Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Как помочь малому бизнесу в шторме быстроменяющегося законодательства?

Тема поддержки предпринимательства и малого бизнеса в последнее время практически не сходит со страниц газет и является постоянной головной болью правительственных структур. С тех пор как за поддержку малого бизнеса высказался президент Путин, программа развития малого бизнеса стала считаться государственным приоритетом. Однако, несмотря на это, дискуссии продолжаются, по сути, и до сих пор. То, что предлагают реформаторы и вокруг чего идет спор, фактически укладывается в реализацию двух простых принципов: a) снизить для малого бизнеса налоговое бремя и b) по возможности ликвидировать бюрократические препоны. Если и есть оппонирование предложениям реформаторов, то, скорее, оно касается конкретных цифр и конкретных мер. Так, правительственный законопроект о внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ предполагает введение льготных режимов налогообложения и отчетности для малых предприятий, чей годовой оборот не превышает 10 миллионов рублей. Однако ряд оппонентов (Валерий Горегляд) утверждают, что "такой оборот свойственен не малому бизнесу, а микробизнесу" и надо существенно расширить само определение малого бизнеса. Критике подвергаются и предложения по снижению налогового пресса. Зампред думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева убеждена, что правительственный вариант Налогового кодекса, во-первых, не упрощает бухгалтерию малых предприятий, а во-вторых, фактически уничтожает льготы, который имел малый бизнес при "общем режиме налогообложения" ("Бизнес для всех" #12, "Налоговая революция, о которой столько говорило правительство, пока не состоялась"). С этими утверждениями можно соглашаться или не соглашаться, однако консенсус достигнут, по крайней мере в том, что "не развивая малый бизнес, Россия никогда не слезет с нефтяного и газового крючка, а экономические показатели всегда будут напрямую зависеть от уровня цен на нефть и курса доллара". В частности, по словам Евгения Примакова, сказанным недавно на "круглом столе" в Москве "Малый бизнес как основа социально-экономического развития Российской Федерации" ("Российская газета" #107, "На что рассчитывать малому бизнесу"), без малого бизнеса в России никогда не будет сформирован широкий средний класс, который является гарантией социальной стабильности в любой развитой стране. Особое внимание уделяется проблеме снятия административных барьеров. Существует мнение, что на сегодняшний момент главным тормозящим фактором развития данного сектора российской экономики является излишнее внимание к нему российских надзорных органов. Так, в частности, считают многие члены Совета Федерации и Торгово-промышленной палаты. Вероятно, в ближайшее время они будут готовы представить свои соображения в правительство и Думу. По мнению этой категории сторонников развития малого бизнеса, скорейшее развитие этого сектора экономики, в котором в иных странах сосредоточено две трети активного населения, тормозит не отсутствие в Налоговом кодексе необходимых поправок, а неоправданное административное давление на малый бизнес, прежде всего со стороны надзорных органов и инспекций (МВД, Санэпиднадзор, пожарные структуры и т.д.). Так, по мнению председателя комитета Совета федерации по бюджету Евгения Бушмина, существующие антибюрократические законы пока не позволяют малому бизнесу оградиться от влияния местного чиновничества. Тогда как принцип работы подобных органов с налогопослушным малым бизнесом должен быть не разрешительным, а уведомительным ("Известия" #102, "Сенаторы и промышленники хотят избавиться от опеки МВД"). Нельзя сказать, что избавление предпринимателей от излишней бюрократической опеки не находится в центре внимания центральных властей. В рамках кампании по дебюрократизации экономики уже принято четыре закона, в работе находится еще столько же. С 1 июля вступает в силу постановление правительства о введении так называемой системы единого окна для регистрации малых предприятий ("Страна.ru"). Идеология последнего новшества заключается в том, чтобы отныне не гонять предпринимателя по инстанциям, а все делать "в одном окне", в максимально сжатые сроки и использовать как бы заявительный порядок. Однако, как ни странно, и это "упрощение" грозит предпринимателю новыми неприятностями. Дело в том, что перерегистрацию должны будут пройти в том числе и давно открытые предприятия, что сопряжено обычной в таких случаях в России неразберихой и нервотрепкой. Кроме того, многие аналитики сомневаются, что результат акции будет стопроцентно соответствовать идеологическому посылу, а новый порядок не потребует введения новых инструкций, не менее сложных, чем отмененные. Как видим из вышесказанного, одной из проблем малого бизнеса, если не самой главной, является насущная необходимость предпринимателей ориентироваться в быстроменяющемся законодательстве (в "доступе к праву"), а также - отсутствие естественно сложившихся каналов для выражения своих групповых требований, потенциально адресованных властным структурам, которые решают эти проблемы "за глаза" и по своему разумению. Дело в том, что специфика малого бизнеса как раз и заключается в том, что каждый отдельный предприниматель не в состоянии тратить достаточные средства на проведение полноценной юридической экспертизы и не имеет достаточных возможностей для внутриотраслевого общения с тем, чтобы выработать консолидированную позицию. Однако, по идее, и эта проблема также решаема. С помощью… проекта ТАСИС "Юридическая защита субъектов экономической деятельности", который реализуется с января 2000 года в 8 арбитражных округах России. В рамках проекта проблемы юридической поддержки малому бизнесу обсуждались различными организациями регионов РФ, среди которых были территориальные управления федеральных структур, органы власти субъектов РФ, объединения предпринимателей, юридические факультеты. В результате обсуждения в апреле 2002 года было решено создать три бюро по предоставлению юридических консультаций - в Ленинградской области, Краснодаре и Иркутске для улучшения доступа субъектов малого предпринимательства к праву и правосудию. Предполагается (если российская сторона возьмет на себя бремя финансирования), что в дальнейшем эти бюро будут способствовать развитию сети малого предпринимательства в России на современном этапе и повысят их юридическую защищенность. С учетом региональных особенностей партнерами Бюро по предоставлению юридических консультаций выступают администрации субъектов Российской Федерации, юридические вузы, ассоциации юристов и предпринимателей, дипломированные бухгалтеры. Идеология проекта заключается в том, чтобы свести вместе за одним "круглым столом" и предпринимателей, и представителей тех структур, с которыми у предпринимателей чаще всего "не складываются отношения". Созданные при официальных структурах (региональных администрациях и управлении Министерства РФ по антимонопольной политике), бюро должны стать гарантом того, что предприниматели здесь найдут обширный источник информации по основным проблемам, с которыми сталкиваются их предприятия, и смогут защитить свои права. С помощью совместных с различными административными структурами семинаров юрбюро должны осуществить связь данного сектора экономики области с налоговыми органами, регистрационными палатами, коллегиями юристов, агентствами поддержки малых и средних предприятий и др. О полезности данного вида межпрофессионального общения свидетельствуют темы семинаров. Первый из уже состоявшихся региональных семинаров был посвящен правам и обязанностям субъектов предпринимательства при проведении административных и налоговых проверок. Причем информацию предприниматели получали непосредственно из уст представителей данных органов - что в иных условиях обычно "затруднено". Теперь последним будет весьма трудно отвертеться от заявленной позиции и сослаться на изменившийся порядок. Второй семинар (состоится в конце июня) будет посвящен договорному праву. На нем будут рассматриваться проблемы субподряда и договора с монополистами. В заключение осталось только добавить, что проект ТАСИС "Юридическое бюро" осуществляет юридическое консультирование малых предприятий на бесплатной основе. Чего, впрочем, не скажешь о всех других видах консультирования, осуществляемого вне… весьма ограниченной помощи Европейского союза.


20 июня 2002
00:00
Поделиться