Проект Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год
Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год
|
В соответствии со статьей 44 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», п р и к а з ы в а ю:
- Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спир-тосодержащей продукции на 2023 год (далее – Программа профилактики).
- Отделу контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики Управления государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики проводить профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год в соответствии с Программой профилактики.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, курирующего Управление государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и торговой деятельности.
Заместитель Председателя Кабинета
Министров Чувашской Республики – министр Д.И. Краснов
Утверждена
приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики
от __________ № __________
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального
государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции на 2023 год
ПАСПОРТ
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год
|
Правовые основания разработки программы |
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ); - постановлением Правительства Российской Федерации 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»; - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2021 г. № 477 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 477)
|
Разработчик программы |
отдел контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики Управления государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и торговой деятельности Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики
|
Цели программы |
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; - повышение прозрачности деятельности контрольного (надзорного) органа при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью контролируемых лиц; - создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям; - снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; - предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. - увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов.
|
Задачи программы |
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников алкогольного рынка при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; - укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности; - создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению; - создание и внедрение мер системы позитивной профилактики; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению; - инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы; - установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов; - повышение квалификации работников отдела контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики Управления государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и торговой деятельности Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики; - регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности в области розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного контроля (надзора); - снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты. |
Сроки и этапы реализации программы
|
2023 год
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов; - внедрение новых видов профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 477; - обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц контрольного (надзорного) органа; - уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц; - повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов; - уменьшение числа нарушений лицензионных и обязательных требований, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий; - повышение уровня доверия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики; - внедрение различных способов профилактики; - повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорного органа.
|
Источники финансирования |
Реализация Программы профилактики осуществляется в рамках текущего финансирования и кадрового обеспечения деятельности министерства
|
Участники реализации Программы профилактики |
Координацию работы по проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, осуществляет заместитель министра экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, курирующий деятельность Управления государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и торговой деятельности. Участниками реализации Программы профилактики являются - отдел контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики. |
1.Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
1.1.Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного
контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции
В соответствии с пунктом 3 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2021 г. № 477 Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее – Минэкономразвития Чувашии) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее также - региональный государственный контроль (надзор))
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Минэкономразвития Чувашии через структурное подразделение - отдел контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики (далее - Отдел).
Согласно статьи 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
Обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) являются:
1) требования, установленные статьями 2, 8, 9, 10.2, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Чувашской Республики, регулирующими правоотношения в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) требования, к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
3) требования, установленные статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ, приказом Росалкогольрегулирования от 17 декабря 2020 г. № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования по декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
По состоянию на 31 декабря 2021 года на территории Чувашской Республики согласно реестру действующих лицензий 583 организации осуществляли розничную продажу алкогольной продукции в 3286 территориально обособленных объектах торговли и общественного питания.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) в 2021 году на 12 месяцев продлены лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, сроки действия которых истекли в период с 1 января по 31 декабря 2021 года, в том числе лицензий, которые были продлены в 2020 году.
Сведения о продлении названных лицензий на территории республики внесены Росалкогольрегулированием в Государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В 2021 году в рамках лицензионного контроля Минэкономразвития Чувашии выездные проверки соискателей лицензий, лицензиатов, проведение которых является обязательным, проводились посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференцсвязи.
В отчетном периоде Минэкономразвития Чувашии: выдано 63 лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее – лицензии), продлено действие 226 лицензии; переоформлено 179 лицензий; отказано 17 организациям в выдаче (переоформлении) лицензий; прекращено по заявлению руководителей организаций действие 15 лицензий.
В целях выявления и пресечения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции на территории республики Минэкономразвития Чувашии в 2021 году проведено 1004 контрольных мероприятия, по результатам которых у 215 организаций и индивидуальных предпринимателей выявлены нарушения обязательных (лицензионных) требований, предъявляемых к розничной продаже алкогольной продукции, а также порядку ее учета в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
В ходе лицензионного контроля за отсутствие на сайте Росалкогольрегулирования сведений о подключении заявленных организацией объектов к ЕГАИС, а также отсутствие в них программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкогольной продукции в данной системе, в выдаче и переоформлении лицензий отказано 9 организациям.
