МАЛЕНЬКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Заморозив активную фазу налоговой реформы, власть стала проявлять повышенный интерес к реформе поимущественных налогов. Хотя по своей фискальной значимости они не могут сравниться с налогами на доходы (на прибыль, подоходный) или на товары (акцизы, НДС, пошлины), взимать эти налоги легче. Как правило, они устанавливаются в виде стабильных платежей. Минэкономразвития в течение уже нескольких месяцев отдельными порциями выпускает за пределы министерства информацию о готовящейся реформе этих налогов. Однако только вчера на парламентских слушаниях оно представило полную картину предполагаемой реформы. Правда, у Минфина она вызвала немалый скептицизм.
Реформировать МЭРТ предлагает сразу все пять поимущественных налогов: на имущество организаций, на имущество физлиц, на наследование или дарение, на недвижимость (введенные в двух регионах в плане эксперимента) и земельный налог. По словам главы департамента налоговой политики МЭРТ Михаила Орлова, "у нас нет задачи повышения собираемости, мы лишь хотим, чтобы сумма налогов стала адекватна стоимости имущества". Сроки уплаты, форму отчетности и льготы будут устанавливать региональные или местные власти. Они же будут иметь право понижать ставки этих налогов, установленные Налоговым кодексом.
С концепцией реформирования налогов (когда размер налога рассчитывается исходя из рыночной стоимости имущества) Минфин согласился. Однако представитель этого ведомства сразу заявил: "Мы находимся ближе всех к бюджету и предупреждаем, что поступления в бюджет могут сократиться". Некоторые вопросы, как считают в финансовом ведомстве, на местный и региональный уровень просто опасно отдавать. К примеру, ставки налогов. Ставки для всех пяти налогов нужно закрепить на уровне 2%, считают в Минфине в противовес позиции МЭРТ о дифференцированной шкале ставок. По словам представителя департамента налоговой политики Минфина Анны Салиной, в противном случае имущество будут перерегистрировать из одного вида в другой, оформляя производство то как имущество физлица, то как имущество организации.
Как обычно болезненно отнесся Минфин и к вопросу о льготах. По словам г-жи Салиной, льготы сегодня дают возможность уводить из-под налогообложения 57% имущества предприятий. Концепция МЭРТ, как считает она, не дает ответа на самый спорный вопрос: как быть с льготами на имущество ЖКХ? Если региональные власти будут иметь право эти льготы предоставлять, то под определение "предприятие ЖКХ" попадут бани, сауны и гостиницы.
Очень эмоционально среагировал на предлагаемую концепцию реформы и крупный бизнес. Как заявил представитель "Газпрома", присутствующий на слушаниях, если налог на имущество предприятий будет платиться по месту нахождения балансодержателя (то есть собственника имущества), а не по месту нахождения имущества, то пагубно это скажется в первую очередь на карманах потребителей. Налог будет платиться в Москве, а в цену продукции он будет заложен в регионах. Г-н Орлов из МЭРТ попробовал возразить: выделите дочерние предприятия на самостоятельный баланс. На что последовал ответ: сеть трубопроводов едина, идет по 60 субъектам и двум тысячам муниципалитетов. Минэкономразвития оставалось только развести руками: тогда мы не знаем, как делить объекты недвижимости между муниципалитетами. Впрочем, многое другое МЭРТ тоже пока не продумал: как поступить с наследуемым движимым имуществом, как облагать налогами незарегистрированное имущество и дать ли льготы пенсионерам по налогу на недвижимость. Так что в ближайшем будущем налог в сотни долларов в год за квартиру россиянам, видимо, не грозит.