09.30. Чувашия: новейшая экономическая история. Банкротство.
С появлением в 1992 году на территории России предприятий различных форм собственности одним из инструментов регулирования отношений между предприятиями - должниками и их кредиторами стал Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (1992 г). За время действия этого закона прошли апробацию санационные мероприятия и процедуры по оздоровлению предприятий - должников, что позволило, в свою очередь, разработать более широкую и действенную законодательную базу.
1 марта 1998 года вступил в силу новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", который предусматривает 2 этапа пре-дупреждения о банкротстве, такие, как: наблюдение и введение внешнего управления. Первый этап продолжительностью полгода, второй - от года до полутора лет дают время предприятию для привлечения внешних и внутренних резервов для проведения санационных мероприятий. Например, при введении внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
Одним из удачных примеров вывода предприятия из состояния банкротства после введения внешнего управления является ОАО "Химпром".
Использование процедуры внешнего управления в целях финансового оздоровления организаций позволило Чебоксарскому хлопчатобумажному комбинату восстановить производственно-хозяйственный комплекс, увеличить объемы производства и реализации, получить прибыль от реализации продукции. Позитивные результаты финансово-хозяйственной деятельности Чебоксарского хлопчатобумажного комбината позволили погасить задолженность перед профбольными, по детским пособиям и обеспечить регулярную выплату заработной платы работающим при ее повышении на 28-30 %.
Введение процедуры внешнего управления дало положительные результаты на ФГУП "Спиртзавод "Ядринский". За период внешнего управления пересмотрена структура управления предприятием, увеличены объемы производства спирта на 3,2 %, ликеро-водочных изделий - на 54,0 %, ферментов - на 72,9 %, увеличилась прибыль от реализации, проведена значительная работа по взысканию дебиторской задолженности. Увеличилась доля денежных поступлений в выручке от реализации. За период внешнего управления перечислено налоговых платежей во все уровни бюджета 79,2 млн.рублей, из них 38,9 млн.рублей денежными средствами (49,1 % в общем объеме).
После введения внешнего управления в ОАО "Канашский завод электропогрузчиков" утверждена новая организационная структура управления, введен режим экономии, усилена служба маркетинга, увеличен объем выпускаемой продукции и ее реализации с увеличени-ем доли денежных средств в выручке от реализации, уменьшена кре-диторская задолженность на 1820 тыс.рублей , задолженность по за-работной плате снижена на 577 тыс.рублей.
Определенные позитивные перемены в финансово-хозяйственной де-ятельности в период внешнего управления произошли на ОАО "Чебок-сарский мясокомбинат, МП "Канашский мясокомбинат" и ряде других предприятий.
В связи с введением в действие с 1 марта 1999 года п.3 ст.185 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" о лицен-зировании деятельности арбитражных управляющих и, учитывая недос-таток лицензионных арбитражных управляющих для работы в районах и городах республики, совместно с Чувашским республиканским институтом образования и институтом повышения квалификации руководителей и специалистов АПК организованы краткосрочные курсы подготовки специалистов по антикризисному управлению.
С учетом повышения требований к деятельности арбитражных управляющих периодически проводятся их совещания и встречи с работниками правоохранительных органов.
В отличие от других регионов Российской Федерации, в Чувашской Республике принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.07.99 г. N 165 "О предварительном рассмотрении вопросов принятия процедур банкротства и отчетности внешних уп-равляющих", в котором предусматривается предварительное рассмот-рение вопросов применения процедур банкротства к организациям-должникам, учредителем которых является Чувашская Республика, на Комиссии по оперативным вопросам, и согласование по кандидатурам внешних и конкурсных управляющих в соответствующих отраслевых министерствах, Министерстве экономики Чувашской Республики и правоохранительных органах. Кроме того, при рассмотрении на заседании региональной межведомственной балансовой комиссии финансового состояния конкретного предприятия-должника, как правило, перед принятием решения о передаче дела в Арбитражный суд дается возможность изыскания внутренних резервов для его финансового оздоровления, с вовлечением в этот процесс муниципальных органов исполнительной власти.