Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Регионы нуждаются в инвестициях


Это утверждение ни у кого не вызывает сомнений. Но задачу привлечения инвестиций все области и республики, входящие в Ассоциацию “Большая Волга”, решают по-разному

Каждый бюджетный рубль, вложенный в инвестиции, оборачивается долларовым эквивалентом
Татьяна МАКСИМОВА, заместитель главы администрации Астраханской области, начальник департамента экономического развития.

Есть Закон Астраханской области “Об инвестиционной деятельности”. Основными мерами государственной поддержки, предусмотренными этим законом, являются:
- налоговое стимулирование предприятий путем присвоения инвестиционным проектам статусов “особо важный” и “одобренный Администрацией области”;
- предоставление финансовых и имущественных гарантий области под предоставленные кредитные средства;
- информационная поддержка инвестиционных проектов.
За последние пять лет престижный статус “инвестиционный проект, одобренный Администрацией области” присваивался 42 раза. Общий объем инвестиций по этим проектам составляет 1097,8 млн. рублей, 8,73 млн. долл. США и 8,76 млн. DM.
Статус “особо важный инвестиционный проект” присвоен 22 проектам. Их объем инвестиций составляет 3479,3 млн. рублей и более 202 млн. долл. США.
Предоставление налоговых льгот позволило предприятиям значительно облегчить условия реализации проектов и сократить сроки их окупаемости. Ориентировочно сумма средств, высвободившихся за 1998-2003 гг. у предприятий, реализующих инвестиционные проекты, в результате предоставленных налоговых льгот составляет около 3% от объема инвестиций, вложенных в эти проекты, или около 218,7 млн. рублей реальных инвестиций из областного бюджета в экономику области.
Важным инструментом для реализации приоритетных инвестиционных проектов стал Бюджет развития, закон о котором был принят в 2001 году. Согласно ему, денежные средства Бюджета развития Астраханской области направляются на финансирование:
- участия Администрации в уставном капитале вновь создаваемых для целей реализации инвестиционных проектов предприятий;
- особо важных инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями, в состав учредителей которых входит Администрация области;
- инвестиционных проектов в рамках областных целевых программ производственного назначения;
- инвестиционных проектов, реализуемых на условиях лизинга;
- снижения процентной ставки по привлеченным для реализации инвестиционных проектов кредитам.
Таким образом, администрация Астраханской области становится соинвестором инвестиционных проектов. А когда есть такой влиятельный и авторитетный участник проекта, то частные инвесторы совсем по-иному воспринимают свое личное участие в новом деле. Привлеченные “со стороны” средства во много раз превышают объемы расходов Бюджета развития. В этом и заключается мультипликативный эффект инвестиций.
Общая сумма средств из Бюджета развития за 2002-2003 годы составила без малого 38400 тысяч рублей. Для сравнения: общий объем инвестиций, привлеченных для реализации инвестиционных проектов, составил 1,62 млрд. рублей! Таким образом, каждый рубль бюджетных средств, направленный на финансирование инвестиционных проектов, способствует привлечению 28,6 рублей средств из других источников.
Реализация проектов, получивших государственную поддержку в 2001-2002 годах, уже принесла свои плоды. Мы не только сохранили 304 рабочих места, которые были под вопросом, как говорится, но и создали 467 новых. Административная поддержка предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, содействовала тому, что их объемы производства составили 3,1 млрд. рублей, объем платежей в бюджет – 254,8 млн. рублей, отчисления во внебюджетные фонды – 364,5 млн. рублей.
Согласно данным журнала “Эксперт”, Астраханская область за 2002-2003 годы снизила инвестиционный риск на 26 позиций.
Эффективная инвестиционная политика сказывается на устойчивом росте всех основных составляющих экономики. В прошлом году прирост валового регионального продукта по сравнению с итогами 1996 года составил почти 55 процентов, объемов промышленного производства – 86,6%, валовой продукции сельского хозяйства – 19,7%, грузооборот транспортных предприятий вырос почти вдвое, оборот розничной торговли увеличился на треть, инвестиции в основной капитал – на 75,1%, объем подрядных работ – на 74,9%.
А самый важный результат состоит в том, что сегодня Астраханская область стабильно занимает второе место среди субъектов Южного федерального округа по производству промышленной продукции на душу населения. Выросла реальная зарплата и доходы населения. По этому показателю губерния лидирует среди регионов Южного федерального округа, а по величине среднедушевого дохода находится на 3 месте. И это, смею надеяться, не предел наших достижений.

Управление инвестиционным процессом
Заместитель Председателя Правительства – Министр
экономики Республики Мордовия С.М. ВДОВИН.

