ОКТЯБРЬСКАЯ ПРОБУКСОВКА
На минувшей неделе заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович объявил, что рост экономики России через два-три года может значительно ускориться по сравнению с нынешними темпами. Тем временем отечественная промышленность вошла в полосу стагнации, которая продлится не менее трех месяцев.
Наталья Райская, Яков Сергиенко, Александр Френкель - Институт экономики РАН Результаты развития российской экономики в октябре 2002 г. вряд ли можно назвать удачными. По итогам первых 10 месяцев 2002 г. суммарный прирост выпуска промышленности составил 4,0% относительно соответствующего периода прошлого года, так же как за январь-сентябрь. Основной причиной этого стало резкое ухудшение конъюнктурной ситуации в реальном секторе. Результаты опросов руководителей предприятий, регулярно проводимые Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), свидетельствуют, что доля компаний, оценивающих объем платежеспособного спроса как недостаточный, составила в октябре 54%. И если в сентябре баланс роста продаж за деньги достигал 15%, то теперь он упал до 4%.
Как результат, в промышленности усилились пессимистические настроения. Согласно опросам ИЭПП, прогнозный баланс изменения платежеспособного спроса отечественными предприятиями упал в октябре до 4%. Это - наихудший показатель за весь постдефолтный период.
В то же время пока рано говорить о кардинальном изменении траектории развития российской промышленности. Значительная часть ее характеристик в октябре сохранилась на прежнем уровне. Например, загрузка производственных мощностей за этот период осталась равной 54%. Аналогичная ситуация с выпуском, а баланс оценок прибыли даже увеличился. Как свидетельствуют результаты опросов Центра экономической конъюнктуры (ЦЭК), в октябре 2002 г. этот показатель составил (-3%), тогда как в сентябре он достигал (-4%). Снизились в промышленности и инфляционные ожидания. По опросам ИЭПП, рост отпускных цен в ближайшее время ждут лишь 28% компаний против 37% месяцем ранее.
Производственная ситуация на отраслевом уровне остается удовлетворительной. Лидер по темпам наращивания выпуска прежний - цветная металлургия. По данным Госкомстата, прирост производства здесь за январь-октябрь 2001 г. достиг 8,9% относительно показателей аналогичного периода прошлого года. Второе и третье места по хозяйственной динамике стабильно удерживают пищевая и топливная промышленность (прирост на 7,2% и 6,6% соответственно).
С некоторым отставанием от группы лидеров идет промышленность строительных материалов, где с января по октябрь 2002 г. выпуск увеличился относительно уровня соответствующего периода 2001 г. на 4,2%. В остальных отраслях темпы роста выпуска ниже, чем в целом по промышленности. В химической и нефтехимической промышленности они составили, по данным Госкомстата, 3,3%. В машиностроении и металлообработке, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности увеличение производства оказалось одинаковым - 3,1%.
Минимальная положительная динамика по итогам первых 10 месяцев 2002 г. зафиксирована в черной металлургии - 2,3%. Аутсайдером по показателям выпуска осталась электроэнергетика. По данным Госкомстата, за январь-октябрь 2002 г. в ней зафиксирован спад производства на 1,0% относительно уровня аналогичного периода прошлого года.
Как свидетельствуют данные ЦЭК, лидерство по показателю загрузки производственных мощностей сохранила топливная промышленность. Но интенсивность использования производственной базы в отрасли снизилась за месяц на 1 процентный пункт. Аналогичная тенденция наблюдалась в промышленности строительных материалов, где загрузка мощностей в октябре упала сразу на 3 процентных пункта - с 58% до 55%.
В остальных отраслях интенсивность использования производственной базы увеличилась либо осталась без изменений. Максимальное повышение загрузки мощностей продемонстрировала электроэнергетика (с 49% до 55%). В химической и нефтехимической, пищевой и легкой промышленности изменение данного показателя составило всего один процентный пункт - с 57% до 58%, с 50% до 51% и с 45% до 46% соответственно. В цветной и черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также машиностроении и металлообработке загрузка производственных мощностей за октябрь 2002 г. не изменилась (72%, 69% и 45% соответственно).
