Доклад зам. Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министра экономического развития и торговли М.И.Илларионовой" О социально-экономическом развитии Чувашской Республики в 1 кв 2002 г
Уважаемый Президент,
Председатель Правительства,
участники расширенного заседания!
Для итогов I квартала текущего года характерно сохранение в целом и дальнейшее развитие положительной динамики экономического роста.
Слайд 1 «Макроэкономические индикаторы».
Анализ социально-экономического развития республики показал, что основными тенденциями I квартала 2002 года явились значительный рост реальных денежных доходов населения, причем темпами, превышающими средне российские показатели, умеренная инфляция, рост производства сельскохозяйственной продукции, расширение оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, сохранение финансовой стабильности, которая обеспечивалась ростом доходной базы бюджетов и улучшением собираемости налогов.
Вместе с тем наблюдалось замедление темпов роста промышленного производства, снижение инвестиционной активности, опережающий рост импорта по сравнению с увеличением экспортных поставок.
Остановлюсь более подробно на анализе развития реального сектора экономики и тех особенностях, которые характерны именно для 1 квартала.
Слайд 2 «Индекс физического объема промышленного производства в I квартале 2002 года».
Индекс физического объема промышленного производства составил 100,1 процента к соответствующему периоду прошлого года, причем в январе он составлял 91,6 % и только к концу квартала вышел на уровень прошлого года. Необходимо заметить, что спад производства наблюдался в основном по крупным и средним предприятиям (индекс по ним составил 99,2%), в то время как малые предприятия показывали устойчивые темпы роста по всем отраслям.
Существенные темпы роста объемов производства в сопоставимых ценах обеспечили: промышленность строительных материалов (135,3 %) за счет активной инвестиционной политики в области жилищного строительства и пищевая (111,8 %) промышленность, за счет расширения внутреннего спроса населения, связанного с ростом реальных денежных доходов и выпуском конкурентоспособной как по цене, так и по качеству продукции. Особенно стоит отметить положительные результаты работы предприятий по производству мясной, кондитерской, макаронной, молочной продукции. Успех этих отраслей обеспечивался за счет сочетания интересов эффективного собственника, хорошего менеджмента и правильно построенной государственной политики по предоставлению льготных кредитов сельхозтоваропроизводителям через предприятия переработки.
Слайд 3 «Структура промышленного комплекса Чувашской Республики».
Вместе с тем, допущен спад производства в электроэнергетике (94,5 %), топливной промышленности (79 %), машиностроении и металлообработке (96,5 %), целлюлозно-бумажной промышленности (71,9 %), что привело к изменениям в структуре промышленного комплекса республики, поскольку именно эти отрасли составляют его основу. Причины как общеэкономические (замедление темпов роста характерно и для России, а в целом по ПФО наблюдается даже 2% спад объемов производства), так и специфические для отдельных отраслей и я бы даже сказала предприятий..
Так, например, снижение производства в электроэнергетике (94,5 %) и топливной промышленности (79 %) связано прежде всего с превышением среднесезонных параметров температуры.
Индексы физического объема по подотраслям машиностроения и металлообработки также значительно разнятся: например рост по железнодорожному машиностроению-24%, электротехнической промышленности –12,7%; основной же спад произошел по тракторному(10,8%) и строительно-дорожному (37 %) машиностроению, приборостроению (14,3%).
Основными сдерживающими факторами в развитии машиностроения являлись значительное увеличение издержек производства и соответственно, ухудшение финансового положения отдельных промышленных предприятий, связанное с опережающим ростом цен на основные виды продукции и услуги естественных монополий, по сравнению с ростом цен производителей промышленной продукции, снижение платежеспособного спроса в отраслях, являющихся основными потребителями продукции чувашских предприятий, высокий физический и моральный износ основных фондов, не позволяющий увеличить производительность труда и достичь новое качество роста.
В результате влияния совокупности этих факторов отмечалось усиление тенденции к замедлению роста прибыли в отраслях реального сектора экономики, суммарная прибыль по экономике составила 426 млн.рублей и только на 12,4 % превысила уровень соответствующего периода прошлого года. В целом по экономике рентабельность продукции снизилась до 9,6 % по сравнению с 10,3 % в 2001 году, что усилило дефицит собственного оборотного капитала и отразилось на уровне платежеспособности предприятий, их инвестиционной активности. Хотя необходимо отметить, что доля убыточных предприятий сокращается, идет естественный процесс оздоровления, более 73% предприятий сработали прибыльно (в среднем по России таких только 62%).