Активная инвестиционная политика является одним из важнейших факторов, определяющих стратегию развития всех секторов экономики Республики Мордовия. Сложилась эффективная, прочная система деловых взаимоотношений Мордовии с федеральным центром. За последние три года инвестиции в основной капитал увеличились более чем в 1,7 раза, в экономику было вложено около 20 млрд. рублей. Продолжается устойчивый рост зарубежных инвестиций. За указанный период их ежегодный приток увеличился более чем в 2,7 раза, значительно опередив по этому показателю многие регионы ПФО.
Приоритетными направлениями для нас были и остаются инновации, модернизация и создание высокоэффективных производств, экономическая инфраструктура (транспортная, телекоммуникационная, финансовая), малый бизнес и социальная сфера. Наиболее привлекательными для инвестиций являются машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Всего на отрасли, производящие промышленные и потребительские товары, приходится более 30% всех капитальных вложений.
Активная государственная поддержка позволила сохранить экономику республики в кризисные годы. В то же время, в дальнейшем мы не намерены компенсировать издержки слабого менеджмента на предприятиях за счет дешевых государственных кредитов, и будем ограничивать практику их предоставления, активно вовлекая в этот процесс банковский капитал. В настоящее время за счет банковских кредитов осуществляется почти 10% инвестиций в основной капитал. Рост инвестиций в основной капитал в целом подкреплен увеличением собственных вложений предприятий и организаций в дальнейшее развитие производства. За прошедший год за счет внутренних источников освоено около 2,5 млрд. руб. или более 30% от общего объема капиталовложений.
Перспективным направлением инвестиционной политики становится вхождение в активно развивающийся рынок ценных бумаг.
Республика входит в число самых динамичных регионов России. Это позволило создать на нашей территории выгодное для бизнесменов налоговое законодательство, мягкий инвестиционный климат. Важнейший ресурс и конкурентное преимущество нашей Республики – это высокая политическая стабильность. В результате, ныне мы сами выбираем себе инвестора.
Значительная работа проводится по созданию инвестиционного привлекательного имиджа и маркетингу региона. Уже завершено издание нового инвестиционного паспорта Мордовии, где широко представлены сведения о предприятиях республики и их инвестиционных проектах, информация о социально-экономическом развитии Республики и многое другое.
Как и в других регионах России, для нас одной из важнейших задач по преодолению острейших социальных проблем в жилищно-коммунальной сфере, образовании, здравоохранении, культуре остается строительство социально-значимых объектов, финансирование которых осуществляется через Адресную инвестиционную программу Республики Мордовия.
По объектам, строящимся за счет федерального и республиканского бюджетов в 2003 году, освоено более 800 млн. руб. средств государственных капитальных вложений, основная часть которых была направлена на решение важнейших социальных проблем, не имеющих, как правило, альтернативных источников финансирования. За счет бюджетных средств велось строительство ряда важных для республики объектов, в том числе второй очереди Республиканской клинической больницы, Сурского водовода, противотуберкулёзного диспансера в Саранске, спортивных комплексов, объектов культуры.
В Саранске и районах республики построены современные физкультурно-оздоровительные комплексы. Срок их возведения – 1 год, стоимость каждого около 20 млн. рублей. Введено в эксплуатацию 152 тыс. кв. м жилья (105%), в том числе более 47 тыс. кв. м в сельской местности.
Тем не менее, ряд проблем остается нерешенным. Одна из них – недостаточно высокое качество представляемых проектов. Кроме того, основная задача, стоящая перед строителями – повышение качества и эффективности работ, для чего необходимо обновлять производственные фонды, использовать новые материалы, передовые технологии. В 2003 году на эти цели направлено более 100 млн. рублей. В результате возросло производство основных видов строительной продукции.
В 2004 году на строительство объектов социальной сферы предусмотрено выделить из республиканского бюджета свыше 400 млн. рублей. Важнейшей задачей остается дальнейшее исполнение программ, связанных с обустройством сельских населенных пунктов республики газовыми и водопроводными сетями с учетом привлечения средств бюджетов районных и сельских администраций.
Материал подготовили
Леонид МАЙОРОВ и Елена ЗИНОВЬЕВА


Инвестиционная политика в Кировской области
Сергей БАНИН – заместитель главы департамента экономики при Правительстве области, к.э.н.