За отчетный период Минэкономразвития Чувашии составлено 100 протоколов об административных правонарушениях, а также возбуждено 3 административных расследования по фактам нарушения требований законодательства в сфере регулирования алкогольного рынка. В остальных случаях начата работа по привлечению к административной ответственности.
К административной ответственности привлечены 81 юридическое лицо и 19 индивидуальных предпринимателя, из них:
- в ходе контроля за соблюдением ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики в 2020 году, установленных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. № 481, к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отчетном периоде привлечено 37 организаций в виде предупреждения и 4 организации в виде штрафа. Сумма штрафа составила 200,0 тыс. рублей. В отношении 1 организации вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- в рамках государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2021 году выявлены нарушения установленных сроков сдачи деклараций за 3 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года, к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ привлечены 7 организаций в виде предупреждения, а также 11 индивидуальных предпринимателя привлечены к административному наказанию в виде предупреждения и 4 индивидуальных предпринимателя в виде штрафа. Сумма штрафа составила 20,0 тыс. рублей;
- по результатам проведенного мониторинга фактов занижения регулируемой государством цены на алкогольную продукцию по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ выявлено более 30 организаций, нарушивших требования законодательства. В отчетном периоде за реализацию алкогольной продукции ниже минимально установленной цены 7 организаций привлечены к административному наказанию в виде предупреждения и 4 организации привлечены к административному штрафу. Сумма штрафа составила 200,0 тыс. рублей;
- в рамках контрольных мероприятий, при предоставлении государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции к административной ответственности за нарушение порядка учета оборота алкогольной продукции в ЕГАИС по статье 14.19 КоАП РФ привлечена 1 организация в виде предупреждения;
- по материалам МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО об организациях, не представивших в ЕГАИС информацию о принятии или отказе в принятии поставленной в их адрес алкогольной продукции в 2021 году по статье 14.19 КоАП РФ к административной ответственности привлечены 20 организаций в виде предупреждения, 2 индивидуальных предпринимателя в виде предупреждения и 1 индивидуальный предприниматель в виде штрафа. Сумма штрафа составила 10,0 тыс. рублей. В отношении 1 организации, поступивший от МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО материал об аннулировании лицензии в связи с розничной продажей алкогольной продукции с поддельными марками находится на рассмотрении в Арбитражном суде Чувашской Республики-Чувашии;
- по материалам территориальных подразделений МВД по Чувашской Республике в отчетном периоде за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ 1 юридическое лицо привлечено
к административной ответственности в виде предупреждения, а также Арбитражном судом Чувашской Республики-Чувашии по факту оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ 1 должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде предупреждения. По факту оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а также оборота с нарушением требований к маркировке алкогольной продукции в отношении 2 организаций и 1 должностного лица вынесены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в виду отсутствия состава административного правонарушения. Возвращены на доработку 3 материала проверок;
- на основании информации администрации города Чебоксары, а также информации, размещенной в СМИ, в 2021 году возбуждены административные расследования в отношении 3 организаций по факту реализации алкогольной продукции в объектах общественного питания, имеющие зал обслуживания посетителей площадью менее 50 квадратных метров, расположенные в многоквартирных домах. В отношении 2 организаций в виду отсутствия состава административного правонарушения приняты постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в отношении одной организации продолжено административное расследование.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также в целях совершенствования законодательства Чувашской Республики в сфере осуществления регионального государственного контроля (надзора), постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2021 г. № 477 утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Во исполнение данного постановления приказом Минэкономразвития Чувашии от 13 декабря 2021 г. № 166/1 принята Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2022 год.
Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, представителей общественных организаций, а также в целях проведения анализа причин и условий, способствующих незаконному обороту алкогольной продукции на территории Чувашской Республики, выработке мер по снижению смертности от отравления алкогольной и спиртосодержащей продукцией, распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 августа 2021 г. № 668-р образована Рабочая группа.
30 сентября 2021 года проведено заседание Рабочей группы, на котором обсуждены мероприятия, выполнение которых будет способствовать противодействию незаконному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, в соответствии с протокольным поручением 3 ноября 2021 года в целях установления ответственности за розничную продажу самогона, Минэкономразвития Чувашии направлено соответствующее предложение в Госсовет Чувашии (о внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
1.2. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами требований действующего законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязательных требований к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Минэкономразвития Чувашии сформирован Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Перечень нормативных правовых актов размещен на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии в разделе «Регулирование алкогольного рынка».
Отделом периодически проводился мониторинг актуальности Перечня нормативных правовых актов, в том числе на наличие нормативных правовых актов, требующих исключения по причине наличия устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
На официальном сайте Минэкономразвития Чувашии для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей реализована возможность оставить замечания и предложения, в том числе по перечню правовых актов.
Приказами Минэкономразвития Чувашии утверждены:
- Порядок организации учета подконтрольных субъектов (объектов) и истории их проверок при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Чувашской Республики;
- Порядок организации учета подконтрольных субъектов (объектов) и истории их проверок при осуществлении государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Минэкономразвития Чувашии постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере оборота алкогольной, в том числе пивной продукции.
Информация о выявленных нарушениях в 2021 году ежеквартально рассматривалась на публичных обсуждениях правоприменительной практики Министерства, проводимых в рамках сеансов видеоконференцсвязи с участием заинтересованных лиц от органов исполнительной власти Чувашской Республики, общественных организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обобщенная информация о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях размещается на официальном сайте Министерства.
Кроме того, в свободном доступе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются нормативные акты, регламентирующие деятельность Министерства. В качестве информационного ресурса также используются публикации в средствах массовой информации, трансляции в теле- и радиопередачах.
Отделом постоянно проводится разъяснительная и консультационная работа с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями о неукоснительном соблюдении требований законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в области розничной продажи алкогольной, в том числе пивной продукции.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Основными проблемами подконтрольной среды являются:
нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Пути решения проблем:
оказание методической помощи юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при осуществлении розничной продажи алкогольной, в том числе пивной продукции.
- Основные цели и задачи программы профилактики
2.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2.2. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников алкогольного рынка при осуществлении федерального государственного контроля;
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
оценка состояния подконтрольной среды;
определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
повышение квалификации подразделений Управления Минэкономразвития Чувашии;
создание системы консультирования для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
повышение уровня правовой грамотности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
- Перечень профилактических мероприятий,
сроки (периодичность) их проведения
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.1. Информирование
Информирование подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Отделом посредством размещения на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты подконтрольных субъектов на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка https.//service.fsrar.ru/cabinet и в иных формах информации, предусмотренной пунктами 1 - 10, 12 - 14, 16 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).
Информирование осуществляется в течение года, по мере необходимости, следующими отделами департамента: отделом государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции; отделом лицензирования алкогольной продукции; отделом правового обеспечения и профилактики коррупции.
3.2. Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики проводится Отделом один раз в год. По итогам обобщения правоприменительной практики Отдел обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается министром экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, исполняющим обязанности министра и размещается в соответствующем разделе на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Ответственные за подготовку и опубликование доклада о правоприменительной практике – начальник Отдела.
3.3. Объявление предостережений
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявляются и направляются подконтрольным субъектам в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 248-ФЗ.
Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований направляются в течение года следующими должностными лицами Отдела:
- начальником отдела контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики Управления государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и торговой деятельности Минэкономразвития Чувашии;
- заместителем начальника отдела контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики Управления государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и торговой деятельности Минэкономразвития Чувашии;
- консультантом отдела контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики Управления государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и торговой деятельности Минэкономразвития Чувашии;
- главным специалистом – экспертом отдела контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики Управления государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и торговой деятельности Минэкономразвития Чувашии.
