20 тыс. рублей. Третий материал находится в работе;

2 материала (ООО «ПКФ «Находка»учредитель, директор – Евлампьев Геннадий Леонидович, ООО «АСП» учредитель, директор – Петров Сергей Васильевич) продажа алкогольной продукции с ФСМ и акцизными марками старого образца (продажа АП с  данными марками запрещена с 1 октября 2017 г.). Материалы находятся в работе;

1 материал (Аликовское РАЙПО) по факту реализации алкогольной продукции на территории, прилегающей к Раскильдинской СОШ (проведено административное расследование, нарушение не подтвердилось).

В текущем году в Росалкогольрегулирование направлены материалы на аннулирование лицензии в отношении ООО «ТК «Вурнарский мясокомбинат».

В текущем году в целях усиления контроля за незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, повышения эффективности системы профилактики злоупотребления алкоголем Министерством разработан план мероприятий («дорожная карта») по стабилизации ситуации на алкогольном рынке Чувашской Республики на 2018 – 2020 годы.

28 марта 2018 план рассмотрен и одобрен на очередном заседании заседания Правительственной комиссии по государственному регулированию в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Министерством также осуществляется  ежегодный мониторинг деятельности органов местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей.  В 2017 году количество обращений граждан в администрации муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики по вопросам защиты прав потребителей снизилось на 5,7%.Всего рассмотрено 817 жалоб потребителей (в 2016 году – 866). В досудебном порядке удовлетворено 95% от общего числа жалоб, или 776 требований потребителей, что почти на уровне 2016 года (рост на 0,8% или на 6 обращений).

Оказана  помощь потребителям в составлении 170 претензий к продавцам, что составляет 20,8% от общего количества обращений(в 2016 г. – 45 претензий или 5,2% от общего кол-ва обращений), а также 33 исковых заявлений (в 2016 г. – 1 заявление).

Основная доля 55% (455 ед.) поступивших в органы местного самоуправления в 2017 году  жалоб, приходилась на розничную торговлю, 44,9% (367 ед.) - услуги ЖКХ, 9,2% (75 ед.) – на платные услуги населению, 1% (8 ед.) - банковские услуги.

Органами местного самоуправления проведено 7 семинаров (в Батыревском, Вурнарском, Канашском и г Канаш (вместе), Моргаушском, Яльчикском, Янтиковском районах, Чебоксары), дано более 600 консультаций, более 500 публикаций размещены в СМИ (в газетах, журналах, в сети Интернет, на радио, телевидении).

Хотелось бы отметить ряд проблем, которые имеются и которые необходимо решить для дальнейшего совершенствования системы защиты прав потребителей в Чувашской Республике.

1.  Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» относительно плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - проводятся не чаще, чем один раз в три года,  проверки малых предприятий отменены на три календарных года, дана установка сокращения количества плановых проверок.

Что касается внеплановых проверок, которые проводятся по вопросам  защиты прав потребителей, с 1 января 2017 года установлен новый порядок проведения проверок.

Проверки по жалобам потребителей о нарушении их прав возможны лишь при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

 Более того, согласно части 3 Федерального закона обращения и заявления, не содержащие сведений о конкретных фактах нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Необходимо усилить просветительскую и разъяснительную работу среди населения и работников потребительского рынка  с целью обеспечения удовлетворения претензий потребителей на этапе предъявления потребителем претензий к продавцу.

2. Муниципальный уровень защиты потребителей очень слаб, что связано с отсутствием  штатных единиц, на которые возложены полномочия по защите прав потребителей. Так, из 26 администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской республики только в администрации г.Чебоксары имеется отдел предпринимательства и защиты прав потребителей, в штате которого работают 4 человека.

Главам администраций муниципальных районов и городских округов рекомендуем проанализировать работу по защите прав потребителей в разных направлениях (ЖКХ, платные услуги, торговля и т.д.) с целью концентрации работы в данном направлении в одном структурном подразделении, что позволит более качественно проводить работу.

3. С 30 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусмотревший возможность предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры. Вскоре после этого в 2012 году ст. 44 Закона «О защите прав потребителей» была дополнена абзацем, согласно которому прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (Фед. закон  от 28.07.2012 № 133-ФЗ).

Часть 6 ст. 15 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» содержит норму о том, что перечни услуг, предоставляемых в МФЦ, утверждаются актом Правительства РФ - для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти; нормативным правовым актом субъекта РФ - для государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта РФ, территориальными государственными внебюджетными фондами; муниципальным правовым актом – для муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления.

Однако в перечне государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 (в редакции от 17.01.2018) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» услуги по приему жалоб потребителей не включены, что не позволяет на данный момент оказывать эти услуги в МФЦ.

4. В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О защите прав потребителей», право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

К сожалению, в образовательных учреждениях внимание данной тематике пока уделяется недостаточно.

Минобразования Чувашии предлагаем рассмотреть возможность обучения старшеклассников основам прав потребителей на дополнительных занятиях, классных часах или дополнительных уроках с приглашением специалистов в данной сфере.

Предлагаем совместно:

рассмотреть возможность издания справочников (методических рекомендаций) по оформлению типовых документов по защите прав потребителей по основным проблемным вопросам. К тому же они будут подспорьем и для органов местного самоуправления;

продолжить работу по повышению правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей, особенно это касается сфер деятельности, в которых увеличилось количество жалоб (финансовых, жилищно-коммунальных,  транспортных услуг, Интернет-торговли).

Рекомендуем Отделению Национального банка  по Чувашской Республике проанализировать по итогам 2017 года и 1 квартала 2018 года обращения граждан с жалобой на деятельность микрофинансовых организаций, организаций банковской сферы на факты принуждения к заключению договоров страхования и совместно с Управлением Роспотребнадзора рассмотреть возможность проведения совместных консультаций граждан по вопросам финансовых услуг.

Министерству образования Чувашии рекомендуем акцентировать внимание на правовом просвещении обучающихся в общеобразовательных организациях и иных  учебных заведениях по вопросам защиты прав потребителей.

Безусловно, органам местного самоуправления необходимо повышать грамотность своих специалистов в вопросах защиты прав потребителей. К этому вопросу  просим подключиться Роспотребнадзор.

И, конечно же, более активнее консультировать граждан по вопросам защиты прав потребителей и  обращаться с иском в суды в защиту их прав.

Общественным объединениям рекомендуем активнее проводить общественный контроль за соблюдением прав потребителей и в случае выявления фактов нарушений направлять информацию об указанных фактах в органы контроля (надзора). Кстати, одним из основных направлений реализации федеральных партийных проектов партии «Единая Россия» в I полугодии 2018 года является проект «Народный контроль», к которому можно присоединиться.