Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Законопроект об особых экономических зонах

Законопроект об особых экономических зонах

   правительство

Специально для скептиков

Греф уверен, что особые экономические зоны не станут черной дырой

Дата публикации 11 марта 2005 г.

Многолетняя эпопея продвижения законопроекта об особых экономических зонах закончилась вчера полной победой министра экономического развития и торговли. Впрочем, поддержка главы государства не могла не обеспечить практически полное единодушие членов правительства в необходимости и важности представленного документа. Хотя после перечисления всех достоинств "детища Грефа" министры все же говорили и о недостатках, которых оказалось немало.

За сорок минут, отведенных для доклада, Герман Греф успел доказать, что принятие законопроекта об особых экономических зонах станет безусловным стимулом для привлечения инвестиций и позволит диверсифицировать экономику. Законопроект предусматривает создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных (на территории с площадью не более 10 кв. км) и технико-внедренческих (на территории с площадью не более 2 кв. км). Обязательным условием получения статуса резидента промышленно-производственной ОЭЗ является обязанность осуществить капитальные вложения на сумму не менее 10 миллионов евро, в том числе не менее 1 миллиона евро - в первый год функционирования зоны. Правда, как заметил Греф, на первом этапе в России будут созданы технопарки, которые расположатся в уже существующих крупных научных центрах. "Технопарки нельзя создать в чистом поле", - отметил министр. В технопарках на основе новейших научных разработок будет выпускаться высокотехнологичная продукция. Впоследствии планируется создавать также промышленно-производственные экономические зоны, которые будут выпускать промышленную продукцию в больших объемах. Подготовленный минэкономразвития законопроект не допускает добычу и переработку в ОЭЗ полезных ископаемых, металлолома, черных и цветных металлов, а также производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.

В случае одобрения документа Греф пообещал, что реальные плоды диверсификации экономики правительство увидит в самое ближайшее время. При этом он, как обычно, ссылался на мировой опыт, рассказывая, что все крупнейшие инвестиционные проекты в мире в последнее время осуществлялись на нестандартных условиях, либо в особых экономических зонах, которых в настоящее время в мире насчитывается порядка 1200. Собственно, этот пример главный экономист не раз приводил в качестве аргумента в споре со своим коллегой-финансистом. Но консервативно настроенный Алексей Кудрин никак не соглашался с Грефом в вопросе предоставления налоговых льгот, поскольку хорошо помнил пример ЗАТО, которые по сути стали дырами для увода налогов. Главного финансиста убедил Путин. И Кудрин сдался. Дилемма налоговых льгот, с одной стороны, и их администрирования - с другой в законопроекте решена. Правда, Греф не удержался и "уколол" своего оппонента, заметив, что фактически налоговые льготы были сведены к минимуму. Зато их теперь легко администрировать, и они не будут искажать условия конкурентности, сказал он. В частности, для резидентов промышленно-производственных зон будет снято ограничение по переносу убытков на следующий период. Для технико-внедренческих зон будет снижена максимальная ставка ЕСН до 14 процентов с сохранением принципа регрессивности: при зарплате до 700 долларов ставка будет составлять 14 процентов, от 700 до 2 тысяч долларов - 5,9 процента, а свыше 2 тысяч долларов - 2 процента. Впрочем, это не единственная льгота. Предполагается освободить резидентов ОЭЗ от уплаты налогов на имущество и землю на 5 лет, установить специальный таможенный режим, согласно которому иностранные товары поступают без уплаты таможенных пошлин и налогов. При дальнейшем вывозе этих товаров на остальную часть территории страны таможенные пошлины и налоги будут взиматься. Правда, Греф признал, что для таких территорий, как Восточная Сибирь и Дальний Восток, этого инструмента будет маловато, и предложил, к примеру для Сахалина и Камчатки, "ввести освобождение от налогов на 10-15 лет". Однако, подчеркнул он, "сначала необходимо, чтобы скептики (видимо, имея в виду Кудрина. - "РГ".) убедились, что особые экономические зоны - это эффективный механизм, а не черная дыра". В то же время, считает министр, льгот, в том числе административных и таможенных, будет достаточно для привлечения инвестиций в особые экономические зоны. Минэкономразвития предлагает ввести и специальный режим для снижения административной нагрузки на бизнес, а также предусмотреть механизм защиты прав при различных проверках, их объемы и сроки.

