Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

2021 год

Доклад

о правоприменительной практике Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики

при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

в 2021 году

 

Настоящий доклад о правоприменительной практике Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее – Минэкономразвития Чувашии) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2021 году (далее – Доклад о правоприменительной практике) подготовлен во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.09.2021 № 477 .

Обобщение правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяет обеспечивать решение следующих задач:

обеспечение единообразных подходов к применению Минэкономразвития Чувашии и его должностными лицами обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – обязательные требования), законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики о региональном государственном контроле (надзоре);

выявление типичных нарушений лицензионных и обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

подготовка предложений об актуализации обязательных требований;

подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Чувашской Республики  о региональном государственном контроле (надзоре).

Доклад о правоприменительной практике подготовлен по результатам осуществления в 2021 году регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 67 Положения о Министерстве экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 26.02.2020 № 74, Минэкономразвития Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включающий в себя:

соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);

соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС) сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;

соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В то же время, необходимо отметить, что в январе-июне 2021 года в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции также проводился в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции») и законодательством Чувашской Республики (постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.04.2019 № 110 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции») в части не противоречащей данным нормативным правовым актам лицензионный контроль.

В части лицензионного контроля предметом регионального государственного контроля (надзора) являлись:

сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ (в отношении организации, представившей заявление о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее соответственно – соискатель лицензии, лицензия) или организации, представившей заявление о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии (далее – лицензиат);

соответствие соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагалось использовать юридическим лицом при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, соответствии лицензионным требованиям используемым при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений;

законодательству Российской Федерации и законодательству Чувашской Республики в первом полугодии 2021 года в рамках регионального государственного контроля (надзора) проводился лицензионный контроль.

В 2021 году в рамках лицензионного контроля Минэкономразвития Чувашии выездные проверки соискателей лицензий, лицензиатов, проведение которых является обязательным, проводились посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференцсвязи.

В ходе лицензионного контроля за отсутствие на сайте Росалкогольрегулирования сведений о подключении заявленных организацией объектов к ЕГАИС, а также отсутствие в них программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкогольной продукции в данной системе, в выдаче и переоформлении лицензий отказано 9 организациям.

Минэкономразвития Чувашии при проведении анализа по выявлению типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений, в 2021 году выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения обязательных требований:

нарушение лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – 13 (13% от общего числа нарушений);

нарушение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» – 42 (42% от общего числа нарушений);

   нарушение обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об обороте алкогольной продукции (далее – ЕГАИС) лицами, осуществляющими ее розничную продажу - 23 (23% от общего числа нарушений);

нарушение обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра и пуаре - 22 (22% от общего числа нарушений).

Нарушение лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Наиболее часто встречающимися нарушениями лицензионных требований  в отчетном периоде являются:

отсутствие подключенных к ЕГАИС обособленных подразделений заявляемых организациями (лицензиатами) для осуществления лицензируемой деятельности;

отсутствие в обособленных подразделениях, заявленных для осуществления лицензируемой деятельности, программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС;

оборот немаркированной алкогольной продукции и алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками или акцизными марками;

розничная продажа алкогольной продукции по ценам ниже минимально установленных цен для ее реализации.

Основными причинами возникновения таких нарушений являются:

незнание руководителем организаций действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в области розничной продажи алкогольной продукции;

отсутствие контроля со стороны руководителей организаций за исполнением сотрудниками должностных обязанностей по закупке и продаже товаров;

отсутствие визуального входного контроля подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок, а также контроля с использованием функционала «Проверка марок» «Личного кабинета» на сайте Росалкогольрегулирования;

извлечение сверхприбыли путем нелегальной продажи алкогольной продукции без маркировки либо с маркировкой поддельными федеральными специальными марками и акцизными марками.

В текущем году, при предоставлении государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции к административной ответственности за нарушение порядка учета оборота алкогольной продукции в ЕГАИС по статье 14.19 КоАП РФ привлечена 1 организация в виде предупреждения.

Нарушение оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ одно должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

По факту оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а также оборота с нарушением требований к маркировке алкогольной продукции в отношении 2 организаций и 1 должностного лица вынесены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении  и материалы возвращены на доработку в правоохранительные органы.

Занижение регулируемой государством цены на алкогольную продукцию выявлено более 30 организаций, нарушивших требования законодательства. В отчетном периоде по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за реализацию алкогольной продукции ниже минимально установленной цены 7 организаций привлечены к административному наказанию в виде предупреждения и 4 организации привлечены к административному штрафу. Сумма штрафа составила 200,0 тыс. рублей.

Нарушение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Наиболее часто встречающимися нарушениями обязательных требований к розничной продаже алкогольной являются:

нарушение обязательных требований, установленных статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ;

нарушение ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики, установленных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. № 481.

Основными причинами возникновения таких нарушений являются:

незнание руководителем организаций действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в области розничной продажи алкогольной продукции;

отсутствие контроля со стороны руководителей организаций за исполнением сотрудниками должностных обязанностей по продаже товаров;

извлечение сверхприбыли при нарушении обязательных требований, установленных законодательством.

