Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

НАЛОГ НА ВМЕНЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Одним из последних аккордов затухающей налоговой реформы должно стать принятие глав Налогового кодекса о поимущественных налогах. Однако согласья в том, какую дань должны платить государству владельцы квартир, собственники земли и оборудования, в правительстве пока нет. Возможно, его не будет еще долго - до тех пор, пока в России не сложится система рыночной оценки недвижимого имущества. Сейчас в России действуют четыре "налога с собственности": на имущество организаций, на имущество физических лиц, на наследование или дарение, земельный налог. Кроме того, в качестве эксперимента в двух городах (Великом Новгороде и Твери) без особого успеха внедряется налог на недвижимость. Денег в госказну эта "пятерка" приносит немного - лишь 6% всех налоговых поступлений консолидированного бюджета (117 млрд руб. в 2001 г.). Примерно половина этих средств достается региональным бюджетам, половина - местным. Законодательство в этой сфере действует с 1991 г. и сейчас трансформируется в соответствующие главы Налогового кодекса. На состоявшихся на минувшей неделе думских слушаниях представители Минэкономразвития и Минфина сообщили, что проекты этих глав в Белом доме пока еще "дозревают" и что они могут быть рассмотрены парламентом не раньше будущей весны. Пока же два ведомства все еще пытаются сблизить позиции по готовящимся законопроектам. Разногласия по проекту о налоге на имущество организаций сводятся к тому, что Минэкономразвития предлагает прекратить его взимание с запасов и нематериальных активов, оставив объектом обложения лишь основные средства предприятий. Минфину предложение сократить налоговую базу на треть нравится не очень. По словам замруководителя департамента налоговой политики министерства Анны Салиной, "неизбежное в этом случае уменьшение поступлений всерьез настораживает, ведь у части местных бюджетов они составляют до 40% всех налоговых доходов". Сужая базу и урезая многочисленные льготы, ведомство Германа Грефа предлагает поднять максимальную ставку налога с нынешних 2% до 2,6% от стоимости имущества. Конкретные ставки в границах федерального максимума будут устанавливаться на местах. То же относится к срокам уплаты налога и льготам по его уплате. Последнее обстоятельство уже всерьез встревожило налогоплательщиков-тяжеловесов. "Наша труба проходит по территории 2000 муниципалитетов. Это что же, в каждом придется платить по его правилам?" - спросил чиновников на слушаниях замруководителя департамента налоговой политики "Газпрома" Анатолий Рыжов. В налогообложении граждан - владельцев недвижимости ожидаются не менее спорные перемены. Минэкономразвития, фиксируя нынешнюю эффективную ставку налога в 0,1%, предлагает сменить его базу. Налог придется платить не с инвентаризационной, а с оценочной стоимости недвижимости. Ее, по пока не разработанной и с трудом представляемой участниками рынка методике станут определять специалисты БТИ. До сих пор заявлялось, что оценочная стоимость жилья фактически будет равна рыночной. Однако, как интригующе заявил на слушаниях глава департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов, "налоговая база не обязательно должна представлять собой рыночную цену, она должна быть лишь пропорциональна ей". Минфин с таким подходом не спорит. Но ставку для физлиц предлагает установить такую же, как для предприятий, - 2%. Этот подход Анна Салина мотивировала желанием избавить предпринимателей от искушения регистрировать недвижимость на имя физического лица. В реальность принятия такого немилосердного по отношению к налогоплательщику варианта верится с трудом. Ведь тогда за московскую "двушку" с рыночной ценой в $50 000 придется заплатить $1000 налога. Ситуация с третьим "недвижимым" налогом - на землю - запутана еще более. По мнению подчиненных Грефа, говорить об установлении элементов налогообложении в этой сфере можно только после завершения составления земельного кадастра. Причина "сырости" готовящихся уже не первый месяц законопроектов очевидна - реформу имущественных налогов в России затеяли слишком рано. "Чиновники сейчас просто осваивают деньги, выделенные на реформу - рисуют коэффициенты, критерии, как в случае с налогом на вмененный доход", - заявил "Фокусу" член думского комитета по собственности Иван Грачев. По его словам, из-за отсутствия достоверной статистики провести рыночную оценку стоимости земли и недвижимости в России пока невозможно. "На это, по опыту других стран, у нас уйдет несколько лет", - отмечает депутат.


02 декабря 2002
00:00
Поделиться
;