Противоречивость тенденций развития российской промышленности в октябре 2002 г. в полной мере отразилась на доминирующих стратегиях рыночного поведения. Пожалуй, наиболее яркий пример представляет электроэнергетика. Несмотря на общие негативные показатели выпуска в этой отрасли, все более заметными становятся новые положительные тенденции, обусловленные сезонным фактором (отопительный сезон) и усилиями самих предприятий.
Как свидетельствуют результаты опросов ИЭПП, у 74% предприятий электроэнергетики в октябре, с точки зрения руководителей, уровень платежеспособного спроса достиг нормального уровня. Для сравнения: в целом по промышленности подобную оценку дало лишь 43% компаний. Воспользовавшись благоприятной рыночной конъюнктурой, энергетические компании начали интенсивно наращивать выпуск. Согласно опросам ЦЭК, баланс данного показателя вырос за месяц на 23 процентных пункта, тогда как в среднем по реальному сектору он сократился на 11 процентных пунктов. Для усиления данной тенденции в электроэнергетике была выбрана стратегия сдерживания роста цен. По данным Госкомстата, в октябре 2002 г. инфляция в отрасли составила всего 0,6% (в целом по промышленности - 2,1%). И это кардинально отличается от предшествующей концепции ценовой политики: за первые 10 месяцев текущего года цены в электроэнергетике выросли на 25,7% (в целом по промышленности - на 16,0%).
В топливной промышленности, напротив, продолжает доминировать стратегия ускоренного наращивания цен, вызванная благоприятной конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей. По данным Госкомстата, октябрьская инфляция составила здесь 4,3%, прирост цен за январь-октябрь 2002 г. - 27,0%. Финансовый эффект увеличения отпускных цен был дополнен программой сокращения затрат. Одно из свидетельств - падение занятости. Согласно результатам опросов ЦЭК, в октябре численность персонала сократили 27% предприятий топливной промышленности. Совокупный экономический эффект от повышения цен и снижения издержек оказался довольно значительным. По опросам ЦЭК, в отрасли максимально благоприятная по промышленности ситуация с обеспеченностью собственными средствами и динамикой прибыли. И не случайно индекс предпринимательской уверенности, отрицательный по промышленности, здесь имеет положительное значение.
Еще одной отраслью, где преобладают положительные оценки рыночной ситуации со стороны руководителей предприятий, является лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Причина тому - благоприятная динамика платежеспособного спроса. Как свидетельствуют результаты опросов ИЭПП, в октябре он вырос у 69% компаний лесной индустрии. Причем это единственная отрасль, где зафиксировано не только снижение, но и недостаточность запасов готовой продукции. Стремясь воспользоваться ситуацией, предприятия стали переходить к более агрессивной ценовой политике. По данным Госкомстата, инфляция в отрасли по итогам октября 2002 г. составила 1,4%. Для сравнения: в целом за первые 10 месяцев года она не превысила здесь 5,8%. Способом же компенсации возможных денежных ограничений со стороны потребителей оказались бартерные сделки. Если в целом по реальному сектору их доля в расчетах составляет 9%, то в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 16%. И такая модель приносит свои результаты, свидетельством чего является наличие в отрасли значительных инфляционных ожиданий, а также планов наращивания выпуска и занятости.
Благоприятная ситуация складывается пока и в цветной металлургии. Согласно результатам опросов ИЭПП, здесь также наблюдается рост платежеспособного спроса (у 86% компаний). На этом фоне отрасли удается не только удерживать максимальную динамику выпуска, но и интенсивно наращивать цены. По данным Госкомстата, за первые 10 месяцев текущего года они выросли в цветной металлургии на 31,4% (максимальный показатель по промышленности), в том числе за октябрь на 2,5%. В результате одновременного влияния производственного и инфляционного фактора финансовое состояние в отрасли постоянно улучшается. Как свидетельствуют результаты опросов ЦЭК, и прибыль, и обеспеченность собственными финансовыми ресурсами растут здесь существенными темпами.
