"О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике"
ЗАКОН
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
20 мая 2004 года
Настоящий Закон направлен на улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности Чувашской Республики, обеспечение стабильных условий деятельности инвесторов в Чувашской Республике, а также устанавливает гарантии защиты прав, интересов и имущества инвесторов независимо от форм собственности.
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Чувашской Республики.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
субъекты инвестиционной деятельности – инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса;
инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование;
инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);
срок окупаемости инвестиционного проекта – срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение;
заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы;
экономическая эффективность инвестиционного проекта – результативность экономической деятельности, определяемая отношением полученного экономического эффекта (результата) от осуществления инвестиционного проекта к затратам, обусловившим получение этого эффекта;
бюджетная эффективность инвестиционного проекта – влияние результатов инвестиционного проекта на доходы и расходы республиканского бюджета Чувашской Республики, выражаемое в увеличении бюджетных доходов и (или) снижении бюджетных расходов за определенный период времени в результате реализации инвестиционного проекта;
общественная значимость инвестиционного проекта – социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта;
общественная полезность инвестиционного проекта – способность инвестиционного проекта принести выгоды обществу от его реализации, которая выражается в создании новых услуг или снижении себестоимости существующих, повышении их качества, обеспечении бесперебойности предоставления, расширении круга населения, имеющего доступ к этим услугам, а также в экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки;
объем инвестиционных затрат – суммарный объем инвестиций, вкладываемых в соответствии с бизнес-планом в инвестиционный проект.
Статья 3. Приоритетные направления государственной поддержки инвестиционной деятельности
Приоритетными направлениями государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике являются:
создание новых рабочих мест;
производство конкурентоспособной продукции (работ, услуг);
инновационное производство и критические технологии;
техническое перевооружение и модернизация производства;
формирование высокотехнологичного агропромышленного производства;
развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
федеральные и республиканские целевые программы, реализуемые на территории Чувашской Республики;
развитие малого предпринимательства.
Статья 4. Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности
Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Чувашской Республике осуществляется в следующих формах:
предоставление льгот по налогам и сборам (далее – налоговых льгот), подлежащим зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, при привлечении инвестиций в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах Чувашской Республики;
предоставление инвестиционных налоговых кредитов по республиканским налогам и сборам, а также по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах Чувашской Республики;
прямое участие Чувашской Республики в инвестиционной деятельности путем разработки, утверждения и финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики республиканской адресной инвестиционной программы, республиканских целевых программ и отдельных инвестиционных проектов (государственные инвестиции);
предоставление на конкурсной основе бюджетных кредитов для финансирования инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
субсидирование на конкурсной основе процентных ставок по заемным средствам и расходов по оплате лизинговых платежей субъектов малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики для реализации инвестиционных проектов, предусматривающих создание или реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры общего пользования и новых рабочих мест;
другие формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству Чувашской Республики.
Статья 5. Порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности
1. Государственная поддержка в форме предоставления инвестиционных налоговых кредитов, льгот по налогу на прибыль организаций при привлечении инвестиций в форме капитальных вложений свыше 30 млн.рублей, государственных гарантий, бюджетных кредитов, субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики для реализации инвестиционных проектов, предусматривающих создание или реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры общего пользования и новых рабочих мест, а также выделение государственных инвестиций за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются инвесторам на основании решения о рекомендации инвестиционных проектов к государственной поддержке постоянно действующего органа Кабинета Министров Чувашской Республики – Совета по инвестиционной политике, осуществляющего свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Инвестиционный проект, претендующий на получение государственной поддержки, указанной в части 1 настоящей статьи, подлежит государственной и экологической экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти, в соответствии с действующим законодательством.
2. Заявления инвесторов рассматриваются Советом по инвестиционной политике в срок не более 30 дней.
Совет по инвестиционной политике обязан принять одно из следующих решений:
одобрить инвестиционный проект инвестора для реализации за счет внебюджетных источников;
одобрить инвестиционный проект и рекомендовать Кабинету Министров Чувашской Республики предоставить государственную поддержку инвестору в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год;
возвратить документы инвестору для приведения заявки в соответствие с действующим законодательством;
отказать инвестору в одобрении инвестиционного проекта и предоставлении государственной поддержки.
3. Решение о рекомендации инвестиционных проектов к государственной поддержке принимается Советом по инвестиционной политике при отсутствии у инвестора просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты различных уровней, наличии положительной экономической и бюджетной эффективности, значительной общественной значимости и полезности инвестиционного проекта и оформляется протоколом.
4. Отказ в одобрении инвестиционного проекта и предоставлении государственной поддержки инвестору должен быть мотивированным, о чем указывается в протоколе Совета по инвестиционной политике.
