Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

11:00. Проблемы социально–экономического развития районов и городов. Необходимость устранения перекрестного субсидирования.

Как уже сообщалось, 25 апреля 2001 года состоялось заседание Кабинета Министров ЧР, на котором с докладом выступил министр экономики Чувашии Александр Воротников. Сегодня мы продолжаем публиковать наиболее важные моменты доклада. На сегодняшний день не существует иных законодательно утвержденных механизмов, за исключением трансфертов, по привлечению финансовых средств бюджетов для развития территорий. С 1996 года было принято 7 республиканских целевых программ развития городов и районов, реализация которых позволила при поддержке республиканского бюджета частично решить проблемы развития систем жизнеобеспечения, газификации, строительства и реконструкции объектов образования и здравоохранения, дорог. Практика применения программно-целевого метода в развитии территорий республики свидетельствует о недостаточной работе администраций по привлечению средств местных бюджетов и внебюджетных источников для реализации программных мероприятий... …Руководителям районов необходимо активно развивать собственные производства, расширять комплекс платных услуг, создавать условия для малого и среднего бизнеса, эффективно использовать муниципальную собственность. Практика показывает, что бюджетный потенциал тех районов, в которых осуществляется серьезная поддержка малого предпринимательства, за счет налоговых поступлений, значительно выше. Характерно, что разрыв в объемах поступлений в местный бюджет единого налога на вмененный доход между лучшим и худшим районами (Чебоксарским и Красноармейским) составляет почти 12 раз. Этот факт свидетельствует о большом потенциале по развитию предпринимательства, сферы торговли и платных услуг населению и в конечном итоге увеличению налоговых поступлений, который пока слабо используется для наращивания доходной базы местных бюджетов. Существенным резервом доходной части бюджетов территорий является расходование бюджетных средств через проведение конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. В рамках реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами не менее 70 процентов расходов муниципальных бюджетов должно осуществляться по результатам проведения конкурсов, однако до сих пор во многих районах республики не принято решения по закупкам продукции для муниципальных нужд. И это несмотря на то, что при использовании конкурсных процедур экономия бюджетных средств доходит до 20 процентов. Еще одним важнейшим фактором, который должен оказать существенное влияние на формирование доходной базы территорий, является тарифная политика, проводимая в жилищно-коммунальном хозяйстве. На сегодня в большинстве районов она проводится крайне неэффективно. Между тем, нормальное регулирование тарифов является существенным источником доходов, позволяющих решать социально-экономические задачи. Одной из наиболее острых проблем остается наличие перекрестного субсидирования, заключающегося в том, что разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным ценам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных организаций. При действовавших в 2000 г. тарифах на услуги естественных монополий общий объем перекрестного субсидирования оценивался по республике в пределах 290 млн. руб. Поэтому требованием к Чувашии, как к участнику Программы реформирования управления общественных финансов, является сокращение разницы между тарифами для населения и другими группами потребителей. На первом этапе разница должна быть не более чем в 3 раза, на втором этапе она должна быть ликвидирована. В этом году в направлении прекращения перекрестного субсидирования сделаны решительные шаги. Так, распоряжением КМ ЧР с 15 апреля текущего года установлены тарифы на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей, сельскохозяйственных потребителей, населения на одном уровне (38 коп. за 1 квт/час). Розничные цены на природный газ для населения с 1 марта также установлены с сокращением объема перекрестного субсидирования. С целью изменения сложившейся порочной практики перекрестного субсидирования, с первого квартала текущего года Министерство экономики устанавливает экономически обоснованные тарифы на услуги водопровода и канализации, а также порядок дифференцированных тарифов по группам потребителей. На эти услуги падает один из самых больших объемов перекрестного субсидирования. В настоящее время тарифы на данные виды услуг, установленные для промышленных предприятий, превышают тарифы, установленные для населения в ряде районов в 12-14 раз. Особо хочу отметить, что разрыв в уровне стоимости тарифов обусловлен не столько экономическими показателями, сколько позицией некоторых органов местного самоуправления по вопросу пересмотра тарифов. Так в течение года вообще не пересматривались тарифы на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг для населения в Комсомольском, Красноармейском, Красночетайском, Цивильском, Яльчикском и Янтиковском районах... ...Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на коммунальные услуги. Вместе с тем остается большой проблемой отсутствие механизмов законодательного воздействия на органы местного самоуправления в области тарифной политики. Эту проблему тоже необходимо решать. Не случайно в своем Ежегодном Послании Президент РФ В.В. Путин отметил: «..нам давно пора навести порядок и в муниципальном законодательстве. Оно – ближе всего к повседневной жизни граждан и при этом – очень низкого качества, перегружено и часто нелогично»».


03 мая 2001
00:00
Поделиться