14:02 Программы социально-экономического развития районов и городов Чувашии на период с 2002 по 2004 гг.
На совещании, проведенном с руководителями экономических служб до всех муниципалитетов доведен макет составления программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу с учетом рекомендаций Фонда «Институт экономики города» г. Москва.
По состоянию на 04.07.2002 года 20 районами и 4 городами Чувашской Республики разработаны и утверждены решениями районных и городских Собраний депутатов Программы социально-экономического развития районов и городов Чувашии на период с 2002 по 2004 гг.
Администрациями Порецкого района и г. Новочебоксарска в настоящее время дорабатываются проекты программ социально-экономического развития на 2002-2004 гг.
Кроме того, органами местного самоуправления Цивильского района совместно с Фондом «Институт экономики города» ведется работа по разработке новой по содержанию и структуре Программы социально-экономического развития района. Первым этапом совместной работы станет первоначальный анализ статистической информации по развитию района в динамике за ряд последних лет, для чего администрация района должна направить сведения по предложенным таблицам и формам до 1 августа 2002 г. экспертам – аналитикам Фонда.
На период 2002-2005 гг. всеми администрациями районов и городов Чувашии разработаны и представлены в сектор развития территорий прогнозы по основным параметрам социально-экономического развития и муниципальные прогнозы.
Всеми муниципалитетами Чувашской Республики разработаны и утверждены Главами администраций районов и городов Чувашской Республики Паспорта социально-экономического развития района, города, за исключением Порецкого района, который планирует вынести разработанный Паспорт на рассмотрение районным Собранием депутатов.
С 23 муниципальными образованиями Чувашии заключены Соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве между Кабинетом Министров Чувашской Республики и администрациями районов и городов Чувашии.
Результатами выполнения принятых обязательств обеими сторонами станет увеличение в 2002 году заработной платы на 30,3%, объема производства промышленной продукции в действующих ценах на 18,9%, количества работающих в сфере малого бизнеса на 9,3%, количества малых предприятий на 4,6%, 100% собираемость налоговых платежей.
Вместе с тем, анализ отдельных показателей социально-экономического развития районов, городов Чувашской Республики за 5 месяцев текущего года свидетельствует о том, что большинство муниципалитетов республики не смогут к концу года исполнить принятые на себя обязательства в рамках Соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве между Кабинетом Министров Чувашской Республики и администрациями районов и городов Чувашии, в случае продолжения работы в том же ритме и с такими же показателями как в 1 полугодии 2002 года. Среди них:
по объему производства промышленной продукции – Алатырский, Аликовский, Батыревский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Красночетайский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский районы и города Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары, Шумерля;
по объему розничного товарооборота - Алатырский, Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Шемуршинский, Шумерлинский, Ядринский, Янтиковский районы и города Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары, Шумерля;
по объему платных услуг – все районы и города Чувашской Республики.
Проведен опрос оценки администрациями районов и городов республики уровня их социально-экономического развития в первом полугодии текущего года по сравнению со вторым полугодием 2001 года. Большая часть респондентов отмечает наличие позитивных изменений в сторону улучшения социально-экономической ситуации в районе, городе, однако, практически всеми прогнозируется увеличение количества жителей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума. Это уже говорит о том, что социальная политика, проводимая в районах, городах Чувашии не эффективная, потому что при росте заработной платы, объемов производства промышленной продукции, налоговых поступлений, увеличивается задолженность по оплате за коммунальные услуги. Например, в Комсомольском районе заработная плата в январе-мае 2002 года по отношению к январю-маю 2001 года увеличилась на 62%, объем производства промышленной продукции на 61,9%, сумма налоговых поступлений на 58%состоянию, при том, что фактический уровень платежей за коммунальные услуги по состоянию на 01.06.2002 года в % к плану составил 83,5%.
Проведен анализ бюджетной политики районов и городов Чувашии, согласно которому суммы фактических налоговых поступлений по Чувашской Республике за 2001 год увеличились на 38,6% (на 1875,6 млн. руб.). Расходы бюджетов за этот же период в целом по Чувашской Республике увеличились на 41,9%. Доля собственных доходов в общей сумме доходов бюджета в целом по Чувашии составила на 01.01.2002 года 58,62%, на 1 мая 2002 года 52,2%. Это достигнуто в основном за счет городов, в районах доля собственных доходов варьирует от 30,59% (в Ядринском районе) до 8,62% (в Алатырском районе).