Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

10 способов взять в долг

Финансирование. Заемные средства необходимы предприятию для более быстрого развития. Привлечь их можно разными способами - главное выбрать подходящий.
Александр Патрикеев

В большинстве случаев предметом займа служат денежные средства, которые используются в хозяйственной деятельности предприятия и направляются на приобретение тех или иных активов. Этому есть вполне логичное объяснение: деньги - самый ликвидный товар, который легче всего обменять на что-либо необходимое. Однако иногда имеет смысл рассмотреть возможность взять в долг что-то отличное от денег в случае приемлемой выгоды от этой операции. При этом выступать в роли предмета долга может практически любой материальный или нематериальный актив.

Кредит. Этот способ заимствования является, пожалуй, одним из самых популярных и доступных. Однако многие, говоря о кредите, подразумевают исключительно получение в долг денежных средств в банке. На самом деле классическое определение характеризует кредит как ссудную операцию в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента.

Кредитование для банков - основная специализация, поэтому теоретически денежный заем можно получить в любой кредитной организации. Но на практике это далеко не так, вернее, предложенные условия в банке для малознакомой компании будут скорее всего довольно жесткими. Помимо повышенных процентов кредитная организация может попросить в залог достаточно ликвидный актив, причем оценен он будет с дисконтом. Впрочем, все это в малой степени относится к крупным компаниям с хорошей кредитной историей. Для таких заемщиков банки готовы предложить специальные условия - объем финансирования и статус заемщика способны окупить все поблажки.

Поэтому получать кредит лучше всего в банке, обслуживающем ваши расчеты. По объемам налоговых платежей и поступающим на ваш счет средствам специалисты банка могут косвенно судить об устойчивости и развитии бизнеса. Кроме того, банку, посвященному в вашу хозяйственную деятельность, можно в случае необходимости заложить и имущество. При последующих заявках на выдачу кредита о вашей кредитоспособности ему уже будет известно. Он будет ценить своего постоянного клиента, предоставляя некоторые послабления. При постоянной необходимости получения кредитов лучше всего договориться с кредитным учреждением об открытии кредитной линии.

На практике кредит можно получить не только в виде денег в банке, но и в качестве других активов у контрагентов и партнеров по бизнесу. Суть операции заключается в отсрочке платежа, зафиксированной в договоре между сторонами. В результате ее использования цена актива может возрасти на оговоренную сторонами сумму, которая и будет являться процентами за пользованием активами.

Вариаций на тему товарных кредитов существует много, часть их них будет рассмотрена ниже. Однако главное во всех схемах - это условия договора: от них будет зависеть, как классифицируется та или иная сделка и какие платежи по ней придется осуществлять.

Вексель. В силу своей простоты и доступности привлечение средств при помощи этого инструмента является достаточно распространенной практикой наряду с кредитованием. При этом предприятие вкупе с финансированием получает также дополнительный нематериальный актив - кредитную историю.

Как и обычный кредит, вексель используется чаще всего для краткосрочного финансирования - до года. Основные цели привлечения средств - увеличение оборотного капитала с целью обеспечить производство бесперебойными поставками, покрытие временных кассовых разрывов. Как правило, деньги, привлеченные с помощью векселей, не используются в капитальных вложениях.

Предприятие может выпустить его само или использовать для финансирования банковский вексель. В случае самостоятельного выпуска - главное, чтобы форма векселя соответствовала требованиям, изложенным в законе "О простом и переводном векселе". Этой ценной бумагой можно расплатиться с поставщиком товаров и услуг, который в свою очередь может либо дождаться ее погашения, либо расплатиться им со своими контрагентами. Вексель, выпущенный для обеспечения работоспособности этой схемы, называется товарным. Естественно, что за отсрочку платежа поставщик потребует вознаграждение. Им, как правило, является дисконт по векселю - разница между полученной суммой и суммой, зафиксированной в векселе в виде долга. Проценты, уплачиваемые за пользование средствами, близки по размеру к стоимости банковских кредитов.

В случае наличия у предприятия намерений выйти на долговой рынок в качестве эмитента векселей всерьез и надолго имеет смысл рассмотреть возможность создания вексельной программы. Ценные бумаги в ее рамках выпускаются траншами и в отличие от товарных векселей являются финансовыми, то есть итогом их продажи становится получение непосредственно денежных средств. Как правило, они более ликвидны - держателям их легче реализовать в случае необходимости. Кроме того, нередко эмитент договаривается с инвестиционными компаниями о выполнении ими функций маркет-мейкера по бумагам. В целом вексельные программы способны обеспечить постоянное финансирование и формирование кредитной истории, поскольку "финансовые" векселя интересны как объекты вложений и для банков, и для инвестиционных компаний.