Промышленным предприятиям для сохранения и расширения своих позиций на внутрироссийском и внешних рынках необходимо повышать конкурентоспособность своей продукции как за счет снижения издержек производства, так и за счет повышения качества выпускаемой продукции и освоения новой. Кроме того, важным является снижение энергоемкости производства и повышение эффективности использования энергоресурсов во всех отраслях экономики, участие республики в реализации общефедеральных программ и международных проектов, распространение лучшей практики корпоративного управления, активизация процедур банкротства неэффективных собственников. Причем в равной мере это относится и к государству как собственнику. Результаты проведенных балансовых комиссий, рассматривавших финансовые итоги деятельности РГУП и МУП за 2001 год показали –есть неэффективно используемое имущество, требующее от государства новых вложений и не выполняющее государственных задач, в этих случаях наиболее правильный подход - разгосударствление через поиск инвестора.
Проблема обновления производственного аппарата должна быть решена за счет повышения инвестиционной и инновационной активности промышленного сектора. Но переход к инновационному типу производства требует значительно больших, чем сейчас инвестиций. За первый квартал темп прироста инвестиций составил 3 %, что хотя и выше среднероссийского показателя, но явно недостаточно для требуемого качества роста. Основными факторами, сдерживающими инвестиционную активность, наряду с отменой льгот по налогу на прибыль является высокая цена коммерческого кредита (несмотря на снижение учетной ставки Банка России до 23%) и сложная процедура их получения для реализации инвестиционных проектов; высокие инвестиционные риски; отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции. Решение - в объединении усилий государства, банковских, страховых структур, лизинговых компаний по организации комбинированного финансирования инвестиционных проектов - так называемых «точек роста». Такие возможности, например, предоставляет проводимый Минэкономразвития конкурс инвестиционных проектов, предполагающий совместные со Сбербанком и страховыми компаниями действия по финансированию победителей. Для увеличения притока инвестиций возможно необходимо пересмотреть в сторону уменьшения градацию уровня требуемых инвестиций, для предоставления льгот по налогу на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, по закону «Об инвестиционной деятельности в Чувашской республике», а также рассмотреть возможность создания зон наибольшего благоприятствования в наиболее проблемных районах республики.
Будущее также за развитием рынка корпоративных ценных бумаг с тем, чтобы привлечь средства населения непосредственно для финансирования реального сектора. Резервы здесь есть, поскольку народ у нас бережливый и вклады на депозитах выросли за 1 квартал на 14,6 %. Однако необходимо восстановление доверия населения к этим бумагам, развитие соответствующей инфраструктуры, обучение предприятий для использования в финансировании таких инструментов, например, как облигации. Важным считаю развитие сельской кредитной кооперации. Сейчас проводятся переговоры с организацией – донором, готовой нам на безвозмездной основе предоставить первоначальный капитал для таких кооперативов.
К важным итогам первого квартала можно отнести принятие Республиканской целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики на 2002-2004 годы и Указа Президента Чувашской Республики "О мерах по упорядочению проведения государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Мы надеемся, что принятие этих документов и в первую очередь предполагаемые изменения в налоговой сфере по малому предпринимательству позволят изменить ситуацию в малом предпринимательстве и создать в республике здоровую конкурентную среду, дополнительные рабочие места, насытить рынок товарами и услугами. Приоритет в финансовой поддержке мы отдаем, тем, кто решит испытать себя в производственной сфере или заняться переработкой сельскохозяйственного сырья, развитием сферы услуг, прежде всего в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Коротко о состоянии в АПК. Выпуск сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств составил 103,3 %, 15 районов превысили уровень соответствующего периода прошлого года.
Слайд 4 «Производство продукции на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях».
В истекшем периоде во многих сельскохозяйственных предприятиях республики заметно улучшились показатели работы в животноводстве - увеличилось поголовье, валовой надой молока на крупных, средних и малых сельскохозяйственных предприятиях увеличился на 7,8 %, производство мяса – на 5,5 %, куриных яиц – на 4,5 %. По-прежнему растет продуктивность скота: средний надой молока на одну корову увеличился на 13,3 %, среднесуточный прирост крупного рогатого скота – на 5,1 %.
Увеличилось число рентабельных хозяйств, укрепилось финансовое состояние многих предприятий АПК. Решающую роль здесь сыграла своевременная финансовая поддержка сельхозпроизводителей из бюджета республики. Приняты меры по усилению поддержки технического оснащения аграрного сектора.
Но есть и проблемы: самого пристального внимания требуют неудовлетворительное состояние использования земельных и материально-технических ресурсов большинства сельхозпредприятий, высокий уровень производственных затрат. Не улучшается положение дел с подготовкой квалифицированных кадров на селе, не в полной мере используются возможности подготовки управленческих кадров по федеральной Программе. Из 85 специалистов, прошедших конкурсный отбор на участие в программе лишь 12 являются специалистами АПК.
