13:20 Вниманию предпринимателей: о маркировании товаров (справка)
(К постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 г. № 82 "Об отмене постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркирования товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок")
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. № 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" было принято в целях реализации Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и привлечения дополнительных средств в доходную часть федерального бюджета.
Названным нормативным актом вводилось маркирование реализуемых на потребительском рынке товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, и устанавливалась обязанность предпринимателей приобретать в органах Госстандарта России и Госторгинспекции Минторга России по утвержденным расценкам защищенные от подделок знаки соответствия с учетной информацией к ним для маркирования ими каждой единицы товара.
В соответствии с данным постановлением предполагалось запретить с 1 января 1998 года реализацию на территории Российской Федерации отдельных групп товаров и продукции без наличия знаков. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997г. № 1193 были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. № 601 и, в частности, сроки реализации маркированной продукции перенесены на 1 января 1999 г., сокращен перечень первой группы товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, защищенными от подделок до двух видов (алкогольные напитки за исключением пива и аудиовидеотовары). Кроме того, предполагалось в lV квартале 1997г. утвердить инструкцию о прядке движения и учета маркированной продукции.
Последующее Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 1998г. № 1223 перенесло дату начала реализации маркированной продукции на 1 июля 1999г., срок утверждения инструкции о прядке движения и учета маркированной продукции - на lV квартал 1998 г. и дополнило перечень первой группы товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, защищенными от подделок «компьютерной техникой». Инструкция была утверждена Минторгом России 30 декабря 1998г. и Госкомстандартом России 29 декабря 1998 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1999г. № 685 исключены из перечня товаров "алкогольные напитки (за исключением пива)", а Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999г. № 787 дата начала реализации маркированной продукции перенесена на 1 октября 1999 г.
Правомочность действия данных постановлений Правительства Российской Федерации рассматривалась Конституционным Судом Российской Федерации, который установил и доказал, что:
в соответствии с Законом «О сертификации работ и услуг» работы по сертификации, перечень которых установлен пунктом 1 статьи 16 данного Закона, подлежат обязательному государственному финансированию и следовательно проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией финансируется из государственного бюджета и ее оплата не может быть возложена на предпринимателя. Что же касается работ по обязательной сертификации конкретной продукции, то их оплата, производится предпринимателем на основании договора заказа с организацией, осуществляющей сертификацию, и должна быть эквивалентна стоимости оказанных услуг;
анализ указанных положений Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" во взаимосвязи с другими его положениями, в том числе содержащимися в статьях 6, 9 и 10, показывает, что компетенция федеральных органов исполнительной власти в этой области ограничена вопросами организации и управления процессом сертификации, т.е. на установление правил процедуры;
соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям, согласно Закону Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", документально подтверждается сертификатом соответствия; его наличие обусловливает возможность маркирования каждой единицы продукции знаком соответствия, функция которого - подтвердить, что данная продукция сертифицирована надлежащим образом, и довести информацию об этом до потребителя;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. № 601 и Инструкцией о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения, утвержденной Госстандартом России и Минторгом России во исполнение этого Постановления, вводилась дополнительная маркировка;
в целях оперативного учета движения товаров на каждую единицу маркированного знаком соответствия товара при каждой продаже должна наноситься учетная информация к знаку соответствия в виде марки. Марки учетной информации субъекты предпринимательской деятельности обязывались приобретать в территориальных управлениях госторгинспекции по установленным Минфином России и Госстандартом России расценкам и тем самым на них налагались дополнительные, не предусмотренные Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" обременения, затрагивающие их конституционные права и свободы;
за счет реализации защищенных от подделок знаков соответствия и марок учетной информации планировалось создание единой базы данных и системы контроля за товарооборотом с привлечением Министерства торговли Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;
в соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан и ни оно само, ни другие органы исполнительной власти не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законом обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы граждан;
следовательно, как основание для введения обязательной маркировки продукции знаками соответствия, которая является частью процесса сертификации продукции и законно возлагает бремя оплаты работ по обязательной сертификации конкретной продукции на субъекты предпринимательской деятельности, оспариваемое положение пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" не противоречит Конституции Российской Федерации;
введение обязательной маркировки товаров марками учетной информации на субъекты предпринимательской деятельности возлагает дополнительные расходы, издержки и иные затраты, связанные с оплатой этих марок и маркированием ими продукции и товаров, которые ранее прошли процесс сертификации и качество которых уже подтверждено документально и ограничивается конституционное право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право частной собственности.
Следовательно введение не относящейся к сертификации обязательной маркировки конкретной продукции марками учетной информации с оплатой соответствующих расходов субъектами предпринимательской деятельности - не соответствует статьям 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По устной информации Чувашского центра стандартизаци, метрологии и сертификации и Управления Госторгинспекции по Чувашской Республике с 1 октября 1999 г. в России преступили к маркировке аудиовидеотоваров и компьютерной техники. Марки учетной информации (стоимость с учетом НДС 6,12 руб.) наклеивались продавцами при продаже техники и вскрытии упаковки, что затрудняло налаживание учета движения товара. При этом марки не наклеивались на каждую единицу техники.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2002г. № 82 "Об отмене постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркирования товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок", принятое во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации позволит снизить стоимость аудиовидеотоваров и компьютерной техники, сократить расходы контролирующих органов и обеспечит соблюдение конституциональных прав субъектов предпринимательской деятельности.