13:05 Заседание Комитета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Ассоциации "Большая Волга".
5 июля в Чебоксарах состоялось заседание Комитета по бюджетно – финансовой и налоговой политике Ассоциации «Большая Волга» (АБВ).
Чувашия не случайно выбрана местом проведения выездного заседания комитета. Республика в настоящее время является одним из немногих регионов Российской Федерации, где активно разрабатываются современные инновационные технологии в социально – экономической сфере. В частности, одним из свидетельств этого является осуществляемая при поддержке Международного банка реконструкции и развития Программа реформирования общественных финансов, составной частью которой является Республиканская информационно – аналитическая система, призванная сформировать единое информационное пространство Чувашии, интегрированное в информационное пространство России и мира. Будущее бизнеса – в активном развитии информационных технологий.
Первой темой, вынесенной на рассмотрение заседания Комитета, станет сообщение министра экономики Чувашии А. Воротникова «Республиканская информационно – аналитическая система (РИАС) как основа пилотного проекта Федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 годы».
В преддверии обсуждения бюджета РФ на 2002 год особую актуальность приобретают вопросы распределения доходов между федеральным центром и регионами. Это большой и сложный вопрос.
Выход из сложившейся ситуации лежит на поверхности. Он прост и банален, но как это не парадоксально - труднодостижим. Речь идет о внедрении и реализации идеи бюджетного федерализма, как в вопросах правового регулирования, так и доходных и расходных полномочий на уровне управления бюджетом. Проект программы бюджетного федерализма уже готов. Но этот документ имеет характер в большей части практический, а не стратегический, так как затрагивает проблемы среднесрочного планирования.
Что повлечет за собой реализация идеи политического и бюджетного федерализма? Перераспределение прав и обязанностей органов власти всех уровней, а значит и перестройку всей системы властной вертикали и изменение направления финансовых потоков. Готова ли к этому Россия, покажет время. Сегодня эта задача представляется краеугольной как для власти региональной, так и для власти государственной. Но инициатива, и выработка методологии реализации задуманного не может принадлежать рядовым участникам обсуждения - ни мэрам, ни губернаторам. Каждый из них в этом споре видит только свою правоту и слышит только самого себя.
Исходя из понимания этого, участники заседания решили рассмотреть и этот вопрос, поскольку бюджетный федерализм может стать политической парадигмой развития России.
Чувашия имеет неплохой опыт в развитии рынка ценных бумаг. Особенно активизировалась эта деятельность в последние 2-3 года, так как руководство республики понимает: это один из основных индикаторов развития экономики. Понятно, что без становления цивилизованного фондового рынка ценных бумаг успешное развитие экономики любого региона невозможно. Вопросы становления такого рынка стали еще одной темой для обсуждения на заседании комитета.
Для успешной работы энергетической системы страны необходимо обеспечить приоритетное решение ряда задач. Правительство РФ считает нужным завершить работы по разграничению предметов ведения и полномочий в электроэнергетике, разработать межбюджетные отношения с учетом особенностей отдельных субъектов Российской Федерации и структуры региональных топливно-энергетических балансов, а также усилить роль государства в этой отрасли на федеральном и региональном уровнях. Это необходимо для своевременного влияния на приоритетное финансирование закупок топлива и обеспечения самофинансирования энергокомпаний.
Каждый россиянин ощущает на себе последствия не всегда продуманной, а порой и просто неэффективной политики в топливно – энергетической сфере, этой кровеносной системе экономики России. Без наведения здесь порядка мы обречены, в частности, на постоянный рост тарифов, что крайне негативно сказывается на экономике страны в целом. Особенно страдает реальный сектор. Поэтому неудивительно, что регионы настойчиво ставят перед Правительством РФ этот вопрос. Между собой субъекты федерации уже успешно договариваются, но требуется принятие определенных решений на федеральном уровне. На выездном заседании Комитета будет рассмотрен вопрос о региональных балансах топливно – энергетических ресурсов.
Чувашия участвует в реализации нескольких крупных федеральных программ, разработаны и реализуются республиканские программы. Однако успех любой из них – в кооперации, объединении усилий регионов, в создании целостной системы корпоративного управления. Примером могут служить процессы, происходящие в Европейском сообществе. Поэтому участники заседания внесли в повестку еще один вопрос – об участии регионов в федеральных и региональных программах.