Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

10:00 Государственное регулирование цен в 2002 году

Деятельность органов исполнительной власти республики, в том числе и Минэкономразвития Чувашии, в области тарифной политики направлена на реализацию единой государственной политики цен, проводимой Правительствами России и Чувашии.

В республике осуществляется государственное регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги естественных (локальных) монополий, цен на твердые виды топлива, стоимости проезда в общественном транспорте. Кроме того, государством регулируются цены в агропромышленном комплексе, в перерабатывающих отраслях промышленности и на некоторые виды товаров и услуг на потребительском рынке.

В республике осуществляются мероприятия по проведению реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства через проведение разумной тарифной политики с одновременным проведением мероприятий по ресурсосбережению. При этом улучшается система социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Субсидии предоставляются населению, проживающему не только в домах муниципальной собственности, но и жителям приватизированных квартир и частных домов. При расчете субсидий учитываются расходы на оплату всех видов жилищно-коммунальных услуг, в том числе на приобретение дров, угля, торфобрикета, сжиженного газа.

В программе субсидий только в течение 9 месяцев 2002 года участвовало 75,2 тыс. семей, это 15,2% от общего числа семей, проживающих в республике. В 2001 г. субсидировалось на 28 тыс. семей меньше.

Государство оказывает все большую помощь малоимущим. Сумма начисленных субсидий составила 164,7 млн. руб., что больше уровня предыдущего года в 3,3 раза.

Совершенствуется система предоставления адресных субсидий. Для отработки данной системы Чувашская Республика вошла в составе 9 субъектов Российской Федерации в федеральный эксперимент по внедрению персонифицированных социальных счетов граждан при предоставлении субсидий на оплату ЖКУ. Эксперимент проводится в городах Новочебоксарск и Шумерля. Основная цель: передать от жилищно-коммунальных предприятий непосредственно гражданам право распоряжаться бюджетными ресурсами. Население будет лучше контролировать объем и качество услуг. Будет создана система персонифицированных социальных счетов граждан, куда перечислят средства на все виды адресной социальной помощи, в первую очередь – субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Государственное регулирование тарифов на услуги естественных монополий осуществляется при производстве электрической и тепловой энергии, реализации природного газа, оказании услуг водоснабжения и канализации. Органами регулирования цен (тарифов) являются Кабинет Министров Чувашской Республики, Республиканская энергетическая комиссия (РЭК), органы местного самоуправления.

Правительством Чувашии осуществляется регулирование цен (тарифов), во-первых, на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую ОАО «Чувашэнерго» и, во-вторых, розничных цен на природный и сжиженный газ, отпускаемый населению.

В прошлом году тарифы на электрическую и тепловую энергию пересматривались три раза. Связано это с тем, что ФЭК (Федеральная энергетическая комиссия) России увеличила оптовую цену на природный газ, предельные минимальные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов Российской Федерации, размер абонентной платы за услуги РАО «ЕЭС России». При этом тарифы для промышленных и приравненных к ним потребителей (к последним относятся все, кроме населения, например, бюджетные, торгующие организации) составляют соответственно 0,66 руб. за кВт.час и 0,60 руб. за кВт.час. При сравнении с ближними регионами видно, что в Чувашии тарифы не слишком велики. У наших соседей, например, в Йошкар-Оле, для населения действует тариф в размере 0,72 руб. за кВт.час, в городах Саранск и Ульяновск – 0,70 руб. за кВт.час.

На природный газ розничные цены устанавливались дифференцированно в зависимости от целей использования газа. Цены пересматривались в течение года три раза и причиной их пересмотра явилось решение ФЭК России по повышению оптовых цен на природный газ. Так, для населения, проживающего в домах с центральным отоплением и горячим водоснабжением, месячная цена в декабре 2002 года составляла 7 руб. 41 коп. с человека. В Нижнем Новгороде, например, она была установлена на уровне 13 руб.65 коп., в Ульяновске – 10 руб., в Саранске – 8 руб.62 коп.