К административной ответственности за данное нарушение по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в 2021 году привлечено 37 организаций в виде предупреждения и 4 организации в виде штрафа. Сумма штрафа составила 200,0 тыс. рублей;

Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, по материалам территориальных подразделений МВД по Чувашской Республике в отчетном периоде по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ 1 юридическое лицо привлечено в виде предупреждения.

Нарушение обязательных требований к фиксации в ЕГАИС сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу.

Наиболее часто встречающимися нарушениями порядка государственного учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являются:

нарушение срока представления заявок о фиксации информации ЕГАИС;

нефиксация информации в ЕГАИС;

несвоевременная фиксация сведений о закупке алкогольной продукции и постановке на баланс.

Причины, факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений:

ошибки работников организации;

сбой во внутренней системе учета организации или приборах учета;

нарушения со стороны контрагентов (в части оформления документов
и своевременного подтверждения операции);

незнание действующего законодательства, в том числе изменений, внесенных в нормативные правовые акты в части порядка фиксации сведений в ЕГАИС;

отсутствие контроля со стороны руководителей организаций за исполнением сотрудниками своих должностных обязанностей, в том числе за своевременной передачей информации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС;

ненадлежащее обеспечение технической возможности по передаче указанной информации в ЕГАИС;

ненадлежащее обеспечение подготовки кадрового состава организаций в части повышения квалификации персонала по работе в ЕГАИС.

В 2021 году по материалам МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО об организациях не представивших в ЕГАИС информацию о принятии или отказе в принятии поставленной в их адрес алкогольной и пивной продукции  по статье 14.19 КоАП РФ к административной ответственности привлечены: 20 организаций и 2 индивидуальных предпринимателя в виде предупреждения; 1 индивидуальный предприниматель в виде штрафа. Сумма штрафа составила 10,0 тыс. рублей.

Нарушение обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи

Наиболее часто встречающимися нарушениями при декларировании объемов розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи являются:

непредставление деклараций при наличии у организации, индивидуальных предпринимателей остатков алкогольной и пивной продукции на конец предыдущего отчетного периода;

несоблюдение сроков представления деклараций;

представление не всех форм деклараций, которые необходимо представлять организации при осуществлении конкретного вида деятельности;

нарушение порядка заполнения деклараций, установленного приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций».

Причины, факторы и условия, способствующие возникновению такого нарушения, являются:

ошибки работников организаций;

незнание действующего законодательства, в том числе изменений, внесенных в нормативные правовые акты в части декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра и пуаре;

отсутствие контроля со стороны руководителей организаций за исполнением сотрудниками своих должностных обязанностей;

ненадлежащее обеспечение подготовки кадрового состава организаций в части повышения квалификации персонала.

В целях предотвращения увеличения количества указанных нарушений в рамках проводимых профилактических мероприятий особое внимание будет уделено дополнительному информированию организаций, осуществляющих предоставление деклараций, о необходимости представления деклараций в установленные сроки.

В 2021 году выявлены нарушения сроков сдачи деклараций за 3 квартал 2020 года и I квартал 2021 года к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ привлечены: 7 организаций и 11 индивидуальных предпринимателя привлечены к административному наказанию в виде предупреждения и 4 индивидуальных предпринимателя в виде штрафа. Сумма штрафа составила 20,0 тыс. рублей.

Проведенный анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также выявления источников и факторов риска причинения вреда (ущерба) послужил основой для разработки критериев отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые были включены в Положение, утвержденное постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.09.2021 № 477.

Для проведения профилактических мероприятий в отношении подконтрольных мероприятий в целях сокращения ими нарушений лицензионных и обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной и пивной продукции в настоящее время подготовлен проект приказа «Об утверждении типовых форм, используемых Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Анализ основных причин совершаемых в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции нарушений обязательных требований позволяет сделать вывод, что большое количество нарушений в указанной сфере совершаются по причинам низкой квалификации работников организаций, отсутствия контроля со стороны руководящего состава организаций операторов алкогольного рынка.

Также многочисленные нарушения в указанной сфере совершаются умышленно, в целях получения сверх прибыли от незаконной деятельности. Эти действия заключаются в абсолютном игнорировании и пренебрежительном отношении к обязательным требованиям в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Относительно совершенствования законодательства в области государственного контроля (надзора) необходимо отметить, что основные положения Федерального закона № 248-ФЗ, регламентирующие порядок осуществления государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, вступили в силу только 1 июля 2021 года. При этом некоторые подзаконные акты, принятые в развитие Федерального закона № 248-ФЗ, вступили в силу значительно позже или еще вступят в силу в 2022 году. В этой связи полагаем, что только после формирования правоприменительной практики как минимум за один полный календарный год можно будет сделать вывод о достаточности текущего регулирования в сфере государственного контроля (надзора) или о необходимости внесения изменений.