Предприятие также может использовать в своей деятельности банковский вексель, для чего необходимо заключить с кредитным учреждением договор вексельного кредитования. На его основании банк выдает предприятию свой вексель, которым оно может расплатиться с поставщиками. Такие ценные бумаги считаются более надежными, поэтому последние соглашаются на подобную форму оплаты охотнее. Далее хождение векселя по цепочке экономических связей может происходить любое количество раз, пока по наступлении срока погашения он не будет предъявлен банку. К этому времени должник возвращает сумму долга по кредитному договору, исходя из которой и гасится вексель. Учитывая, что в подобной схеме для кредитования банку не приходится использовать собственные средства, заимствования обходятся дешевле, чем обычный кредит или выпуск собственных векселей. Однако здесь есть и недостаток: фактическим эмитентом векселя является банк, поэтому предприятие, используя ее, никоим образом не формирует свою кредитную историю.

Облигации. Еще одним способом привлечения средств является выпуск облигационного займа. Облигация - это долговая эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Бумаги, выпущенные в рамках одной эмиссии, имеют одинаковую номинальную стоимость. Проспект эмиссии облигаций подлежит обязательной регистрации в органах исполнительной власти, при этом необходимо заплатить налог на эмиссию в размере 0,2% от ее объема, но не более 100 тыс. рублей.

Основным преимуществом облигаций перед альтернативными вариантами финансирования является то, что они дают возможность привлечь гораздо большие средства по ставке процента ниже, чем банковский кредит или выпуск векселя. Средства, привлеченные с помощью облигационного займа, как правило, более долгосрочные, а поэтому могут быть направлены уже не только на пополнение оборотных средств, но и на инвестиционные цели. Сейчас нормальная для рынка практика - размещение трехлетних бумаг с годовой или полуторагодовой офертой. Последняя нужна для удобства потенциальных покупателей, так как фактически снижает для них риски вложения в долгосрочный инструмент. Публичная оферта - дополнительный риск для заемщика в случае изменения рыночной ситуации, однако, учитывая широкий круг инвесторов, этот риск все равно ниже по сравнению с банковским кредитом. Ведь в случае размещения по открытой подписке облигационный заем размещается среди неограниченного круга инвесторов путем аукциона.

Естественно, что ставка процента по привлекаемым средствам напрямую зависит от финансового состояния эмитента. В отличие от выпуска векселей или привлечения кредита всю финансовую подноготную подробно придется раскрыть перед инвесторами, включая собственников, дочерние и зависимые общества, бухгалтерские балансы и т. д. Многих это способно отпугнуть от затеи выпуска облигаций, хотя число тех, кто считает, что хорошая кредитная история и низкие ставки заимствований стоят большего, постоянно увеличивается. В итоге рынок корпоративных облигаций пополняется новыми эмитентами, а его объемы стабильно растут.

Сейчас еще действует норма закона "О рынке ценных бумаг" об обязательном заверении проспекта эмиссии публичного выпуска профессиональным участником, который имеет статус финансового консультанта, что происходит, естественно, не бесплатно. Впрочем, еще в конце прошлого года правительство определило это требование как излишнее и рекомендовало внести поправки в закон. Новая Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), главой которой 24 марта назначен Олег Вьюгин, должна исправить это недоразумение.

Однако все равно эмитенту для удачного размещения и поддержания ликвидности по своим бумагам при вторичном обращении приходится нести помимо налога на эмиссию дополнительные расходы. Услуги профессиональных участников - организатора займа и андеррайтеров - стоят, как правило, от 0,75 до 1% в зависимости от объема эмиссии.

Репо. По сути, операция репо является разновидностью товарно-денежного кредитования с использованием залога. Однако в отличие от получения кредита в банке фактическим кредитором в этом случае может выступать кто угодно - наличие банковской лицензии для этого не обязательно. Сам термин "репо" происходит от английского repurchase agreement - соглашение об обратном выкупе и в строгом смысле относится только к операциям с ценными бумагами. Операция представляет собой сделку, состоящую из двух частей. По первому соглашению одна сторона продает другой ценные бумаги, одновременно принимая на себя обязательства по их выкупу через определенный срок по установленной цене. Этому обязательству по выкупу соответствует встречное обязательство другой стороны по продаже бумаг. Все условия должны быть зафиксированы в договоре.