Слайд 6 «Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и индекса потребительских цен».
Важнейшим направлением макроэкономической политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, удержание инфляции на уровне, не подрывающим мотивации к сбережению и инвестированию.
Индекс потребительских цен в Чувашской Республике в марте 2002 г. 104,5 % к уровню декабря 2001 года (по России 105,4%).
Чувашская Республика по сравнению с другими регионами имеет одну из самых дешевых потребительских корзин. Так, из 87 территориальных центров Российской Федерации по стоимости минимального набора из 33 продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, г.Чебоксары в марте 2002 г. занимал 71-е место.
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в I квартале по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 115,3 % что почти на 6 процентных пункта выше показателя соответствующего периода прошлого года и значительно выше, чем в среднем по России (108,7 %).
Слайд 7 «Реальные располагаемые денежные доходы населения».
Среднемесячная заработная плата повысилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 45,4 %, в реальном выражении – на 20,9 %, тогда как по России – на 18,8 %. Важно отметить, что рост реальной заработной платы сопровождался уменьшением задолженности по ее выплате. При этом надо иметь в виду, около 44 % всей задолженности приходилось на организации сельского хозяйства.
Повышению жизненного уровня населения способствовала реализация ряда социальных программ в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты.
Для защиты низкообеспеченных слоев населения при повышении тарифов на услуги ЖКХ введена система субсидий. Так на 1 апреля субсидии получали более 17 % семей в республике, общая сумма субсидий за 1 квартал 2002 г. в 3 раза больше, чем в 2001 г., поскольку субсидиями могут воспользоваться и частные домовладельцы.
В марте наблюдался рост доли доходов, направляемых на покупку товаров и услуг, а также на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах (то в марте - 75,8 % и 8,2 %). Рост доходов вызвал и рост оборота розничной торговли на 9,4 %, расширению внутреннего потребительского спроса, увеличению на 2 % платных услуг.
Слайд 5 «Ввод в действие жилых домов».
Важным направлением для улучшения качества жизни является развитие общественной инфраструктуры. На строительство социального жилья с использованием субсидий по программе 2002 года освоено 168,6 млн.руб. капитальных вложений(42,5 % годовой нормы). Ввод в действие жилых домов составил более 26 тыс.кв.метров жилья, из них социального жилья 4,9 тыс.кв.метров. Высокие темпы ввода жилья были достигнуты в Ядринском, Моргаушском, Канашском, Батыревском районах. Однако развитие строительного комплекса было бы более динамичным, увеличение объемов выполняемых им подрядных работ более существенным, если бы не снижение объемов ввода жилья в Аликовском (52,4 %), Ибресинском (34,8 %), Шумерлинском (51 %) районах.
Газ- это комфорт, другое качество жизни на селе. Поэтому газификация и является приоритетным направлением инвестиций в республике. За 1квартал сданы в эксплуатацию газовые сети общей протяженностью 99,1 км, из них 90,5 км - в сельской местности. По сравнению с первым кварталом 2001 г. их ввод увеличился в 3,3 раза.
Хотела бы остановиться на ряде моментов, связанных с административной реформой. Республика зарекомендовала себя как надежный партнер, участвует в ряде пилотных проектов международных организаций во взаимодействии с федеральными органами, таких как обзор бюджетных расходов на национальную экономику, разработка программы социально-экономического развития г.Цивильска, содействие Министерству экономического развития и торговли по реформе системы государственного контроля, в частности торгинспекций, в сфере реформирования на государственной службе и в органах местного самоуправления, использование системы персонифицированных социальных счетов при предоставлении адресной целевой помощи гражданам. Я надеюсь, что и эти реформы дадут положительный результат.
Подводя итоги, хочется отметить, что ход экономического развития республики показывает, что она накопила достаточно ресурсов и имеет достаточный инструментарий для того, чтобы обеспечить дальнейший экономический рост. Наша задача состоит в том, чтобы закрепить достигнутое, ликвидировать отставание по отдельным направлениям, вывести весь хозяйственный и социальный комплекс на уровень высоких темпов развития.
В заключение разрешите ознакомить Вас с решением Комиссии по подведению итогов экономического соревнования между районами и городами Чувашской Республики. Хочу довести до вашего сведения, что Комиссия рассмотрела предложения администраций городов и районов и, учтя их пожелания, усовершенствовала методику подведения итогов экономического соревнования, сделала ее более понятной и доступной для восприятия.
Среди городов I место по значению интегрального показателя присуждено г.Чебоксары, II место - г.Канашу.
Среди районов I место присуждено Чебоксарскому, II место - Яльчикскому, III место –Ядринскому районам.