"Будем прозрачны-будем с инвестициями"
В дни празднования годовщины образования Чувашской Республики в Чебоксарах состоится конференция «Корпоративное управление и финансовое оздоровление – слагаемые устойчивого развития экономики региона». О том, что такое корпоративное управление и каковы цели данного мероприятия, рассказывает один из ее организаторов – министр экономики Чувашии Александр ВОРОТНИКОВ.
– Александр Михайлович, так что же это такое – корпоративное управление, и с чем его «едят»?
– На сегодня процесс глобализации экономики захватил самые различные сферы. Одним из его проявлений стала глобализация инвестиционных процессов. То есть произошел массовый выход инвесторов за национальные границы в поисках наиболее прибыльных сфер и объектов использования своих капиталов. Попросту говоря, имеющие средства структуры ищут по всему миру наиболее выгодные проекты с тем, чтобы вложить в них деньги.
По сравнению с прошлыми десятилетиями многократно увеличились масштабы инвестируемых капиталов, расширилось географическое пространство этих вложений и появились новые формы и механизмы их привлечения и использования. У владельцев капиталов теперь есть возможность не только приходить в новые страны, но и уходить из своих стран в случае значительного ухудшения деловой среды в них. Этот процесс совпал с резким возрастанием роли частного сектора в экономическом развитии, признанием правительствами подавляющего большинства стран частного предпринимательства в качестве основной движущей силы экономики. Результатом таких процессов явилось резкое увеличение спроса на инвестиционные ресурсы и усиление конкуренции за их получение между различными странами и компаниями.
В России массовая приватизация, проведенная в начале 90-х годов, привела к созданию десятков тысяч достаточно значительных по своим размерам компаний, остро нуждающихся в инвестиционных ресурсах для выживания, не говоря уже о планах развития. Низкий уровень накоплений, недоверие мелких инвесторов и бегство крупного национального капитала делают привлечение инвестиционных ресурсов фактически непременным условием развития российской экономики.
В этой ситуации возникла объективная основа для выработки и внедрения неких общих правил, которые позволили бы потенциальным инвесторам получить полную и ясную картину о том, на основе каких управленческих принципов действует та или иная компания, кто является ее владельцем, какова степень эффективности ее работы с тем чтобы в сжатые сроки и без значительных затрат принять решение о том, вкладывать в нее свой капитал или нет. Совокупность таких правил и составляет сущность системы корпоративного управления.
– То есть речь идет о правилах вложения инвестиций?
– Вобщем смысле – да. Сейчас во многих странах растет понимание того, что наличие таких правил, понятных и признанных инвесторами из различных стран, и соблюдение их национальными компаниями является очень важным преимуществом в конкуренции за привлечение капиталов.
Еще год-другой назад на вопрос: «Почему в Россию не идут инвестиции?» отвечали: «Из-за высокой инфляции, экономической и политической нестабильности в стране». Сейчас эти проблемы в России, в основном, решены. Однако инвестиций это существенно не прибавило. Причина проста. Инвесторы боятся вкладывать средства в российские предприятия, опасаясь нарушений своих прав, в том числе менеджментом предприятий. События последнего времени только подтверждают опасения инвесторов. Достаточно вспомнить череду громких корпоративных конфликтов, потрясших страну в 1999-2000годах. Среди них противостояние нефтяных компаний, попытка деприватизации Ломоносовского фарфорового завода, вооруженный захват Качканарского горно-обогатительного комбината, конфликт по поводу перехода на единую акцию "Сургутнефтегаза" и т.д.
Чувашии в этом смысле повезло, президент республики Николай Федоров и правительство делают все для того, чтобы никаких революций или контрреволюций не было. Именно поэтому наша республика, не богатая природными ресурсами, находится на 18 месте среди регионов России по инвестиционным рискам. И вопрос сейчас заключается в эффективном использовании этого потенциала.