Рыночные тенденции в черной металлургии несколько другие. В отличие от цветной металлургии, в октябре, согласно конъюнктурным опросам, в отрасли произошло сокращение как продаж за деньги, так и общего объема спроса. Можно предположить, что причиной подобного развития стала чрезмерная динамика цен в отрасли. По данным Госкомстата, инфляция в черной металлургии в октябре достигла 4,2%, и в целом за первые 10 месяцев 2002 г. - 14,1%. Уже в октябре последствия такой ценовой стратегии нашли отражение в динамике выпуска. Результаты конъюнктурных опросов ИЭПП свидетельствуют, что в течение месяца у целого ряда предприятий черной металлургии наблюдался спад производства.
Напряженная производственная ситуация складывается в химической и нефтехимической промышленности. В последнее время объем платежеспособного спроса здесь стабилизировался. На фоне роста производства это привело к нарастанию избыточности запасов готовой продукции, зафиксированной опросами ИЭПП. Ограниченность сбытовых возможностей привела к падению прибыли и превратилась в главный фактор, сдерживающий рост производства. По данным ЦЭК, недостаток спроса отмечает свыше 52% компаний отрасли, тогда как в целом по промышленности этот показатель не превышает 44%. Для изменения указанной тенденции предприятия химии и нефтехимии стали стимулировать спрос за счет сдерживания роста цен. Инфляция в отрасли за октябрь составила, по данным Госкомстата, всего 1,2% (за первые десять месяцев - 6,9%). Впрочем, уверенность предприятий в правильности выбранного пути невысока. Свидетельство этому - доминирование негативных прогнозов изменения выпуска в ближайшие 2-3 месяца по результатам опросов ИЭПП среди руководителей отрасли.
Похожие настроения в промышленности строительных материалов, но здесь они напрямую связаны с действием сезонного фактора. Пик спроса на продукцию строительной индустрии приходится на период с середины весны по начало осени. В октябре спрос традиционно сокращается и в отрасли ухудшается производственная ситуация. Как свидетельствуют результаты опросов ЦЭК, за месяц спрос на продукцию промышленности строительных материалов сократился на 22 процентных пункта (худший показатель по промышленности), а индекс предпринимательской уверенности предприятий упал до минимальных значений. В отрасли выбран довольно рискованный вариант сохранения достигнутых в период сезонного бума финансовых показателей. С одной стороны, была сохранена динамика цен - по данным Госкомстата, они увеличились здесь на 1,5% (за десять месяцев - на 16,5%). С другой стороны, усилилось стимулирование сбыта с помощью неденежных платежей. Согласно результатам опросов ИЭПП, в промышленности строительных материалов доля бартера достигла 14% от суммы платежей за поставляемую продукцию.
В машиностроении и металлообработке, другой отрасли инвестиционного назначения, сезонный фактор выражен менее явно. Поэтому, в отличие от промышленности строительных материалов, в октябре 2002 г. здесь наблюдалось конъюнктурное оживление. Результаты опросов ЦЭК свидетельствуют, что объем спроса на продукцию отрасли в течение месяца увеличился, но тем не менее оказался меньше динамики производства. Поэтому в машиностроении и металлообработке в октябре наблюдалось повышение уровня избыточности запасов готовой продукции. Учитывая, что у 78% компаний отрасли нехватка финансовых ресурсов выступает в качестве основного сдерживающего фактора развития производства (в целом по промышленности этот показатель составляет 64%), основной моделью рыночного поведения здесь стала стратегия удержания достигнутых показателей спроса при уменьшении затрат. С одной стороны, это выразилось в сдерживании роста отпускных цен. По данным Госкомстата, октябрьская инфляция в машиностроении и металлообработке не превысила 0,9%, прирост цен производителей за первые 10 месяцев года - 9,8%. С другой стороны, свидетельством консервативной модели рыночной политики стало сокращение занятости. Ее снижение в октябре отметило 27% предприятий отрасли. Причем конъюнктурные опросы ИЭПП указывают на высокий уровень уверенности компаний машиностроения и металлообработки в правильности выбранного пути. В ближайшие 2-3 месяца они ожидают ускоренного роста платежеспособного спроса и выпуска продукции.
