Памятка по организации работы по снижению неформальной занятости в сфере потребительского рынка
1. Создать рабочие группы (межведомственные комиссии) по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды (далее – Рабочие группы) с привлечением представителей органов прокуратуры, МВД России, Отделения Пенсионного фонда России, Управления Федеральной налоговой службы России, отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
2. Организовать взаимодействие с контрольно-надзорными органами в части получения от них информации:
о выявленных лицах и работодателях, не заключивших трудовые договоры;
о фактах выплаты заработной платы «в конвертах»;
о перечне организаций, имеющих задолженность по оплате налоговых и иных обязательных платежей или представляющих «нулевую» отчетность.
3. На основании информации о работодателях, имеющих задолженность по оплате налогов и страховых взносов, а также представляющих «нулевую» отчетность сформировать перечень «проблемных» работодателей для приглашения на заседания Рабочих групп (обратить особое внимание на случаи представления «противоречивой» отчетности в разные контрольно-надзорные органы; то есть, например, в территориальные отделы Пенсионного фонда России и/или филиалы регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации представляется «нулевая» отчетность, тогда как в территориальные инспекции Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике представленная отчетность свидетельствует о фактическом осуществлении деятельности).
4. Применять практику участия представителей органов местного самоуправления в проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых контрольно-надзорными органами, с целью выявления фактов неформальной занятости.
Организовать совместно с органами миграционной службы проведение проверок работодателей, использующих труд иностранных рабочей силы, на предмет наличия трудовых договоров с гражданами Российской Федерации (в том числе путем сопоставления фактического объема работ с численностью работников).
5. Рассматривать на заседаниях рабочих групп (комиссий) работодателей, о которых имеются сведения об отсутствии трудовых договоров, выплате заработной платы «в конвертах», имеющих задолженность по оплате налоговых и иных обязательных платежей или представляющих «нулевую» отчетность.
При проведении проверочных мероприятий следует обратить внимание на индивидуальных предпринимателей, которые снялись с налогового учета, однако фактически хозяйственную деятельность не прекратили.
6. При принятии решений об оказании мер поддержки и/или выдачи разрешительных документов внести в перечень обязательных для рассмотрения документов информацию о фактическом количестве работников и заключенных с ними трудовых договорах (в том числе путем сопоставления фактического объема работ с численностью работников).
7. Организовать сверку численности работников и перечисляемый за них НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды с количеством зарегистрированных контрольно-кассовых машин и/или с количеством объектов розничной торговли, количеством рабочих мест.
8. Совместно с контрольно-надзорными органами организовать информационно-разъяснительную (пропагандистскую) работу с населением с привлечением СМИ о негативных последствиях для работников осуществления ими работы без оформления трудовых отношений и получения ими неофициальной заработной платы, а также о мерах ответственности для работодателей за использование труда наемных работников без должного оформления с ними трудовых отношений и других нарушениях трудового законодательства.
9. Организовать в администрациях муниципальных образований «горячие» телефонные линии для приема обращений населения по вопросам «теневого» рынка труда, обеспечив систематическое размещение в СМИ номеров телефонов указанных «горячих» телефонных линий.
10. Обеспечить доведение до сведения работников и работодателей информации о вступивших в силу с 1 января 2015 года изменениях в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства, в том числе за уклонение от оформления (либо ненадлежащего оформления) трудового договора с работником.
11. Информацию о заключенных трудовых договорах ежемесячно направлять в соответствующие территориальные подразделения Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы в целях осуществления контроля за начислением и уплатой страховых взносов и НДФЛ.
12. В случае отказа работодателей от заключения трудовых договоров, все имеющиеся материалы направлять в Государственную инспекцию труда и в органы прокуратуры.
13. При обращении физических лиц по вопросу ненадлежащего оформления работодателем с ними трудовых отношений, оказывать им содействие в подготовке искового заявления в суд о признании таких отношений трудовыми отношениями.
14. Создать информационную базу по выявленным «проблемным» работодателям.
15. Информацию о результатах работы доводить до министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (economy68@cap.ru) с одновременным направлением информации о формах и методах, позволивших выявить случаи неформальных трудовых отношений.