Поэтому систему корпоративного управления предприятиями мы определяем как основу эффективного функционирования хозяйственного механизма нашей республики. То есть на сегодня от успешности внедрения механизмов корпоративного управления на региональном уровне зависит конкурентоспособность конкретного субъекта Федерации. И тот, кто раньше создаст в своем регионе наилучшие условия в этом плане, тот и будет претендовать на инвестиции.
Понятно, что стопроцентных гарантий защиты прав инвесторов в России не даст сейчас никто. Но необходимый инструмент для этого давно существует в мировой практике. Речь идет как раз о системе корпоративного управления. И на конференции мы постараемся вместе подумать, что еще можно сделать в этом направлении, какие шаги предпринять, и выработаем варианты решений.
– А есть ли цифры – сколько наша страна теряет из-за отсутствия этих общепризнанных правил?
– Да, методики количественной оценки «непришедшего» в страну капитала существуют. Например, специалисты одной из крупнейших в мире консультационно-аудиторской сети, входящей в «большую пятерку аудиторов» – компании PriceWaterhouseCoopers (PWC) обнародовали результаты своих исследований по России. Картина получилась такая.
По оценке Минэкономразвития России, размер прямых иностранных инвестиций в Россию в 2000 году составил 4,2-4,5 млрд долларов. При этом PWC считает, что наша страна могла бы привлечь еще 9,8 млрд, будь она такой же прозрачной, как Чили, Великобритания, США или Сингапур. По опросам, проведенным среди руководителей корпораций, банкиров, финансовых аналитиков, эти страны были определены эталонами прозрачности для иностранных инвесторов. Оценка проводилась по пяти критериям: уровень коррупции, непрозрачность законодательной системы, экономики и финансовой политики, стандартов бухучета и отношений в бизнесе. По каждому из критериев стране присваивалось определенное количество баллов - от 0 до 150 (150 – абсолютная непрозрачность). После чего выводилось среднее арифметическое, названное собственно индексом непрозрачности (opacity index). Из 35 оцененных стран Россия по уровню «мутности» уступила лишь Китаю, чьи абсолютные инвестиционные потери аудиторам определить так и не удалось. В Китае - самые туманные законодательство и нормы корпоративных отношений. А в Южной Корее – самая путаная система бухучета. Однако по уровню коррупции и непрозрачности экономической и финансовой политики «первенство» за нами. В общем и целом, по оценке PWC, около 131 млрд долларов прямых инвестиций ежегодно минуют «мутные» страны и вкладываются в прозрачные.
Кстати, ранее PWC для наглядности использовала такие показатели, как дополнительный налог и переплата процентов за взятые кредиты. Например, риск возможных потерь от непрозрачности России для иностранных инвесторов сопоставим с дополнительным 43-процентным налогом на прибыль (по сравнению с «кристально чистым» Сингапуром). Иными словами, данную оценку можно интерпретировать так. Страна, намеренная стимулировать приток иностранных инвестиций, вынуждена создавать на своей территории благоприятные условия для инвестора. В том числе – снижать налоговую нагрузку.
И если бы в России были предприняты необходимые меры для повышения прозрачности экономики до уровня Сингапура, то это дало бы такой же эффект, как снижение налоговой нагрузки на инвестора на 43 процента. И для бюджета эти меры были бы куда полезнее – ведь реальное снижение налогов заменилось бы организационными мерами. Переплата по кредитам выражается в более высокой стоимости заимствований. Расчеты показали, что в силу непрозрачности России стоимость ее заимствований на международном рынке капитала на 12,25 процента годовых выше, чем для эталонных США и Сингапура. Другими словами, за каждый занятый миллиард долларов непрозрачная Россия сегодня переплачивает 122,5 млн долларов в год в виде «лишних» процентов. Цифры говорят сами за себя.
– Да, Александр Михайлович, цифры просто ошеломляющие. И каков же выход из подобного положения?
– Здесь необходимы объединенные усилия и правительства, и негосударственных, предпринимательских структур.