В группе отраслей, ориентированных на внутренний потребительский спрос, ситуация также довольно неоднозначная. В пищевой промышленности в октябре наблюдались относительно стабильные показатели спроса. Поэтому, даже несмотря на благоприятные ожидания предприятий, ценовая динамика здесь носила умеренный характер. По данным Госкомстата, инфляция в отрасли по итогам октября 2002 г. не превысила 0,6%, в целом за первые 10 месяцев - 3,6% (оба показателя - минимальные по промышленности).
Аналогичная тенденция в изменении цен наблюдается в легкой промышленности. Прирост инфляции за месяц здесь совпал с показателем в пищевой промышленности (0,6%), а увеличение индекса цен производителей за январь-октябрь 2002 г. оказалось чуть больше - 4,0%. Но основной причиной выбора такой рыночной стратегии в легкой промышленности стала крайне неблагоприятная ситуация со спросом, дополненная глубоким пессимизмом предприятий относительно перспективной динамики платежеспособного спроса. Как свидетельствуют опросы ЦЭК, в течение октября баланс спроса на продукцию отрасли упал на 6 процентных пунктов (второй наихудший показатель по реальному сектору после промышленности строительных материалов), а избыточность запасов готовой продукции наблюдалась у 26% компаний (в целом по промышленности - у 18%). На этом фоне в легкой промышленности возникли существенные ограничения по объему денежных средств. В качестве основной причины сдерживания роста производства этот фактор отметили 78% предприятий. В результате перед предприятиями встала проблема повышения эффективности используемых рыночных стратегий. Конъюнктурные опросы свидетельствуют, что в легкой промышленности пока доминирует подход, направленный на ускорение динамики отпускных цен. Согласно результатам опросов ЦЭК, здесь в октябре наблюдались максимальные инфляционные ожидания.
Динамика структуры производства пока запаздывает относительно изменений в эффективности отраслевых моделей рыночного поведения. По данным Госкомстата, наибольший темп роста доли в совокупном выпуске промышленности к началу октября продемонстрировала топливная промышленность. По итогам первых девяти месяцев 2002 г. ее удельный вес достиг 19,2% против 19,0% месяцем раньше. Минимальной положительной динамикой участия в производстве промышленности (на 0,1 процентного пункта) характеризуются сразу несколько отраслей. Это черная металлургия (рост доли в совокупном выпуске с 8,0% до 8,1%), промышленность строительных материалов (с 3,0% до 3,1%) и легкая промышленность (с 1,5% до 1,6%).
Доля в промышленном выпуске, приходящаяся на машиностроение и металлообработку, цветную металлургию, а также химическую и нефтехимическую промышленность, за январь-сентябрь 2002 г. не изменилась. Она сохранилась на уровне первых восьми месяцев года с показателями 19,6%, 8,0% и 6,0% соответственно. Негативную динамику участия в совокупном производстве продемонстрировали три отрасли. По данным Госкомстата, доля электроэнергетики упала к началу октября на 0,2 процентного пункта относительно показателей января-августа (с 11,2% до 11,0%). Удельный вес пищевой и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности сократился на 0,1 процентного пункта: с 14,7% до 14,6% и с 4,5% до 4,4% соответственно.
Таким образом, развитие российской экономики в осенние месяцы 2002 г. производит противоречивое впечатление. В целом ряде отраслей наблюдается благоприятная рыночная конъюнктура, что позволяет наращивать здесь и цены, и производство. Но количество таких отраслей постоянно снижается. В ряде случаев очевидна неэффективность сложившихся моделей поведения, что выражается в нарастании запасов готовой продукции, увеличении финансовых ограничений развития производства и сокращении занятости. А так как сколько-нибудь серьезные причины для изменения доминирующей тенденции отсутствуют, можно предположить, что ноябрь и декабрь значительно ухудшат общие хозяйственные показатели уходящего года.