Зона под зонтиком Грефа
Зона под зонтиком ГрефаДепрессивные регионы получают шанс для своего развития | |
Дата публикации 27 июля 2005 г.
| |
Сегодня "Российская газета" публикует текст Закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Новый закон предусматривает серьезные меры против того, чтобы ОЭЗ не использовались впредь в качестве "внутренних офшоров".
Словом, ни отмывания денег, ни бегства от налогов. Например, чтобы получить право на работу в промышленной ОЭЗ и, соответственно, получить преференции, компания должна в первый же год инвестировать не менее одного миллиона евро, а в течение последующих 10 лет (а это максимальный срок действия договора) - не менее 10 миллионов евро. Особая экономическая зона (ОЭЗ), которую нередко называют "свободной экономической зоной", - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок. ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих и промышленно-производственных зон - для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного производства. Промзонам будет отводиться площадь в пределах 20 кв. км, а "технопарки" будут располагаться на территории площадью не более 2 кв. км. Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы. По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена. Один из самых интересных вопросов - как будут отбираться площадки для ОЭЗ. Инициатива должна исходить от регионов и муниципалитетов. Критериями отбора площадок станут наличие сырьевой базы, необходимых трудовых ресурсов и пр. А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.
Новый закон об ОЭЗ прокомментировала "Российской газете" помощник министра экономического развития и торговли Марина Овсянникова: "Безусловно, важны налоговые преференции, но и очень важно снижение иных издержек, связанных с административными барьерами, созданием инфраструктуры. Для снижения административной нагрузки для субъектов экономической деятельности предусмотрен "принцип одного окна". Реализация этого принципа будет осуществляться путем делегирования ряда полномочий федеральному органу исполнительной власти - Федеральному агентству по управлению ОЭЗ. Кстати, "принцип одного окна" принят и в других успешных особых свободных зонах - Китая, Сингапура и пр. Например, В Китае в одном из "технопарков" существует один большой зал, где сидят представители всех служб - таможни, строительных организаций и пр. и есть офис-менеджер, с которым потенциальный резидент обходит все "окошки". А самое главное, оценивает работу всех служащих и заполняет соответствующую анкету. Что же касается инфраструктуры - то, в соответствии с законом, это исключительная прерогатива государства, которое уже запланировало выделить на ее организацию определенную сумму. Если вернуться к международному опыту, то и в китайских "особых экономических районах" транспортной и прочей инфраструктурой занимается исключительно государство. Кроме того, оно ведет в зоне типовую застройку, предлагая помещения потенциальным резидентам. Естественно, что для работы в ОЭЗ нужны квалифицированные кадры, причем в большом количестве. На мой взгляд, именно человек решит здесь все. И когда не будет хватать людей - от рабочего до инженера - тут-то и начнутся загвоздки. Поэтому нам надо перенимать мировой опыта подготовки, переподготовки и повышения квалификации таких специалистов. Нормальный путь для ликвидации кадрового голода - и легальная миграция. Что же касается технико-внедренческих зон, то мы предполагаем их организовывать там, где есть хорошие образовательные школы и научные учреждения - это Новосибирск, Томск, где представлены многие научные и инженерные специальности. Любой город, где с этим нет проблемы, - Москва, например. Заявка на создание ОЭЗ подается в правительство, а потом начинается конкурсная процедура, которой будет заниматься, скорее всего, Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, которому и будет поручена организация конкурсных процедур. Территории рассматриваются на предмет инвестиционной привлекательности: оцениваются уровень развития инфраструктуры, планируемые мероприятия по ее развитию, наличие необходимых кадров. Но при прочих равных условиях решение остается за правительством. Прежде всего зоны будут создаваться в депрессивных регионах для поднятия экономики, это будут точки роста региона. Однако создать ОЭЗ, например в Чечне, на мой взгляд, не очень реально - с учетом обстановки в республике. Однако, как и любой субъект Федерации, она может принимать участие в конкурсе. Но пока заявки от Чеченской Республики у нас нет.
|