- Когда мы реально сможем получить первую отдачу, чтобы предъявить скептикам результат? - попытался вернуть к действительности главного экономиста премьер-министр.

- В 2007 году мы уже сможем продемонстрировать, что из этого получается, - заметил главный экономист.

По его словам, создание ОЭЗ в России начнется уже в 2006 году. Если Госдума уже в первом полугодии примет этот законопроект, то во втором полугодии правительство сможет провести конкурсы по отбору территорий, где будут создаваться ОЭЗ. "В этом году должны спроектировать зоны", - сказал министр, добавив, что уже с 1 января 2006 года необходимо запустить строительство самих зон и до конца следующего года завершить их создание. Как заверил главный экономист, есть и первые 10-15 инвесторов, которые придут в ОЭЗ уже в 2006 году. "Их устраивают наши условия", - отметил министр.

- Считаете ли вы, что схема полностью защищена от ухода от налогообложения? - спросил Грефа о главной российской проблеме министр природных ресурсов Юрий Трутнев.

- Я бы не взял на себя смелость сказать, что на 100 процентов все защищено, - честно признался Греф.

При этом он не исключил вероятности того, что некоторые компании будут пытаться уходить от налогообложения через ОЭЗ. "Все риски мы постарались закрыть. Но практика, опыт покажет, насколько это удалось", - сказал экономист, отметив, что российские предприниматели проявляют изобретательность в создании схем ухода от налогов. "Они обязательно придумают что-то такое, до чего не додумались американцы и индусы", - заметил Греф.

- У нас есть негативный опыт свободных экономических зон, и он должен быть учтен, - вспомнил премьер-министр о существующих свободных экономических зонах.

Но к дискуссии подключился и обиженный невниманием со стороны экономического ведомства министр связи Леонид Рейман. Он считает, что представленный Грефом законопроект никак не стимулирует развитие IT-отрасли.

- Действительно, начинали с IT-отрасли, а теперь они оказались за бортом, - недоуменно заметил Фрадков.

Но Греф не согласился с опасениями министра связи о том, что сфера информационных технологий оказалась за бортом законопроекта. "Рейман за бортом не остался", - заверил он. При этом, правда, твердо заметил, что целью закона не является развитие только IT-технологий. "Компьютер - это инструмент, а у нас молотку льготы не предоставляются", - сказал министр. Впрочем, Греф же не министр связи, чтобы заботиться еще и об IT-отрасли. У этой отрасли есть свой министр, который тоже рассказывал Путину о своих предложениях. Но, видимо, IT-отрасли не повезло. Греф заметил, что создание особых экономических зон необходимо для развития целого комплекса секторов экономики, а не только сферы компьютеров.

- Но то, что у нас пока киянка, а не молоток, это тоже надо учитывать, - вступился за Реймана глава правительства. - Главное, чтобы не было противоречий.

Греф пожелания пообещал учесть. В том числе и от Трутнева, который высказал пожелание, "чтобы вся территория России в будущем стала свободной экономической зоной". Об этом, судя по всему, глава минэкономразвития рассказал и главе государства, к которому отправился прямо из зала заседания после того, как правительство одобрило проект закона об особых экономических зонах. Чтобы усилить значимость принятого решения, Греф рассказал Владимиру Путину о настроениях инвесторов. О том, что большинство из опрошенных иностранных компаний, работающих в России, основными препятствиями для своей деятельности считают коррупцию, административные барьеры, избирательное толкование законодательства, противоречия в законодательстве и конфликты государства и бизнеса. "Раньше на первое место ставились проблемы безопасности, неоднородное применение законодательства в субъектах, проблемы высоких налоговых ставок. Теперь проблема налоговых ставок ушла из первой десятки", - сказал Греф, видимо, мягко намекнув на обсуждаемое в последнее время предложение премьера о снижении ставки НДС до 13 процентов. Как известно, главный экономист не является сторонником столь либеральных шагов, но точка в споре по-прежнему не поставлена. И, судя по всему, Греф намерен отстаивать собственную позицию, вновь заручившись поддержкой президента.



"Российская газета"
11 марта 2005
00:00
Поделиться