Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Первый опыт проведения ОПОТ на муниципальном уровне

Администрация города Канаш в 2023 г. сформировала нормативную правовую базу проведения ОПОТ муниципальных НПА.

В План проведения оценки применения обязательных требований содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах города Канаш Чувашской Республики на 2024 год, утвержденный распоряжением администрации города Канаш от 28.12.2023 г. №642 вошло решение Собрания депутатов города Канаш Чувашской Республики от 27.10.2017 г. №32/11 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Канаш Чувашской Республики» (далее – Решение, Правила благоустройства).

Правила благоустройства устанавливают единые и обязательные к исполнению требования на территории города Канаш Чувашской Республики (далее - город):

- в сфере благоустройства;

- к обеспечению доступности городской среды, в том числе для маломобильных групп населения.

На семинаре для муниципальных служащих 28 марта 2024 г. администрация города Канаш представила опыт по формированию Доклада о достижении целей введения обязательных требований в сфере благоустройства.

Правила благоустройства обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися собственниками, пользователями, арендаторами земельных участков, зданий, строений и сооружений, и иных объектов, расположенных на территории города Канаш Чувашской Республики.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики население города Канаш на 01.01.2023 года составило 44 257 человек, организаций не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства на 01.01.2024 года 505 единиц.

Согласно единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России, по состоянию на 10.02.2024г. на территории города Канаш Чувашской Республики зарегистрировано 1392 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 319 юридических лиц и 1073 индивидуальных предпринимателей.

Ключевыми показателями эффективности и результативности осуществления контроля в сфере благоустройства являются:

- доля устраненных нарушений обязательных требований в общем числе нарушений обязательных требований, выявленных в ходе контрольных мероприятий в течение года, - 75 процентов: 2022 и 2023 годах - 100%;

-  доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) и (или) ее должностных лиц при проведении контрольных мероприятий в течение года - 0 процентов: в 2022 и 2023 годах - 0%.

Индикативными показателями осуществления контроля в сфере благоустройства являются:

1) Количество проведенных администрацией внеплановых контрольных мероприятий: 2022 год – 2 ед., 2023 год – 3 ед.;

2) Количество принятых органами прокуратуры решений о согласовании проведения администрацией внепланового контрольного мероприятия: 2022 год - 0 ед., 2023 год - 0 ед.;

3) Количество выявленных администрацией нарушений обязательных требований: 2022 год - 2 ед., 2023 год - 3 ед.;

4) Количество устраненных нарушений обязательных требований: 2022 год - 2 ед., 2023 год - 3 ед.;

5) Количество поступивших возражений в отношении акта контрольного мероприятия: 2022 год - 0 ед., 2023 год - 0 ед.;

6) Количество выданных администрацией предписаний об устранении нарушений обязательных требований: 2022 год - 2 ед., 2023 - 3 ед.

Административные штрафы администрацией города Канаш Чувашской Республики за 2022 – 2023 годы не накладывались.

Количество обращений граждан и организаций о нарушении обязательных требований, поступивших в администрацию (единица): 2022 год – 2 ед., 2023 год – 1 ед.

В 2022 году:

- на нарушение раздела 5.3 Правил благоустройства – в пределах дороги расположен строительный мусор (кирпичная крошка, пластиковые элементы;

-  на нарушения подраздела 5.2.4 Правил благоустройства - проведены работы по выкопу траншеи по периметру грунтовой дороги в отсутствие разрешения по выдаче ордера на проведение земляных работ.

В 2023 году:

- на нарушения подразделов 5.1.1 и 5.1.2 Правил благоустройства – проведены работы по искусственной засыпке дренажной трубы по периметру грунтовой дороги в отсутствие разрешения по выдаче ордера на проведение земляных работ.

Отрицательные последствия, установленные вышеуказанным правовым регулированием за время действия отсутствуют.

Однако анализ рассматриваемых ОТ , содержащихся в Правилах благоустройства, позволяет сделать вывод о нецелесообразности дальнейшего применения ОТ и необходимости внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт, ввиду наличия в Правилах благоустройства неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять ОТ.

В Правилах благоустройства имеются нормы, доработка которых обеспечит более точное соблюдение принципа правовой определенности и системности установления обязательных требований:

  1. В пунктах 1.1, 2.14, 3.3.17 Правил благоустройства следует актуализировать ссылки на утратившие силу методические рекомендации, Своды Правил, ГОСТы.
  2. Отдельные положения Правил благоустройства необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон №248-ФЗ).

Кроме этого в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ постановлением администрации города Канаш Чувашской Республики от 15 марта 2022 г. № 327 в отношении осуществляемых администрацией города Канаш Чувашской Республики муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля, муниципального контроля в сфере благоустройства, муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения в городе Канаш Чувашской Республики утверждены формы документов, используемых при осуществлении муниципального контроля, не утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

Вышеуказанным постановлением в числе прочего утверждена типовая форма предписания. В то же время форма предписания утверждена и в приложении №2 к Правилам благоустройства.

Данные формы не идентичны, что  вводит в заблуждение как должностных лиц администрации, уполномоченных осуществлять контроль в сфере благоустройства, так и контролируемых лиц.

В ходе исследования НПА привли к выводу, что необходимо установить срок действия Правил благоустройства в целях регулярного пересмотра обязательных требований для их актуализации с учетом современного уровня развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы (часть 4 статьи 3, часть 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»)

 

https://gkan.cap.ru/action/activity/eab/orv/ocenka-obyazateljnih-trebovanij-soderzhaschihsya-v/2024-god