Потребительский запрос // экспансия
Возросшие доходы, обеспеченные высоким потребительским спросом, с одной стороны, и усиление конкуренции на внутреннем рынке – с другой, обеспечили в 2005 году масштабную зарубежную экспансию российских компаний потребительского сектора. Скупкой активов в странах СНГ, и в первую очередь на Украине, занимались ритейлеры, сотовые операторы, игроки рекламного и медиарынка. Выход за пределы России стал одной из основных причин того, что потребительские компании стали гораздо активнее привлекать инвестиции на фондовом рынке.
Телекоммуникации
Лидерами по объемам инвестиций в зарубежные активы стали сотовые компании. 2005 год был отмечен крупнейшей за всю историю российского бизнеса сделкой по приобретению зарубежных активов. За $3,3 млрд "Альфа-групп" приобрела 13,2% акций крупнейшей в Турции сотовой компании Turkcell, а также получила определенные гарантии на увеличение своего пакета в турецком активе до 27%.
Строго говоря, экспансия российских сотовых операторов на рынки ближайшего зарубежья идет уже несколько лет, однако явным этот процесс стал именно в 2005 году, когда темпы роста сотового рынка в России начали резко снижаться. Между тем, по оценкам аналитической компании iKS-Consulting, потенциал рынков ближайшего зарубежья – около 100 млн абонентов. В борьбе за них крупнейшие сотовые компании даже готовы идти на открытые конфликты друг с другом и со своими акционерами. Так, крупнейший акционер "Вымпелкома" российский консорциум "Альфа-групп" (владеет 32,9% акций компании), вопреки мнению второго крупнейшего акционера компании, норвежского холдинга Telenor (26,6%), добился выхода "Вымпелкома" на рынок Украины. В начале ноября "Вымпелком" объявил о покупке за $254,5 млн компании "Украинские радиосистемы" (УРС). Представители Telenor в совете директоров "Вымпелкома" до сих пор отказываются утвердить бюджет оператора, предусматривающий в том числе инвестиции в развитие УРС в размере $500 млн.
В конце 2005 года в Киргизии развернулся еще более захватывающий конфликт. 15 декабря правоохранительные органы республики вместе с группой спецназовцев провели силовой захват здания единственного в Киргизии GSM-оператора Bitel. Милиция привела в исполнение решение Верховного суда Киргизии, по которому право собственности на Bitel закреплялось за российским ЗАО "Резервспецмет", которое участники рынка связывают с "Альфа-групп". За несколько дней до захвата 51% акций Bitel за $150 млн приобрела российская компания МТС.
Аналитики отмечают, что в следующем году приобретения российских телекоммуникационных инвесторов не закончатся. Неохваченными остались рынки Азербайджана, Армении, Грузии и Молдавии, в которых живет около 20 млн человек.
Розничная торговля
Российские ритейлеры начали интересоваться зарубежными рынками еще около двух лет назад, самостоятельно или по франшизе открывая по нескольку магазинов в крупных городах стран СНГ. Так, на Украине появились "Эльдорадо", "Патэрсон" и "Пятерочка" (компания также имеет несколько франчайзинговых магазинов в Казахстане). Однако первая действительно крупная сделка по покупке иностранного актива российской розничной сетью была совершена именно в этом году. За киевскую сеть Spar, состоящую из пяти магазинов, ТД "Перекресток", по оценкам экспертов, заплатил $7 млн. Вслед за этим о своем выходе на рынок Украины, которая считается наиболее перспективным для развития розничной торговли рынком в странах СНГ, объявила компания "Рамэнка" (оператор сети "Рамстор"), а также екатеринбургский ритейлер – продуктовая сеть "Кировский".
Эксперты полагают, что в 2005 году экспансия российской розницы на зарубежные рынки только началась и в дальнейшем именно рынки ближнего зарубежья станут основным полем битвы российских ритейлеров. "Заинтересованность ритейлеров в выходе на рынки постсоветского пространства абсолютно закономерна,– говорит аналитик ИК 'Финам' Владислав Кочетков.– Во-первых, в этих странах проще выстраивать логистику. Во-вторых, недвижимость там стоит намного дешевле, чем в российских региональных центрах и городах-миллионниках. В-третьих, плотность населения в тех же Украине и Белоруссии намного выше, чем даже в центральных регионах России, а потому и потенциальных покупателей больше. Я думаю, о начале своей зарубежной кампании вскоре объявит большинство из Топ-20 российских розничных сетей".
Реклама и медиарынок
Работу в странах СНГ в этом году активизировали и компании, работающие в двух сегментах рекламной индустрии – наружной и телерекламе. Монополист телерекламного рынка группа компаний "Видео Интернешнл" (ВИ) в марте создала новое рекламное агентство в Белоруссии, существенно расширив свое присутствие в этой стране. До сих пор ВИ работала в Белоруссии в качестве медиаселлера: компания "ВИ-Минск" на эксклюзивной основе продавала рекламные возможности крупнейших белорусских телеканалов ОНТ, СТВ, "Первого музыкального" и "России". Открыв в Минске новое агентство "Медиа ВИ", дочернюю структуру "ВИ-Минск", "Видео Интернешнл" фактически приступила к формированию на белорусском рынке рекламного холдинга, аналогичного головному российскому. По итогам 2005 года "Медиа ВИ" планирует выйти в тройку крупнейших агентств Белоруссии, доведя свой оборот до 7-8% белорусского телерекламного рынка, объем которого, по экспертным оценкам, в 2005 году должен составить $20 млн.