5. Решение о предоставлении государственной поддержки, указанной в части 1 настоящей статьи, принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики, в котором указываются форма, сумма и сроки реализации государственной поддержки, на основании которого заключается соответствующий договор.
6. Предоставление государственной поддержки может быть прекращено или приостановлено по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
7. Контроль за реализацией инвестиционных проектов с использованием государственной поддержки осуществляет Совет по инвестиционной политике по ежеквартальным отчетам, представляемым инвестором по форме, являющейся неотъемлемой частью договора о предоставлении государственной поддержки.
8. Решение о прекращении или приостановлении предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики на основании рекомендации Совета по инвестиционной политике.
Статья 6. Льготы по налогам и сборам, подлежащим зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, при привлечении инвестиций
Инвесторам, зарегистрированным на территории Чувашской Республики, предоставляются льготы по республиканским налогам и сборам, понижение ставки налога на прибыль организаций, подлежащим зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, а также иные льготы по налогам и сборам, предоставление которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".
Статья 7. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов по республиканским налогам и сборам, а также по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики
1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по республиканским налогам и сборам, а также по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики.
2. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов осуществляется в соответствии с Законом Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", на основании договора между Министерством финансов Чувашской Республики и инвестором и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
3. Предоставление инвесторам, реализующим одобренные Советом по инвестиционной политике инвестиционные проекты, инвестиционных налоговых кредитов осуществляется в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах Чувашской Республики при наличии одного из следующих оснований:
проведение инвестором научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
осуществление инвестором внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
выполнение инвестором особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление им особо важных услуг населению.
Статья 8. Прямое участие Чувашской Республики в инвестиционной деятельности путем разработки, утверждения и финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики республиканской адресной инвестиционной программы, республиканских целевых программ и отдельных инвестиционных проектов
1. Государственные инвестиции из республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляются в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой на очередной финансовый год, формируемой в составе бюджета развития республиканского бюджета Чувашской Республики.
2. Проект республиканской адресной инвестиционной программы разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на основе бюджетных заявок государственных заказчиков на очередной финансовый год и вносится на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики на основании решения Совета по инвестиционной политике и утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
3. Формирование проекта республиканской адресной инвестиционной программы и перечня республиканских целевых программ на очередной финансовый год осуществляется в следующем порядке:
органы местного самоуправления до 10 июня текущего года представляют государственным заказчикам предложения о включении инвестиционных объектов в проект адресной инвестиционной программы и финансировании республиканских целевых программ с обоснованиями объемов финансирования в очередном финансовом году за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
министерства и иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, являющиеся государственными заказчиками, с учетом предложений органов местного самоуправления представляют до 20 июня текущего года в уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики бюджетные заявки с пояснительной запиской, включающей технико-экономическое обоснование, объемы финансирования за предшествующие годы и на очередной финансовый год;
Министерство финансов Чувашской Республики не позднее 15 июля текущего года направляет в уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики предельные объемы государственных капитальных вложений, а государственным заказчикам республиканских целевых программ – предельные объемы бюджетного финансирования на очередной финансовый год;
уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики формирует проект республиканской адресной инвестиционной программы и перечень республиканских целевых программ, выносит на рассмотрение Совета по инвестиционной политике и к 15 августа текущего года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики для включения в проект закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
4. Решение о финансировании за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики муниципальных объектов республиканских целевых программ принимается при условии частичного софинансирования программ за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
5. Предоставление государственных инвестиций из республиканского бюджета Чувашской Республики юридическим лицам, не являющимся республиканскими государственными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной собственности Чувашской Республики на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Чувашской Республики в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством.
6. Предоставление государственных инвестиций из республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
Статья 9. Предоставление бюджетных кредитов для финансирования инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики
1. Бюджетный кредит за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации может быть направлен на:
финансирование республиканских целевых инвестиционных программ, предусмотренных к финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год;
финансирование инвестиционных проектов в соответствии с нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
2. Предоставление инвестору бюджетного кредита осуществляется на основании решения Кабинета Министров Чувашской Республики в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
3. Использование бюджетного кредита на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на условиях возмездности и возвратности.
4. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
5. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Статья 10. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики
1. Государственная гарантия Чувашской Республики предоставляется, как правило, на конкурсной основе при условии отнесения инвестиционных проектов к общественно значимым и вложения инвестором собственных средств на финансирование инвестиционного проекта в размере не менее 20 процентов от объемов инвестиционных затрат.
2. Предельный размер государственной гарантии, предоставляемой инвесторам для реализации одобренного инвестиционного проекта, составляет до 80 процентов от суммы заемных средств. В обеспечение выполнения финансовых обязательств по договорам финансовой аренды (лизинга) допускается предоставление государственной гарантии в размере 100 процентов. Размер государственной гарантии определяется Советом по инвестиционной политике в зависимости от экономической и бюджетной эффективности, общественной значимости и общественной полезности инвестиционного проекта.
