Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

КАК ПОСТУПИТЬСЯ ПРИНЦИПАМИ

Бизнесу и власти спорить практически не о чем. Потому что, как выяснилось на открывшейся вчера конференции "Российский бизнес. Повестка дня-2003", которую организовала Ассоциация менеджеров, все понимают проблемы друг друга, но ни одна сторона не собирается уступать. Правительство учитывает обеспокоенность предпринимателей высокими налогами и чрезмерным присутствием государства в экономике. Однако снижать налоговое бремя пока не торопится, а дебюрократизацию обещает не раньше 2005 года. Деловое сообщество разделяет тревогу властей по поводу низких инвестиций и чрезмерной развитости теневого сектора. Но отказывается вкладывать деньги в производство и повышать прозрачность, пока не будут снижены налоги и не исчезнут административные барьеры. "Если наказывать за неуплату налогов всех, кого надо, то к ответственности придется привлечь 98% предприятий", - уверенно заявил заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович. Бизнесмены переглянулись, но спорить не стали. Во-первых, точно оценить размеры теневого сектора нашей экономики не берется ни один экспертный институт, а потому названная цифра остается на совести замминистра. Во-вторых, среди российских предпринимателей не считается дурным тоном не платить налоги и открыто в этом признаваться. Тем более что власть, как выразился г-н Дворкович, карает нарушителей "выборочно". У нее самой нет единого представления о дальнейших шагах налоговой реформы, и вряд ли оно появится после заседания правительства 5 декабря, где эта реформа должна обсуждаться. Либералы из Минэкономразвития, которых премьер и президент упрекают в "неамбициозных" темпах экономического роста, говорят, что без снижения налогов ускорения не будет. Консервативный Минфин, отвечающий за экономическую стабильность и доходы бюджета, утверждает, что по сравнению с другими странами в России и так низкий уровень налоговой нагрузки. Консерваторы и либералы солидарны в одном: раньше 2005 года снижения ставок единого социального налога и налога на добавленную стоимость не произойдет. Дальнейшее снижение налога на прибыль в правительстве не обсуждается вообще. Зато там активно дискутируется вопрос о том, что нужно сделать для привлечения инвестиций, без которых в стране точно не будет экономического роста. По уточненному прогнозу Минэкономразвития, в 2002 году темпы притока инвестиций составят не 4%, а всего 3%. И свое нежелание вкладываться в развитие производства бизнесмены объясняют все тем же неблагоприятным налоговым режимом. Есть и другие сдерживающие факторы. Принятые и широко разрекламированные законы о дебюрократизации экономики пока не работают. Заместитель министра по антимонопольной политике Андрей Цыганов пообещал бизнесменам, что ситуация со вмешательством власти в их дела улучшится "примерно к 2005 году". Подобные посулы не способствуют росту доверия со стороны делового сообщества. А прогнозируемое правительством снижение инфляции в представлении предпринимателей трудно сочетается с заявлениями чиновников о неминуемом повышении тарифов монополий и опережающем росте зарплат. К тому же страна вступает в предвыборный период, который серьезно меняет отношения между властью и бизнесом. "В России потенциальные экономические и политические риски измерить очень тяжело. В таких условиях инвестиций вообще могло бы не быть", - признался Аркадий Дворкович. Впрочем, президент управляющей компании "Тройка-Диалог" Павел Теплухин сказал "Известиям", что сильно сомневается в опубликованных данных Госкомстата о росте инвестиций на 2,5% за 9 месяцев, и сослался на зарубежные методики, которые дают оценки "на порядок выше". По информации ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау, частные инвестиции в этом году увеличатся на 5-5,5%, что на фоне снижения деловой активности во всем мире "не так уж плохо". Однако он опасается, что на фоне панических настроений правительство прибегнет к политике "экономической экзотики". Например, начнет искусственно стимулировать рост инвестиций за счет государственных капитальных вложений в отдельные сектора. Краткосрочные цифры будут увеличены, но ущерб рыночному развитию может быть нанесен непоправимый. "Определить инвестиционные приоритеты на ближайшие десятилетия невозможно, - считает г-н Мау. - К тому же безнравственно вкладывать государственные деньги в экономику, когда недофинансированы армия, суд и здравоохранение".


27 ноября 2002
00:00
Поделиться
;