Кроме того, в середине апреля группа открыла офис в Грузии. Компания действовала по отработанной схеме: заключила эксклюзивный контракт на продажу рекламных возможностей "Имеди" – одного из крупнейших грузинских телеканалов, принадлежащего известному бизнесмену Бадри Патаркацишвили. По оценкам экспертов, каждый из двух каналов-лидеров – "Имеди" и контролируемый грузинским правительством "Рустави-2" – собирают примерно по 40% объема телерекламного рынка, который в этом году составит $9 млн.
Не меньший интерес к рынкам СНГ проявил и лидер российского рынка наружной рекламы компания News Outdoor-Russia (NOR). В мае NOR сообщила о покупке пакета акций компании "СВ-групп", замыкающей пятерку крупнейших операторов киевского рынка наружной рекламы. Сумма сделки, по экспертным оценкам, не превысила $10 млн. NOR объявила, что в дальнейшем будет развивать свое присутствие на Украине в том числе за счет приобретения активов других компаний. Планируется, что в 2005 году объем украинского рынка наружной рекламы составит около $104 млн, причем на долю киевского рынка придется от 30 до 50% этих денег.
Закрепиться на зарубежных рынках стремятся и российские издатели. "Вывести на российский рынок новое издание становится все сложнее, и в этих условиях все больше издателей ориентируются на рынки ближайшего зарубежья,– говорит гендиректор маркетингового агентства 'Медиамарк' Константин Исаков.– К тому же присутствие на нескольких рынках повышает их капитализацию. До 2005 года в страны СНГ российские издатели выводили преимущественно лицензионные брэнды с мировым именем. В этом году за рубеж устремились оригинальные российские издания". Знаковыми событиями можно считать выход газеты "Коммерсантъ" и журнала Salon на украинский рынок, а также покупка ИД "Ашет Филипаки Шкулев" доли в казахском еженедельнике "Антенна-Казахстан".
Пищевая промышленность
Компании из пищевой отрасли осваивали зарубежные рынки в первую очередь за счет поставок на них собственной продукции. Так, ТПГ "Кристалл" купила ряд дистрибуторских компаний в США и начала через них поставки своей марки "Белое золото" на американский рынок. Однако самым перспективным у производителей алкоголя считается украинский рынок. В 2005 году та же ТПГ "Кристалл" начала разливать "Гжелку" на харьковском заводе "Агро Трейд". А номер два российского рынка – компания "Веда" в конце года начала поставки на Украину своего самого продаваемого брэнда "Русский размер" на украинский рынок.
Впервые отечественные производители водки заговорили в этом году и о скупке активов в дальнем зарубежье. В настоящее время петербургский холдинг "Ладога" ведет переговоры о покупке одного из ликероводочных заводов в Восточной Европе. По словам совладельца холдинга Вениамина Грабара, сделка должна завершиться в ближайшие несколько месяцев.
Для производителей продуктов питания поставки на зарубежные рынки носят скорее имиджевый характер и невелики даже у таких крупных производителей, как "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" (ВБД); его поставки в страны ЕС не превышают нескольких процентов от общего объема производства. Кроме того, для выхода российских производителей продуктов питания на европейские рынки существует ряд серьезных препятствий, основное из которых – Европейский союз крайне неохотно допускает иностранных производителей на свои рынки. В этом году только четырем российским предприятиям мясомолочной отрасли было официально разрешено экспортировать свою продукцию в ЕС: "Алтайхолод", Липецкий хладокомбинат, Лианозовский и Царицынский молочные комбинаты (входят в ВБД). "Сегодня десятки отечественных предприятий готовы экспортировать продукцию в Евросоюз,– говорит глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.– Однако дать им эту возможность страны ЕС пока не спешат, поскольку опасаются серьезной конкуренции для местных производителей".
Привлечение инвестиций
Масштабная экспансия требует от потребительских компаний привлечения длинных и дешевых ресурсов. Во многом поэтому в минувшем году они были как никогда активны на фондовом рынке. Причем первичное размещение акций проводили как крупные игроки рынка, так и операторы, чей годовой оборот колеблется в пределах $100-300 тыс. Вдохновителем этого процесса стал выход на IPO крупнейшего российского производителя соков ОАО "Лебедянский", который большинство аналитиков фондового рынка называют сверхуспешным: в результате размещения акций и последующего ралли капитализация компании составила $1,2 млрд, что в 18 раз превышает годовую прибыль компании. Выход со своими бумагами на международную биржу осуществил один из крупнейших российских ритейлеров "Пятерочка". О своем выходе на IPO в следующем году заявили крупнейший российский переработчик мясной продукции АПК "Черкизовский", производитель мороженого компания "Инмарко", альтернативный оператор "Комстар – Объединенные телесистемы", третий по объему производства игрок молочного рынка группа "Нутритек", торговые сети "Копейка", "Мосмарт" и "Арбат Престиж".
Эта тенденция коснулась и таких до сих пор не самых прозрачных секторов бизнеса, как индустрия развлечений. В частности, о выходе на IPO в следующем году заявил владеющий сетью салонов "Вулкан" холдинг Ritzio Entertaiment. "Раньше у компаний было два источника финансов – акционеры и кредиты. Сейчас и те и другие ресурсы ими практически исчерпаны, и у них не остается иного выхода, как идти на рынок капитала",– считает аналитик UFG Алексей Кривошапко. Количество компаний, разместивших или планирующих IPO, по сравнению с предыдущим годом возросло в 30 раз. |