Кировская область, которую часто называют Вятским краем, находится на границе Поволжья, Урала и Русского Севера. Ее выгодное географическое положение подкрепляется серьезным научным потенциалом, высококвалифицированной рабочей силой. Недавний рейтинг журнала “Эксперт” показал устойчивую тенденцию Кировской области к повышению своей инвестиционной привлекательности и снижению инвестиционных рисков. По мнению рейтингового агентства, в современных условиях область может выполнять функцию “инвестиционного ядра”, распространяющего инвестиционную привлекательность на соседние регионы. Это обусловлено наличием региональной стратегической политики, отраженной в областной целевой программе “Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области”, снижением инвестиционного риска (24 место), низким уровнем криминализации (5 место).
По нашим оценкам, привлекательными для инвесторов и важными с точки зрения развития региона являются инвестиционные проекты, связанные с развитием лесопромышленного и агропромышленного комплексов, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности. В дальнейшем, в результате проведения структурных реформ могут стать привлекательными проекты в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Устойчивый рост инвестиций в основной капитал положительно характеризует работу Правительства области в сфере инвестиционной деятельности. В 2003 году освоено 7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составило в сопоставимых ценах 114,6% к уровню 2002 года. Но мы понимаем, что этого явно недостаточно для обеспечения финансовой и экономической стабильности региона.
Еще многое нужно сделать для повышения уровня инвестиционной привлекательности, улучшения общеэкономической ситуации в регионе и эффективного развития экономики в целом.
Среди инвестиционных проектов наиболее важное значение для социально-экономического развития региона имеют: увеличение мощностей по производству высококачественных шин на шинном заводе, организация лесобиохимического цеха по переработке древесной зелени
(ООО “Лесная венчурная компания”), организация серийного производства погружной части установок
“ЦУНАР-100” для добычи нефти
(ОАО “Электромашиностроительный завод “Лепсе”), создание нового производства по выпуску профильного строительного пиломатериала и клееных деталей (ОАО “Майсклес”).
На Конгрессе российских регионов, который прошел 3 марта в Колоном зале Дома союзов в Москве, губернатор Кировской области
Н. И. Шаклеин, в частности отметил: “Я абсолютно уверен, что привлечение частных инвесторов является главным делом губернатора. Мы меняем идеологию по отношению к инвестору, начинаем разговаривать с собственниками как с равными участниками экономических отношений. Я готов встретиться с каждым заинтересованным инвестором”.
Важным направлением инвестиционной политики Правительства области является государственная поддержка экономически эффективных, конкурентоспособных производств на базе действующих приватизированных предприятий области. В области сформирована нормативно-правовая база в сфере инвестиционной деятельности.
Инвесторам, осуществляющим деятельность на территории области, Правительство области стремится создать благоприятные условия, обеспечивающие информационную прозрачность и открытость для ведения экономической деятельности, гарантирует неукоснительное соблюдение их прав и договорных условий.
Мы открыты для деловых начинаний и гарантируем помощь в создании совместных предприятий в лесопромышленном и агропромышленном комплексах, в модернизации и техническом перевооружении производственной сферы, реализации инвестиционных и инновационных проектов, совместных научных, образовательных и культурных программ, а также программ в области развития предпринимательства.

В содружестве с НАПИ
Заместитель начальника Управления экономики
Правительства Пензенской области Б.Н. ПОЛУЭКТОВ

25 февраля 2004 года Пензенским Законодательным собранием принят закон Пензенской области “Об инвестиционной стратегии Пензенской области”, подготовленный Правительством Пензенской области совместно с группой консультантов и экспертов Национального агентства прямых инвестиций (НАПИ).
Законом определены цели инвестиционного развития области, необходимые для этого ресурсы, приведен анализ текущего положения отраслей и инвестиционной привлекательности региона, выделены приоритетные направления инвестирования, обозначены основные источники финансирования реализации приоритетных программ и инвестиционных проектов. В стратегии предложена детальная система мер по созданию благоприятных условий инвестирования на территории региона, формирования и продвижения инвестиционного имиджа Пензенской области в России и за рубежом. Главной целью инвестиционной стратегии определено доведение объемов инвестиций в основной капитал до 2,5 млрд. долларов, что позволит удвоить валовой региональный продукт (ВРП) к 2010 году.
Анализ ситуации при подготовки названного закона позволил выявить “точки роста”, разумное воздействие на которые может привести к существенному изменению ситуации в лучшую сторону.
Среди сильных сторон отмечены следующие:
- выгодное географическое положение;
- благоприятная экологическая ситуация;
- высокий уровень развития малого бизнеса (25% от ВРП – одно из ведущих мест в России);
- низкий уровень криминальных рисков (2-е место в России);
- высокий интеллектуальный и кадровый потенциал;
- благоприятный социокультурный климат и туристический потенциал;
- стабильная общественно- политическая ситуация.
Что касается наших слабых сторон, то скажем лишь о том, что практически все болевые точки нашего региона были замечены и отмечены, и теперь задача заключается в том, чтобы наша программа действий по привлечению инвестиций их все учитывала, а все минусы позволила поменять на обратный знак.
НАПИ провело функциональный всесторонний анализ ситуации и предложило рекомендации в соответствии с общепринятыми международными стандартами, которые для большинства управленцев в нашем регионе являются новинкой.
Программа реализации закона Пензенской области об инвестиционной стратегии сейчас находится в стадии разработки. И главное на начальном этапе – расставить в ней правильные акценты.

.



13 апреля 2004
00:00
Поделиться
;