На сжиженный газ розничные цены в 2002 году не пересматривались и действовали цены, утвержденные в июле 2001 года. Размеры платы для населения таковы: 5 руб. 50 коп. за 1 кг при реализации в баллонах, 4 руб. 90 коп. - при пользовании из групповых установок. Цены на твердое топливо, реализуемое населению, в настоящее время имеет право устанавливать Минэкономразвития Чувашии. Но в 2002 году цены не повышались, действовали предельные розничные цены, утвержденные еще Правительством республики в июле 2001 года. За 1 тонну каменного угля цена была установлена в размере 1060 руб. Тонна торфяного брикета стоит 595 руб. Хвойные и мягколиственные дрова стоят 238 руб. за складской кубометр, твердолиственные дрова оценены в 310 рублей.

Республиканская энергетическая комиссия (РЭК) рассматривает и устанавливает тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую ведомственными котельными. Кроме того, РЭК при делегировании ей органами местного самоуправления полномочий рассматривает и устанавливает тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую муниципальными предприятиями. В республике тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления и горячего водоснабжения, установлены на 10% ниже тарифов для предприятий. Разница в ценах на отопление при этом возмещается из республиканского бюджета Чувашской Республики. На 2002 год на эти цели была необходима сумма в размере 58,3 млн. руб., в то же время в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2002 год предусмотрены 137,6 млн. руб. с учетом погашения кредиторской задолженности за прошлые годы.

Минэкономразвития Чувашии по согласованию с органами местного самоуправления регулирует тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации. В министерстве создана межведомственная рабочая группа для проведения экспертизы проектов материалов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, обосновывающих необходимость изменения тарифов, и принятия решения об уровне тарифов. В течение 2002 года установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации для 70 предприятий и организаций. Экономический эффект, полученный в результате предотвращения завышения тарифов на названные услуги при их утверждении, составил более 41 млн. руб.

В декабре 2002 года жители столицы республики платили за услуги систем водоснабжения и канализации 16 руб. 41 коп. с человека в месяц. Эта сумма намного ниже, чем в других регионах Поволжья. Так, в Ульяновске платят 26 руб. 04 коп., в Йошкар-Оле - 25 руб. 48 коп., в Нижнем Новгороде – 20 руб. 01 коп.

Тарифы на перевозку пассажиров общественным транспортом городского, пригородного, внутриреспубликанского и межобластного сообщений, а также речным транспортом местного сообщения и на переправах, регулируются Правительством Чувашии. При этом учитываются социальная значимость, экономически обоснованные затраты предприятий и бюджетные средства, предусмотренные для нормального функционирования общественного транспорта. В течение 2002 года тарифы на перевозки пассажиров общественным транспортом пересмотрены 2 раза. Стоимость разовой поездки выросла за год с 2 до 3 рублей. При этом в Чебоксарах соблюдена нижняя планка цены. Во всех городах Поволжья стоимость одной поездки составляла в декабре от 3 до 5 руб. Перевозкой пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах на реке Волга занимается ОАО «Чебоксарский речной порт». Тарифы на данный вид перевозок утверждены Правительством Чувашии в апреле, при этом ранее действовавшие цены увеличились с сентября 2000 года в среднем на 20%. Кроме того, Правительство республики утверждает размеры платы за проведение работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования. На 9–12% увеличены ставки, действовавшие с сентября 2000 года, при их пересмотре в марте 2002 года. Плата установлена дифференцированно, в зависимости от видов транспортных средств и используемых видов топлива.

Тарифы установлены, помимо этого, на ритуальные услуги: оформление необходимых для погребения документов; предоставление и доставка гроба (погребальных носилок) и других предметов, необходимых для погребения; само погребение. Хозяйствующие субъекты могут устанавливать стоимость услуг, не вошедших в вышеперечисленный гарантированный перечень, исходя из себестоимости и рентабельности до 15 процентов.

Кроме того, Правительство республики регулирует цены путем установления предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. В республике установлены самые низкие в Поволжье надбавки. Цены на медикаменты и перевязочные материалы выросли с начала года на 14,6% (при общем росте цен на все товары и услуги на 17,3%). С 1 марта 2002 года установлены следующие надбавки: для всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм, при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения предельная оптовая надбавка - 10%; предельная розничная надбавка - 30% (при прямых поставках). Надбавка в 20% установлена к отпускной цене организациям оптовой торговли. Предельная надбавка при реализации лечебно-профилактическим учреждениям, независимо от количества поставщиков, - 10%. Также установлены предельные надбавки на продукты детского питания, включая пищевые концентраты, при реализации в розничную торговую сеть. Размеры надбавок для торгующих организаций, расположенных в городской местности - 30%, в сельской местности - 35%.