Проценты за пользование денежными средствами или бумагами уплачиваются либо явно, либо в виде разницы цен между покупкой и продажей ценных бумаг. Причем вовсе не обязательно, что их платит тот, кто получает деньги. На практике выплату производит сторона, инициирующая операцию. Например, компания решила заработать на падении стоимости акций, для чего ей необходимо продать бумаги с целью их последующей покупки по более низкой цене. Но сначала необходимо эти бумаги где-то взять. Она обращается к другой компании, которая ими располагает, с предложением совершить операцию репо. Бумаги, полученные в ходе первой части репо, продаются на рынке. Позже они покупаются по более низкой цене и возвращаются в рамках второй части репо. В этом случае проценты по кредиту платит получающий ценные бумаги как инициатор операции. Однако вполне возможна и обратная ситуации, когда вас прокредитуют деньгами под залог ценных бумаг в рамках репо.

Главный риск операций репо заключается в возможности неисполнения одним из контрагентов по прошествии оговоренного срока второй, обратной части сделки. Обычно причиной этого служит слишком сильное изменение стоимости ценных бумаг, участвующих в операции. Для снижения такого риска при приеме в залог ценных бумаг их оценивают с определенным дисконтом. Хуже обстоят дела в том случае, когда инициирующая операцию сторона в качестве залога предлагает денежные средства (пример, описанный выше). При неисполнении второй части сделки кредитующая сторона рискует остаться в проигрыше. Защитой от подобного риска является установление кредитного лимита на контрагента по операциям репо.

Предоплата и предпоставка. Получить средства, пусть и на небольшой срок, позволяют способы, которые связаны с практикой ведения бизнеса. Суть их заключается в том, что контрагентам навязываются условия предварительной оплаты вашей продукции или предварительной поставки сырья. Такая практика ведения бизнеса берет корни со времен гиперинфляции и дефолта и связана с недоверением к партнерам. Времена изменились, однако многие компании сохранили подобную практику отчасти для получения дополнительных средств. Особенно часто ее применяют относительно новых контрагентов по сделке.

В повседневной жизни много примеров сделок с предварительной поставкой или оплатой. Оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства традиционно происходит на условиях предварительной поставки. Сначала вы получаете услуги, а потом, спустя определенный промежуток времени, их оплачиваете. А вот большинство пассажирских перевозок или услуги предоставления сотовой связи осуществляются на условиях предоплаты. В результате с момента оплаты до момента ее оказания предприятие пользуется еще не заработанными средствами и бесплатно.

Для крупных предприятий в целом характерно использование подобных инструментов ведения бизнеса. Например, торговые сети берут большинство товаров исключительно на условиях реализации, то есть с его оплатой поставщику после продажи в магазинах. С момента продажи первой единицы товара до его полной реализации может пройти значительное время, в течение которого средства используются в интересах торговой сети. Впрочем, эта практика справедлива в большей степени для крупных торговых сетей с большим товарооборотом - мелкие магазины сами вынуждены поддерживать свой ассортимент.

Лизинг. Если предыдущие способы заимствования предназначены либо для привлечения денежных средств (кредиты, векселя, облигации), либо на оплату сырья (векселя), то финансовая аренда позволяет получить в долг основные средства производства. Смысл лизинга заключается в том, что дорогостоящие средства производства, приносящие высокую добавленную стоимость, становятся более доступными и начинают работать на вас до того, как будет произведена полная их оплата. Суть лизинговой сделки заключается в следующем: арендодатель предоставляет вам на основании договора в долгосрочную аренду оборудование. Средства на его приобретение, за исключением первоначального взноса, который, как правило, составляет около 30% от его стоимости, лизинговая компания находит сама. В дальнейшем происходят поставка и монтаж выбранного оборудования, но до окончания выплат, предусмотренных договором, оно будет числиться на балансе у лизингодателя. С этого момента вы будете получать прибыль от его использования, уплачивая за аренду платежи. По истечении срока действия договора и окончания выплат оборудование переходит на баланс лизингополучателя.

На первый взгляд такая схема приобретения основных средств кажется дорогой, так как в течение действия договора их стоимость существенно возрастает. Однако для многих предприятий этот способ является едва ли не единственным для обновления фондов. В отличие от банковских кредитов от предприятия не требуется в залог абсолютно ничего: максимум, чего оно лишится, - первоначального взноса за оборудование. По сравнению с облигационными займами, средства от размещения которых наиболее долгосрочные, а потому могут быть потрачены на обновление основных фондов, при использовании лизинга нет необходимости раскрывать публично информацию о предприятии и его учредителях, балансе и прибыли. Такая демократичность оборачивается повышенными процентами по стоимости оборудования, зато при грамотно построенном бизнес-плане эти затраты быстро окупятся благодаря технологичности или экономии.

