08.40. Нужно ли реформировать систему социальной защиты населения?
Сомнения у людей тут возникают в основном из-за того, что за последнее десятилетие очень часто срабатывал известный принцип: "хотели как лучше, а получилось как всегда". Так что почва для осторожного отношения ко всему новому есть. Однако очевидно, что идеология и механизм социальной защиты населения в России в постсоветском периоде остались практически без изменений, что не только не снизило остроту существующих социальных рисков, но часто способствовало их повышению. В результате объемы и темпы роста социальных обязательств государства стали заметно опережать его финансовые возможности, что в сочетании с непродуманными преобразованиями структуры управления системой социальной защитой населения привело в целом к таким последствиям, как:
- политическим, связанным с дискредитацией конституционной нормы "социального государства", проявляющимся в массовом протестном поведении граждан в открытой или латентной формах в связи с невыполнением государством гарантий социальной защиты, не способствующим социальной стабилизации общества;
- финансовым, связанным с отвлечением значительных денежных ресурсов государства, осложняющим создание предпосылок экономического роста, и их крайне неэффективным использованием;
- социально-психологическим, связанным со стимулированием социального иждивенчества, социальной апатии, маргинализации общества;
- социально - экономическим, обусловленным отсутствием реально ощутимого влияния результатов деятельности системы социальной защиты на уровень жизни нуждающегося населения.
Осознание причин назревшей необходимости реформирования системы социальной защиты населения предполагает коренное преобразование последней. Однако процесс этот не может быть коротким. Для реформирования потребуется длительное время.