При регулировании цен в агропромышленном комплексе и в перерабатывающих отраслях промышленности Минэкономразвития Чувашии устанавливает коэффициенты-соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье. Министерство устанавливает их на муку-зерно; хлеб и хлебобулочные изделия-муку-зерно; молоко питьевое-молоко цельное. Коэффициенты–соотношения являются предельными для конкретного ассортимента продукции. Для мукомольных предприятий коэффициенты–соотношения на муку устанавливаются между, во-первых, стоимостью готовой продукции в оптовых ценах предприятия и, во-вторых, стоимостью зерна на производство муки. Это происходит отдельно для каждого предприятия. Для хлебопекарных предприятий коэффициенты–соотношения на хлеб и хлебобулочные изделия устанавливаются непосредственно на социально-значимые виды продукции. Это хлеб из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки, батоны. Министерством устанавливаются предельные коэффициенты-соотношения на единицу готовой продукции по укрупненному ассортименту хлеба и хлебобулочных изделий для предприятий хлебопекарной промышленности районов и городов, кроме г.Чебоксары. Для основных хлебопекарных предприятий столицы республики коэффициенты–соотношения устанавливаются для каждого вида хлебобулочных изделий.

Администрации районов и городов сами устанавливают конкретные коэффициенты-соотношения на хлеб и хлебобулочные изделия (хлеб из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки, батоны) в ассортименте отдельно для каждого хлебопекарного предприятия, расположенного на их территории, но не выше предельных коэффициентов-соотношений, установленных по укрупненному ассортименту.

Для молокозаводов республики министерством установлены коэффициенты-соотношения уровней цен на молоко питьевое.

Для торгующих организаций также установлены коэффициенты–соотношения уровней цен, они являются предельными. Экономический смысл данных коэффициентов–соотношений заключается в покрытии затрат предприятий торговли по реализации указанной продукции. Установленные коэффициенты–соотношения применяются торгующими организациями при формировании розничных цен к ценам предприятий-изготовителей или к ценам приобретения указанной продукции. Коэффициенты-соотношения показывают разницу между розничной ценой и ценой приобретения. При этом розничные цены на муку, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко питьевое торговыми предприятиями определяются самостоятельно исходя из оптово-отпускных цен предприятий-изготовителей и предельных коэффициентов-соотношений уровней цен для торгующих организаций.

Предельные коэффициенты-соотношения между уровнями цен на реализуемую населению и производимую предприятиями продукцию, соответственно в городской и сельской местности таковы: - мука - 1,30 и 1,35; - хлеб и хлебобулочные изделия (кроме хлеба из ржаной и из смеси ржаной и пшеничной муки)- 1,20 и 1,25; - хлеб из ржаной и из смеси ржаной и пшеничной муки - 1,15 и 1,20; - молоко питьевое - 1,15 и 1,20.

При регулировании цен государство исходит из социальной значимости основных продуктов питания. В итоге покупатели защищены от необоснованного роста цен при розничной торговле.

На конец декабря 2002 года цена 1 кг хлеба ржаного и ржано-пшеничного составила в г.Чебоксары 7 руб. 39 коп. При этом цены в г.Казани – 7 руб. 58 коп., в г.Нижнем Новгороде – 7 руб. 37 коп. В то же время цена хлеба и булочных изделий из пшеничной муки 1 и 2 сортов в г,Чебоксары - 8 руб. 65 коп. В г. Йошкар-Оле - 9 руб. 59 коп., в г.Нижнем Новгороде – 9 руб. 56 коп., в г.Казани - 9 руб. 38 коп.

В результате проведенной работы цены производителей промышленной продукции в мукомольно-крупяной промышленности снизились в течение 2002 года на 15%, в хлебопекарной промышленности – на 1,3%. В розничной торговле цены на пшеничную муку стали ниже на 12,2%, на хлеб и хлебобулочные изделия – почти на 3%.

Таким образом, Правительство Чувашской Республики в рамках своих полномочий осуществляет социальную защиту населения в области ценового регулирования.



31 января 2003
00:00
Поделиться