3.4. Консультирование
Должностные лица Отдела осуществляют консультирование:
1) в виде устных разъяснений на личном приеме либо в ходе проведения профилактического визита;
2) посредством размещения в разделе на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом.
Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом контроля;
о порядке принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц органа контроля.
Консультирование осуществляется в течение года, по мере обращения подконтрольных субъектов и иных лиц.
Отделом ведется журнал учета консультаций по форме, утвержденной приказом Министерства.
3.5. Профилактический визит
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности подконтрольных субъектов либо путем использования видео-конференц-связи.
Профилактический визит проводится в обязательном порядке в отношении организаций, впервые приступающих к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Обязательный профилактический визит проводится не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Ответственные за проведение профилактических визитов должностные лица Отдела.
В ходе профилактического визита должностным лицом Отдела может осуществляться консультирование контролируемых лиц в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона № 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится с предварительным информированием контролируемых лиц, срок проведения не может превышать 1 рабочий день.
Контролируемое лицо в соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального № 248-ФЗ имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом оно должно уведомить об отказе департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения обязательного профилактического визита.
Формы документов: решение о проведении профилактического визита; уведомление о проведении профилактического визита; учетная карточка профилактического визита; журнал учета профилактических визитов утверждены приказом Министерства.
- Показатели результативности и эффективности
программы профилактики
Результаты оценки эффективности профилактической работы и анализ влияния профилактических мероприятий на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям отражаются в отчетном докладе об итогах выполнения программы профилактики, который размещается на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии.
Ожидаемый эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях конструктивного сотрудничества с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в постоянном режиме по вопросам соблюдения обязательных требований.
Экономический эффект от реализованных мероприятий:
1) минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления;
2) проведение мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с выдачей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
4) повышение уровня доверия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к Министерству.
Количественные показатели оценки эффективности Программы:
1) количество проведенных профилактических мероприятий;
2) количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
3) доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
4) количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
___________________________
Приложение к Программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения на 2023 год
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Способ проведения мероприятия |
Ответственные |
Срок выполнения/ Периодичность |
1. |
Информирование
|
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии в средствах массовой информации. Информирование по соблюдениям обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона № 248-ФЗ.
|
Отдел контроля, мониторинга алкогольного рынка и административной практики |
По мере принятия нормативных правовых актов, внесения изменений в действующие нормативные правовые акты |
2. |
Объявление предостережения |
Выдача подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции в порядке предусмотренном статьями 21 и 49 Федерального закона № 248-ФЗ |
Отдел контроля, монито-ринга алкогольного рынка и административной практики |
По мере получения сведений о признаках нарушений |
3. |
Консультирование |
Сотрудники Отдела по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют без взимания платы консультирование – дают разъяснения положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и порядка обжалования решений Минэкономразвития Чувашии, действий (бездействия) его должностного лица. Должностное лицо, осуществляющее консультирование, дает контролируемым лицам устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться в случае невозможности предоставления такого ответа. Консультирование осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля.
|
Отдел контроля, монито-ринга алкогольного рынка и административной практики |
По мере поступления от контролируемых лиц соответствующих обращений |
4. |
Профилактический визит |
Проведение профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица путем использования видео-конференц-связи |
Отдел контроля, монито-ринга алкогольного рынка и административной практики |
В течении года |
5. |
Обобщение правоприменительной практики |
Проведение анализа, выявление типичных нарушений лицензионных и обязательных требований, причин факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений по итогам 2022 года.
|
Отдел контроля, монито-ринга алкогольного рынка и административной практики |
До 25.01.2023 |
Подготовка проекта доклада о правопреминительной практики, публичное обсуждение проекта доклада, анализ поступивших замечаний и предложений. |
- |
До 10.02 2023 |
||
Подготовка, утверждение и размещение на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии в сети «Интернет» |
- |
До 01.04.2023 |