Результатом такой работы в различных странах стало появление так называемых кодексов корпоративного управления (или, как его часто называют, «Кодекса образцовой практики/Code of best practices») – свода добровольно принимаемых предприятиями стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений.
В России также активно обсуждается вопрос о необходимости создания аналогичного документа, который обеспечивал бы акционерам возможность контролировать деятельность менеджмента и обеспечивать свои законные интересы. В частности, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) выступила с инициативой объединить усилия экспертов и специалистов, представляющих эмитентов, акционеров и другие заинтересованные группы с тем, чтобы создать документ, который мог бы стать российским кодексом корпоративного поведения. Эта инициатива вызвала большой интерес в профессиональных кругах.
Кстати говоря, создание кодексов – сравнительно молодое направление не только для России, но и для экономически развитых стран. То есть тут мы не отстаем на десятилетия, а идем в ногу со временем. Поэтому столь важно обсудить данный вопрос не только на уровне, скажем, Москвы, но и донести до федеральных структур видение, предложения от субъектов Федерации. Проблемы создания кодекса корпоративного управления мы также предполагаем обсудить в ходе проведения конференции.
Ну и, кроме того, необходимо самому государству определить свою роль в этих процессах и конечную цель движения. Считаю, что в формировании общих подходов и принципов корпоративного управления усилия государственных органов должны быть направлены, прежде всего, на создание условий для привлечения инвестиций. Обеспечение нормального инвестиционного климата, по сути, является единственным инвестиционным ресурсом государства. А уже наполнением данного понятия должно стать совершенствование законодательства с целью закрепления обязательности определенных стандартов раскрытия информации, защиты прав акционеров и т.д.
При этом деятельность деловых кругов и других негосударственных структур и групп должна быть направлена на формирование правил и процедур корпоративного управления, которые были ли бы добровольно приняты большей частью делового сообщества и соответствовали бы признанным международным принципам.
– Кто примет участие в конференции?
– На конференции будет представлен широкий спектр участников. Это представители государственных структур, прежде всего Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Приедут наши соседи – руководители профильных ведомств из Республики Татарстан и Нижегородской области. Ожидается солидный «десант» депутатов Государственной Думы Российской Федерации, под «предводительством» Анатолия Аксакова.
Кроме того, в работе конференции примут участие представители российских деловых кругов, например, президент Управляющей компании «Тройка диалог» Павел Теплухин, заместитель руководителя проекта «Корпоративное управление в России» Наталья Кошелева, а также западных – руководители Американской Торговой Палаты в России, представительства Европейского банка реконструкции и развития, Союза Немецкой экономики в России, компаний «Брансвик Варбург», «Прайс Уотерхаус Куперс», «Паллада Эссет Менеджмент», «Эрнст энд Янг (СНГ) Лимитед».
Одной из первых подтвердила свое участие в конференции генеральный директор Европейского делового клуба в Российской Федерации Ирина Коммо. Кстати, эта организация представляет интересы более 400 европейских компаний, работающих на территории России. Помимо непосредственного участия в конференции, госпожа Коммо намерена встретится с представителями наших официальных и деловых кругов для более детального ознакомления с инвестиционным потенциалом республики. В целом Европейский деловой клуб проявил большую заинтересованность в организации сотрудничества с нашей республикой. Эта заинтересованность основана на возможностях совместной разработки проектов программ ТАСИС, а также на реальных перспективах повышения уровня прямых иностранных инвестиций в Чувашию.
Большую группу участников составят ученые. С докладами выступят руководители Института фондового рынка и управления, генеральный директор Центра деловой информации еженедельника «Экономика и жизнь» Андрей Глушецкий, специалисты Консалтингового центра Национальной ассоциации участников фондового рынка.
Ну и, конечно же, в конференции примут участие представители органов государственной власти и предприятий Чувашии.
– Что ж, Александр Михайлович, остается пожелать успехов вам, организаторам, и столь представительному форуму.
– Спасибо.