Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Снижение административного давления на бизнес

Скоро любой человек с предпринимательской инициативой, желающий зарегистрировать предприятие, будет это делать по новым правилам: предстоит иметь дело лишь с инспекцией по налогам и сборам. Новый порядок регистрации юрлиц выглядит невероятно просто и потому вызывает сомнения: нет ли здесь ловушки? Эти сомнения небезосновательны. Введение новой системы регистрации потребует множества разъясняющих нормативных актов - МНС, Центробанка, Минимущества. Есть опасения, что взамен отмерших с 1 июля инструкций появятся новые, не менее сложные. Чтобы начать бизнес, необходимо будет обзавестись всего лишь четырьмя "бумажками": заявлением о госрегистрации, решением учредителей о создании юридического лица, уставом предприятия и квитанцией об оплате госпошлины. И отнести их в местную налоговую инспекцию. Всего через пять дней (!) предпринимателю обязаны выдать свидетельство о регистрации либо представить мотивированный отказ. Отказать в регистрации можно лишь на основании непредставления заявителем необходимых документов. За просрочку выдачи свидетельства регистрирующий орган будет подвергаться штрафным санкциям в размере от 200 до 500 МРОТ. Более того, за необоснованный отказ штрафы последуют в том же размере, что и за просрочку по выдаче свидетельства. Далее налоговики будут рассылать документы во все остальные инстанции. Таким образом, при регистрации НЕ надо будет теперь посещать следующие инстанции: регистрационную палату, нотариуса, Пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд социального страхования, комитет госстатистики, пожарный надзор и госсанэпиднадзор.Причем подать заявление о регистрации можно будет и по электронной почте, МНС обещает распространять безвозмездно прикладные программные средства для подготовки в электронном виде документов по регистрации. Тем, кто уже имеет свидетельства о регистрации юрлица, до 1 января 2003 года необходимо их заменить на новые. Как подчеркивают в МНС, смена свидетельств - это не перерегистрация, а именно сообщение сведений о юридическом лице, на основании которого в единый госреестр будет внесена запись и выдано свидетельство, подтверждающее этот факт. В налоговую инспекцию нужно будет сообщить наименование предприятия, его организационно-правовую форму, адрес, способ образования юридического лица, сведения об учредителях и фамилию лица, имеющего право действовать от имени предприятия без доверенности. В отношении фирм, не представивших эти сведения в налоговые органы, будут добиваться ликвидации через суд. Это положение и вызвало небольшую панику среди предпринимателей. Опасаться действительно стоит, но только недобросовестным предпринимателям - в момент перерегистрации налоговики рассчитывают избавиться от фирм-однодневок. Однако есть проблема, которая затронет всех, - новые регистрационные свидетельства пока не вписываются в существующее правовое поле. Еще нет нормативных актов, разъясняющих, как будут складываться взаимоотношения юрлиц, получивших новые свидетельства, с иными органами, например с банками, требующими представить при открытии счета определенный перечень документов. Новый порядок предполагает, что регистрация юридического лица произойдет в течение пяти дней, независимо от того, дойдут ли документы заявителя из налоговой инспекции иным инстанциям: социальным страховым фондам, госнадзорам. Как сказал недавно журналистам замминистра по налогам и сборам Михаил Мишустин, "это уже наши проблемы, налогоплательщику незачем об этом волноваться". Поводы для волнений, тем не менее, есть. Например, по инструкции Центробанка, банки не могут открыть счет без предоставления юридическим лицом девятнадцати документов! Среди них справки о постановке на учет в Пенсионном и иных внебюджетных фондах, карточка образца печати, копия информационного письма статистического управления. Понятно, что наличие свидетельства о регистрации будет теперь автоматически означать регистрацию предпринимателя во всех инстанциях. Однако инструкцию ЦБ никто не отменял. Так же как никто не отменял многочисленные постановления региональных властей, устанавливающих на своих территориях свои нормы и свои списки документов для регистрации. Москва давно имеет собственные правила по регистрации, противореча при этом федеральному законодательству. Широко известен факт того, что Москва уже восемь лет игнорирует Указ Президента 1994 года, разрешающий при регистрации юрлица не заверять уставные документы нотариально. Введение же нового порядка может привести к массовым правовым коллизиям, ведомства будут вынуждены срочно писать новые инструкции, адекватно соотносящиеся с новым порядком регистрации. Мало того, для его запуска в действие явно недостаточно выпущенных федеральных нормативных актов. Необходимо дополнительно выпустить ряд правительственных постановлений, в первую очередь о создании единого госреестра юрлиц. Так упростится ли все-таки регистрация предприятий? Вряд ли региональные, в частности московские, власти начнут демонстративно игнорировать новый порядок - ослабление административного пресса на бизнес под контролем президента. Скорее всего, порядок регистрации будет действительно облегчен и правительство использует рычаги давления на ведомства, чтобы те, пожертвовав нормами своих инструкций, принимали юридических лиц с новыми свидетельствами о регистрации, чтобы не опорочить идею с самого начала. Но, похоже, что для этого понадобиться больше времени, чем осталось до 1 июля. Опасность в том, что спустя несколько месяцев новый порядок может обрасти новыми инструкциями. Пока же непонятна даже такая мелочь - где можно регистрировать официальные печати организаций. В ныне действующем законодательстве эта роль отводится Роспатенту. Изменения наверняка придется вносить и в Налоговый кодекс. По кодексу регистрация в налоговом органе осуществляется в срок до 10 дней после госрегистрации. Получается, что к пяти дням госрегистрации, установленным новым порядком, можно смело прибавлять еще 10 дней. Регистрирующие инстанции, конечно, не будут следовать "букве" в ущерб "духу" кодекса, направленного на упрощение взаимоотношений с налогоплательщиком. Значит, поправки в кодекс все же придется вносить.


20 июня 2002
00:00
Поделиться