3. Предоставление государственных гарантий Чувашской Республики по инвестиционным проектам осуществляется на основании договора о предоставлении государственных гарантий Чувашской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, регулирующими бюджетные правоотношения в Чувашской Республике, настоящим Законом и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
4. Инвестор, получающий государственную гарантию по инвестиционному проекту, обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств в соответствии с федеральным законодательством и договором о предоставлении государственной гарантии.
5. Порядок предоставления государственной гарантии под привлеченные средства для реализации инвестиционного проекта определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
6. Кабинет Министров Чувашской Республики вправе предусматривать дополнительные условия предоставления государственной гарантии.
Статья 11. Субсидирование на конкурсной основе процентных ставок по заемным средствам и расходов по оплате лизинговых платежей субъектов малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики
1. Субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, могут быть просубсидированы процентные ставки по заемным средствам и расходы по оплате лизинговых платежей в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
2. Субсидирование процентных ставок по заемным средствам и расходов по оплате лизинговых платежей по инвестиционным проектам осуществляется на конкурсной основе на основании договора о предоставлении средств республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики для реализации инвестиционных проектов, предусматривающих создание или реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры общего пользования и новых рабочих мест
1. В случае, если объем инвестиционных затрат по инвестиционному проекту превышает 30 млн. рублей и предусматривает создание и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры общего пользования (систем водо-, тепло- и энергоснабжения, канализации, очистных сооружений, дорог и подъездных путей, других внеплощадочных объектов инженерных сетей и коммуникаций) и создание новых рабочих мест, Кабинет Министров Чувашской Республики имеет право предоставить инвестору на конкурсной основе субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики. Основным критерием конкурсного отбора является фактически достигнутая экономия материальных ресурсов.
2. Общий размер субсидии не может превышать суммы налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, направляемой на покрытие расходов, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Предоставление субсидии по инвестиционным проектам осуществляется на конкурсной основе после одобрения Советом по инвестиционной политике на основании инвестиционного договора между Кабинетом Министров Чувашской Республики и инвестором. Список таких инвесторов и сумма выданных субсидий утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
4. Выплата субсидии осуществляется в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более семи лет, по факту осуществления инвестиционных расходов на цели, указанные в части 1 настоящей статьи.
5. В случае нецелевого использования субсидий инвестор обязан возвратить часть субсидий, использованную не по целевому назначению, с уплатой процентов за пользование этими средствами в размере учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день возврата указанных средств в республиканский бюджет Чувашской Республики.
6. Порядок, условия и конкретный размер предоставляемых субсидий определяются инвестиционным договором между Кабинетом Министров Чувашской Республики и инвестором.
Статья 13. Нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности
Нефинансовые меры государственной поддержки инвесторов в Чувашской Республике включают в себя:
помощь в создании инфраструктуры бизнеса;
методическую, информационную и организационную поддержку инвесторов;
участие органов государственной власти Чувашской Республики в разработке приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение, в их государственной экспертизе и реализации;
иные меры государственной поддержки, не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству Чувашской Республики.
Статья 14. Гарантии прав инвесторов
1. Чувашская Республика в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики гарантирует всем инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, независимо от форм собственности:
обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
неприменение мер, обязывающих производить дополнительные финансовые вложения, не связанные с реализацией инвестиционного проекта;
сохранение на время реализации инвестиционного проекта налогового режима по уплате республиканских налогов и сборов, а также по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики;
гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
стабильность прав инвесторов.
2. В случаях принятия в Чувашской Республике нормативных правовых актов, содержащих нормы, ухудшающие положение инвесторов и условия их предпринимательской деятельности, соответствующие нормы этих актов применяются в отношении инвесторов, осуществляющих на день вступления в силу указанных актов инвестиционную деятельность на территории Чувашской Республики, по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем через семь лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта.
3. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством, должны быть застрахованы.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Статья 16. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Закона
Признать утратившими силу:
Закон Чувашской Республики от 15 июня 1998 года № 15 "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 1998, № 26);
Закон Чувашской Республики от 19 апреля 1999 года № 6 "О внесении дополнений в статью 13 Закона Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 1999, № 30);
Закон Чувашской Республики от 29 декабря 1999 года № 19 "О внесении дополнения в статью 13 Закона Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2000, № 33);
Закон Чувашской Республики от 23 октября 2000 года № 30 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2000, № 37);
Закон Чувашской Республики от 20 сентября 2001 года № 39 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2001, № 44);
статью 2 Закона Чувашской Республики от 23 мая 2003 года № 12 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2003, № 54).
Статья 17. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Предложить Президенту Чувашской Республики и Кабинету Министров Чувашской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент
Чувашской Республики Н.Федоров
г.Чебоксары
25 мая 2004 года
№ 8