Об экономических последствиях государственной кадастровой оценки земель
В целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения эффективности использования земель, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 марта 2003 года № 45 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики и введены в действие с 1 января 2003 года. В соответствии с данным постановлением утверждены: - кадастровая стоимость земель поселений численностью более 10 000 человек по видам функционального использования; - кадастровая стоимость земель поселений численностью менее 10 000 человек по видам функционального использования. Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) земельного участка. Работы по государственной кадастровой оценке земель поселений (ГКОЗП) Чувашской Республики выполнены в соответствии с «Техническими указаниями по государственной кадастровой оценке земель поселений» по специальному программному обеспечению, разработанными Федеральной службой земельного кадастра России по двум технологическим линиям (далее – ТЛ). По первой ТЛ оценены земли поселений с численностью населения более 10 тыс.человек (города и пгт. Кугеси и Вурнары). По второй – земли поселений с численностью населения менее 10тыс.человек (все остальные населённые пункты). ГКЗОП по первой ТЛ проведена по экспертно-аналитической составляющей на основе предварительно собранной семантической и графической информации по инфраструктуре, социально-экономическому развитию, экологическому состоянию и другим показателям (более 40 показателей). Дополнительно по этим поселениям образованы экспертные группы в количестве по 10-12 человек, которыми заполнены анкеты экспертов определённой формы для определения весов факторов влияния, их вкладов в кадастровою стоимость относительно каждого вида функционального использования земель. Вся собранная информация нанесена на электронную карту поселения в виде электронных информационных слоёв. ГКОЗП по второй ТЛ проведена по методике, базирующейся на процедуре кластеризации районов (группирования районов, близких по социально-экономическому развитию и другим показателям) по предварительно собранной семантической и графической информации по каждому административному району (по более 60 показателям). После автоматизированной обработки собранной информации проведена кластеризация. В результате этого все районы объедены в 4 кластера. Для определения кадастровой стоимости земель как по первой, так и по второй ТЛ была собрана рыночная информация по сделкам купли-продажи квартир в городах и индивидуального жилья в центрах кластеров. Информация получена в регистрационных палатах, средствах массовой информации, методом опроса. В результате автоматизированной обработки материалов получены кадастровые стоимости земель по 14 видам функционального использования земель, предусмотренных техническими указаниями по ГКОЗП. ГКОЗП прошла экспертизу в Федеральном кадастровом центре «Земля» и Федеральной службе земельного кадастра России. Действующими законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации все направления использования результатов государственной кадастровой оценки земель сведены к единственному – налогообложение (единый налог на сельскохозяйственного товаропроизводителя, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (с 1 января 2003 года) и земельный налог). Кадастровую стоимость земельного участка можно охарактеризовать как ориентировочную (определенную массовым способом) рыночную стоимость земельного участка в условиях развитого рынка недвижимости или ориентировочную стоимость земельного участка в условиях ограниченного рынка. Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков, имея рыночную природу, может использоваться для целей совершения сделок с земельными участками, в частности для целей определения размера арендной платы за государственные и муниципальные земли. Кадастровая стоимость земельных участков представляет собой интегральную характеристику, отражающую как ценность конкретного земельного участка, так и уровень экономического развития территории в целом. Кроме того, кадастровая стоимость является функцией от целого ряда ценообразующих факторов. Постоянное отслеживание изменений кадастровой стоимости, а следовательно, и изменений факторов ее формирующих, позволяет значительно упростить и информационно обогатить процесс управления территорией. Имея рентную основу, кадастровая стоимость земельного участка позволяет судить о потенциальном доходе, который может быть получен от реализации прав по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, тем самым, способствуя вовлечению земель в гражданский оборот. Следует отметить, что кадастровая стоимость земель в качестве информационной основы является ключевым фактором для принятия инвестиционных решений. При этом методологический и программный аппарат кадастровой оценки земель (например, оценки земель городских и сельских поселений) позволяют оценить эффективность инвестиционной деятельности и проконтролировать последствия с ней связанные, что в конечном итоге, делает «прозрачными» отношения органов власти и потенциальных инвесторов. Наряду с перечисленными направлениями использования результатов государственной кадастровой оценки земель также следует выделить содействие в выполнении задач государственного земельного кадастра, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного контроля за использованием и охраной земель, что в полной мере позволит обеспечить регулирование рационального землепользования и фискальную функцию кадастровой оценки. Но, для получения потенциального экономического эффекта от государственной кадастровой оценки земель должно быть выполнено, как минимум, одно условие: принята и введена в действие с 1 января 2004 года Глава «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая исчисление земельного налога на базе кадастровой стоимости земельных участков. В 2001 году общая сумма земельных платежей в бюджеты различных уровней по России составила около 30,5 млрд.руб., причем около 85% от этой суммы – собрано с земель поселений. По экспертным оценкам в случае установления ставки земельного налога на уровне 2 % и ставки арендной платы на уровне 4 % от кадастровой стоимости земельных участков для земель поселений, земельные платежи в бюджеты всех уровней составили бы около 100млрд.рублей. В настоящее время, действующая система установления земельного налога, несовершенна. Совершенствование существующей системы налогообложения земель возможно и в условиях действующего законодательства Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельных участков сегодня может стать основой корректировки границ оценочных зон и эффективной дифференциации ставок земельного налога в пределах этих зон. Такой механизм позволит рационально перераспределить налоговое бремя между налогоплательщиками, не затрагивая социально-значимые виды использования земель. Опыт установления экономически обоснованных с помощью результатов государственной кадастровой оценки земель ставок земельного налога уже имеется в субъектах Российской Федерации. Так, в городе Ярославле применение описанного механизма позволило увеличить поступления от земельного налога на 40 % в год. Кроме того, информация о реальной стоимости земель города явилась для органов власти отличным инструментом для принятия управленческих решений, подготовка которых в условиях отсутствия этих данных требовала длительного времени и немалых затрат.