Наличные. Предприятие может также взять в долг средства у своих партнеров-друзей или во всевозможных полулегальных организациях в виде наличных денег, которыми в дальнейшем будет расплачиваться с поставщиками. Подобные кредиты можно получить и на "черном рынке" у криминальных структур. Ставка по ним является предметом переговоров и может сильно колебаться, но в любом случае она будет выше, чем во всех способах, описанных ранее. Одна из причин этого - незаконность проводимых операций, поэтому по таким кредитам, как правило, ничего, кроме расписки, не требуется. Документ не обязательно заверять у нотариуса - его не будут предъявлять в суде, поскольку изъятие долгов будет проходить незаконными способами. Кроме того, высокая ставка обусловлена тем, что наличные средства запускают на предприятии ту часть бизнеса, которая учитывается исключительно во внутренней бухгалтерии, а следовательно, не облагается никакими налогами.

Стоит ли прибегать к этому способу заимствования, решать вам. Однако думается, что легальное кредитование - более спокойный для бизнеса способ развиваться.

Опцион. Выпуск этого инструмента позволяет привлечь средства в качестве премии, уплачиваемой по нему. Опционы бывают двух типов: call и put. Первые дают право покупателю, заплатившему премию по опциону, приобрести что-либо (предмет опциона) в будущем по заранее оговоренной цене. Второй тип предоставляет собой то же самое право, только продажи. При этом покупатель опциона может отказаться от сделки - в этом случае он лишь теряет уплаченную премию. Продавец опциона, получающий по нему премию, в теории отказаться от исполнения сделки не может. Опционы также бывают двух видов - европейский и американский. Оба вида предполагают наличие точного срока исполнения - совершения оговоренной в нем сделки, однако если европейский тип подразумевает непосредственно этот срок, то американский - любое время с момента покупки опциона до срока его исполнения. Поэтому продавец должен точно указывать в договоре, какой вид опциона он продает покупателю.

Предметом опциона выступает обязанность совершить сделку по определенной цене. Соответственно предметом сделки может выступать какой угодно товар или актив. Предприятие может получать средства, реализуя опционы своим контрагентам на покупку его продукции или, наоборот, на закупку сырья. Для потенциальных покупателей схема интересна тем, что она обеспечивает стабильность поставок. Особенно это актуально для высококонкурентных областей рынка. Продавец также обеспечивает себе стабильность, но помимо этого еще и получает премию. Стоит отметить, что законодательство срочные сделки пока никак не регулирует, поэтому отказ от исполнения условий опциона не предусматривает никаких наказаний. Впрочем, трактовка сути сделки и соответственно последствия ее неисполнения остаются за судом.

Задержка платежей. Своеобразным способом взять в долг является задержка оплаты. В принципе сейчас такое поведение уже считается неэтичным и может сразу отпугнуть контрагентов, решивших, что у вас финансовые трудности. Однако раньше такая возможность самокредитования широко практиковалась всеми, включая само государство. Особенно это было характерно для времен гиперинфляции, когда задержка платежа еще и приносила неплохую прибыль при разумном распоряжении средствами.

"Начислить, но не выплатить" - как это происходит, хорошо знают компании, работавшие по государственному заказу, бюджетники и многие другие. Отговорки в этом случае практиковались самые разные. Наверняка у государства действительно бывали не лучшие времена с исполнением бюджета, но его пример нещадно эксплуатировали многие предприятия, фактически используя беспроцентный кредит.

Сейчас в случае возбуждения дела по факту неплатежа арбитражный суд при грамотном составлении иска присудит взыскать с ответчика помимо суммы неплатежа также упущенную выгоду, которая будет выражена в процентах от основного долга. Однако многие компании пытаются продолжать эксплуатировать эту тему, ненадолго задерживая платежи. День или два - кто пойдет в суд из-за них? Однако прежде чем ступить на путь самокредитования, следует оценить, стоит ли ваша репутация сэкономленных процентов на других видах кредита и каковы могут быть последствия в случае разрыва партнерских отношений с контрагентом. Тем более что сейчас за достойный кредитный имидж многие компании готовы выкладывать дополнительные средства.

Франчайзинг. В долг можно получить не только денежные средства, основные или оборотные активы, но и активы нематериальные. Напомним, что к ним относятся патенты, товарные знаки, технологии и т. д. Покупка франшизы (права пользования нематериальными активами) дает право их использования на протяжении определенного периода времени. Для компании, реализующей франшизу, франчайзинг - это способ быстрого распространения бизнеса. Для ее покупателя - один из способов стать владельцем бизнеса или расширить его.

Как правило, наряду с торговой маркой покупается целый пакет, в который входят также стандарты качества, технологии производства и т. д. Подразумевается, что брэнд, берущийся в долг, хорошо известен на рынке, и продукция под такой маркой пользуется большим спросом. Впрочем, этот вид кредитования пока еще не получил в России массового распространения.



31 марта 2004
00:00
Поделиться