Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Минэкономразвития России разработало проекты методик отбора регионов для финансирования из Фонда регионального развития

18-19 апреля 2003 года состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Управление развитием регионов Российской Федерации на основе программ экономического и социального развития (на примере Республики Марий Эл)". В мероприятии приняли участие заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Мухамед Циканов. На мероприятии Минэкономразвития России презентовало итоги реализации в 2002 году ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", а также методику отбора регионов и проектов Программы для финансирования из Фонда регионального развития. Кроме этого, заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Мухамед Циканов сообщил участникам основные итоги социально-экономического развития РФ в первом квартале 2003 года. В первом квартале 2003 года, темпы роста ВВП составили около 7%, промышленного производства - 6%, инвестиций в основной капитал - около 10 процентов. Инфляция по итогам первого квартала составила 5,1%. Однако, М. Циканов заявил, что заложенные параметры инфляции на уровне 12% в 2003 году будут обеспечены. По словам замминистра, процесс дифференциации регионов, наблюдавшийся последние 10 лет, приостановился, и наметилось их некоторое сближение по уровню социально-экономического развития. Если не принимать во внимание группу регионов с высоким и "ниже среднего" уровнем социально-экономического развития, то во всех остальных регионах уровень производительности труда колеблется в диапазоне от 70 до 90 тысяч рублей на занятого в год. Такой плотности прежде не было. До недавнего времени этот коридор только расширялся. Также сократились различия в доходах на душу населения: в среднем по России это 6-7 тысяч рублей. На сегодняшний день в среднем 51% налоговых поступлений остается в бюджете региона, а 49% - идет в федеральный. Кроме того, некоторые регионы перечисляют в федеральный бюджет только 20-30%. Следовательно, вследствие увеличения собственной доходной базы регионов растет их финансовая самостоятельность. Достичь подобных результатов во многом удалось за счет реализации ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". Кроме того, Мухамед Циканов заявил, что в самое ближайшее время будет создан Совет Вице-губернаторов, занимающийся вопросами экономики. Это будет площадка, в рамках которого будет происходить обмен опытом и мнениями по социально-экономическому развитию регионов России. Руководитель Департамента региональных программ Нурали Резванов рассказал об итогах реализации в 2002 году ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", а также основных положениях методики отбора регионов и проектов Программы для финансирования из Фонда регионального развития. Основная цель программы - сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов России. Основными задачами Программы являются: - формирование условий для ускоренного развития регионов, социально-экономические показатели, которых ниже среднего по стране; - создание благоприятной среды для развития предпринимательской активности и улучшения инвестиционного климата; - повышение эффективности федеральной поддержки субъектов Российской Федерации. Фонд регионального развития (ФРР) образован с 2000 года и решает две основные задачи: - создание социальной инфраструктуры на всей территории России, необходимой для обеспечения государственных минимальных социальных стандартов в субъектах РФ; - выравнивание уровней развития жизнеобеспечивающих и общеинфраструктурных отраслей с целью повышения устойчивости функционирования экономики регионов. По словам Нурали Резванова, объемы средств ФРР постоянно увеличиваются. Так, по сравнению с 2002 годом, предполагаемый объем средств ФРР на 2003 год вырос почти в два раза и составил около 25000 млн. рублей (в ценах 2003 года). В целом из ФРР на развитие Северо-западного федерального округа в 2003 году предполагается выделить 722 млн. рублей (в 2002 году - 577,6 млн. рублей), Центрального федерального округа - 649 млн. рублей (в 2002 году - 403,08 млн. рублей), Южного федерального округа - 2154,9 млн. рублей (в 2002 году - 1924, 68 млн. рублей), Приволжского федерального округа - 1006 млн. рублей (в 2002 году - 594,7 млн. рублей), Уральского федерального округа - 107 млн. рублей (в 2002 году - 88,92 млн. рублей), Сибирского федерального округа - 723,8 млн. рублей (в 2002 году - 770,82), Дальневосточного федерального округа - 1013,5 млн. рублей (651,65 млн. рублей). (Цифры по динамике объема средств из ФРР в разрезе федеральных округов приведены без учета ФЦП "Социально-экономическое развития Республики Татарстан" и ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан"). Одним из путей достижение оптимального соотношения в уровне социально-экономического развития регионов является реализация ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". Государственным заказчиком программы выступает Минэкономразвития России, исполнителями - субъекты Российской Федерации, исполнители программных мероприятий, определяемые на конкурсной основе. Согласно цели Программы, к 2010 году необходимо добиться уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами в 1,5 раза, а к 2015 году - в 2 раза. В результате реализации Программы, ожидается уменьшение различий в социально-экономическом развитии субъектов РФ по уровню валового регионального продукта на душу населения с учетом покупательной способности и по доходам на душу населения к 2010 году в 2 раза и к 2015 году в 3 раза, а также по сокращению доли населения, живущего за чертой бедности, на 15% к 2010 году и на 25% - к 2015 году. Из всех источников объем финансирования на реализацию программы на период 2002 - 2010 гг. составляет - 66,3 млрд. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета - 12,4 млрд. рублей (18,7%); - средства бюджетов субъектов РФ - 15,2 млрд. рублей (22,9%); - средства из внебюджетных источников - 38,7 млрд. рублей (58,4%). По факту в 2002 году из средств, федерального бюджета было выделено 1958,9 млн. рублей (97,9% от предусмотренных объемов), бюджетов субъектов РФ - 1224,6 млн. рублей (90,2% от предусмотренных объемов), внебюджетных источников - 412,3 млн. рублей (84,3% от запланированных объемов). Всего в 2002 году в рамках Программы было профинансировано 273 объекта (91 объект социальной инфраструктуры и 182 - инженерной инфраструктуры). В результате реализации введено в эксплуатацию 63 объекта, из которых: - 6 объектов социальной инфраструктуры (3 школы, 1 больница и 2 поликлиники); - 53 объекта инженерной инфраструктуры (20 котельных, 19 газопроводов-отводов, проведена реконструкция 14 очистительных сооружений). Переведено на природный газ свыше 16000 квартир и газифицировано несколько десятков населенных пунктов. Выполнены поэтапные работы по реконструкции 82 объектов инженерной инфраструктуры. Это позволило обеспечить дополнительно 1950 учебных мест в общеобразовательных учреждениях и более 3000 койко-мест (посещений) в сфере здравоохранения для сотен тысяч граждан России. После подведения итогов реализации Программы в 2002 году, состоялась презентация проекта одной из методик отбора регионов и проектов Программы для финансирования из Фонда регионального развития, разработанных Минэкономразвития России. По словам Нурали Резванова, методика призвана обеспечить прозрачность в процессе отбора регионов и проектов для финансирования из ФРР. Сегодня происходит активное обсуждение методик с регионами России и идет сбор предложений. Проекты методик размещены на сайте Министерства экономического развития и торговли РФ (www.economy.gov.ru). По результатам обсуждения, будет создана единая методика, которая будет направлена в Правительство РФ предварительно в первой декаде мая 2003 года. Основной задачей при их создании была - "разработка ясных и прозрачных процедур, обеспечивающих отбор наиболее подготовленных проектов на территории регионов РФ". Согласно одной из методик, она используется Минэкономразвития России при ежегодном определении перечня объектов и объемов средств федерального бюджета, направляемых в субъекты Российской Федерации по Программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". Методика включает в себя: - организацию процедуры отбора регионов, объектов финансирования и распределения средств в рамках Программы; - последовательность процедуры отбора регионов и проектов Программы - определение субъектов Российской Федерации - участников конкурса инвестиционных проектов; - распространение информации о конкурсе и оформление конкурсных заявок; - порядок экспертизы и критерии отбора заявок, представленных регионами; - общий объем средств, распределяемых по Программе. Инвестиционные направления и квоты по ним; - порядок отбора особо дотационных регионов и проведения конкурса их проектов; - порядок проведения конкурса и критерии предварительного отбора проектов для основных инвестиционных направлений; - порядок проведения финальной части конкурса и процедура окончательного отбора проектов для финансирования; - порядок утверждения результатов конкурса. Определение регионов - участников Программы, отбор объектов финансирования и распределение инвестиционных средств, направляемых из федерального бюджета для финансирования отобранных объектов в рамках Программы, производится ежегодно в следующей последовательности: · принятие решения о проведении конкурса и определение состава участников из числа субъектов Российской Федерации; · размещение в уполномоченных средствах массовой информации объявления о проведении конкурса, условиях и сроках его проведения, составе участников; · подготовка руководителями регионов-участников конкурса инвестиционных заявок и направление их в Дирекцию; · утверждение состава Экспертного совета; · предварительная экспертиза присланных материалов и утверждение списка объектов, допущенных к участию в конкурсе; · предварительное определение общего объема средств, направляемых для конкурсного распределения в рамках Программы из федерального бюджета, и квот по инвестиционным направлениям; · предварительный конкурс инвестиционных заявок по основным направлениям финансирования и отбор объектов для участия в финальной части конкурса; · доработка участниками инвестиционных заявок по объектам, отобранным для участия в финальной части конкурса; · уточнение общего объема финансирования и квот по направлениям; · финальный конкурс инвестиционных заявок; · утверждение результатов конкурса и формирование инвестиционных трансфертов; · публикация в уполномоченных средствах массовой информации результатов конкурса. (По сообщению Минэкономразвития России)



22 апреля 2003
00:00
Поделиться