Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

10:46 Подведены итоги выполнения Программы развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы

Минэкономразвития Чувашии подвело итоги выполнения Программы развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2003 г. № 78. Программа способствовала стабилизации, дальнейшему развитию и совершенствованию сферы торговли и услуг.

Состояние отрасли торговли характеризуется в 2003-2005 годах увеличением физической массы оборота розничной торговли. Общий оборот розничной торговли во всех каналах реализации в 2003 году по сравнению с 2002 годом возрос на 12,7 %, в 2004 г. к уровню 2003 г. - на 8 %, в 2005 году к уровню 2004 г. - на 16 % (в сопоставимых ценах), и составил 29,6 млрд. рублей. Оборот общественного питания в 2003 году увеличился на 7,4 %, в 2004 году – на 7,8 %, в 2005 году на 2,6 %, составив 1,5 млрд. рублей. За годы действия Программы достигнута стабильность в обеспечении жителей республики как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Торговый бизнес в настоящее время один из наиболее динамично развивающихся в республике и является важной бюджетообразующей отраслевой системой.

Состояние потребительского рынка является наиболее показательным фактором реального социально-экономического положения республики. В 2005 году сохранилась устойчивая тенденция превышения доли непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота. В структуре денежных расходов населения 70 % совокупного денежного дохода населения составляли потребительские расходы - покупка продуктов питания и непродовольственных товаров, оплата услуг. Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, устойчивый рост реальной заработной платы и пенсии, поступление в розничную торговлю отечественных и импортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствовали удовлетворению потребительского спроса населения и ускорению развития розничного товарооборота.

Развитие рыночных отношений внесло существенные коррективы в структуру форм проявления торговли. В 2003-2005 гг. наблюдалась постепенное увеличение в объеме оборота розничной торговли доли торгующих организаций (в 2003 г. – 65,1 %, в 2004 г. - 68,8%, в 2005 г. – 72,3 %, доля продажи товаров на рынках составила в 2003 г. – 34,9 %, в 2004 г. - 31,2%, в 2005 г. – 27,7 %). Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказало укрупнение предприятий розничной торговли, совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразование отрасли в современную индустрию сервиса, которая вступила в период новых технологий, нестандартных маркетинговых приемов и мерчандайзинга.

В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере торговли одна из самых высоких. Позитивно сказывается на совершенствовании и развитии объектов торговли местных организаций и индивидуальных предпринимателей внедрение на рынок республики крупнейших торговых сетей России. В 2005 году на развитие и улучшение качества потребительских услуг, расширение розничной и оптовой торговли республики направлено инвестиций более 240 млн. руб. Всего за годы действия программы в развитие сферы оптовой и розничной торговли, общественного питания и платных услуг вложено около 1 млрд. руб., в т.ч. за счет внебюджетных источников – более 700 млн.руб.

За период с 2003 по 2005 гг. в республике открыто 1062 предприятий розничной торговли торговой площадью 165,9 тыс.кв.м., в том числе такие крупные объекты, как торгово-развлекательный комплекс «Мега-Молл», торговый центр «Москва», супермаркеты «Смак» и «Перекресток». Открыты 250 предприятий общественного питания на 7233 посадочных мест. По состоянию на 01.01.2006 г. количество предприятий розничной торговли в республике составляет 4218 ед, общественного питания – 1362 ед, бытового обслуживания – 1029 ед.

За годы действия Программы в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания создано 4685 новых рабочих мест.

 «Новое лицо» приобрел рынок услуг общественного питания. Появились новые рестораны, кафе, бары с достаточно высоким уровнем сервисного обслуживания.

В 2005 году населению республики оказано платных услуг на 12,3 млрд. рублей. По сравнению с 2004 годом возросли объемы услуг связи, ветеринарных, туристских, санаторно-оздоровительных, транспортных, жилищных услуг, услуг образования, правового характера. Общий объем реализованных населению бытовых услуг в 2005 году составил в среднем 13 % от общего объема платных услуг. В структуре объема бытовых услуг 60 % приходилось на долю трех видов услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек, техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, ремонту и пошиву одежды, пошиву и вязанию трикотажных изделий, что свидетельствует об улучшении уровня жизни населения.

В ходе реализации Программы открыто 456 предприятий бытового обслуживания, оказывающих 238 видов услуг, в том числе в сельской местности созданы 54 специализированных предприятия. При магазинах потребкооперации открыто 240 пунктов приема заказов на бытовые услуги. В 2003 г. открыто комплексных приемных пунктов типа «мультсервис». – 11, в 2004 г. – 16, в 2005 году – 28. В предприятиях бытового обслуживания за 2003-2005 годы внедрено более 50 видов новых услуг, в сельской местности – более 20.

Основную нагрузку по обслуживанию населения в отдаленных населенных пунктах по-прежнему несет Чувашский союз потребительских обществ. Специалисты регулярно выезжают в сельские поселения для оказания парикмахерских услуг, услуг по ремонту телерадиоаппаратуры, ремонту обуви.

Преобразования в сфере потребительского рынка в настоящее время носят плавный характер. Постепенно сглаживаются различия по уровню обслуживания населения по городам республики. В районных центрах республики появляются предприятия розничной торговли по методу самообслуживания с использованием системы штрих-кодирования товаров (с.Шемурша), с организацией учета товародвижения с применением компьютерной техники, приемные пункты химчисток, развивается сеть дилерских фирм, оказывающих косметические услуги, услуги связи, услуги по обслуживанию бытовой техники и т.д. По данным, представленным органами исполнительной власти республики и органами местного самоуправления, за 2003-2005 годы более 40,0 млн. руб. направлено на улучшение качества и повышения объемов предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг, около 25 млн.руб. – на открытие культурно-развлекательных центров, более 1 млн.руб - на улучшение качества услуг по прокату спортивного инвентаря и оборудования, более 700 млн.руб. – на совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, около 400 тыс. руб. – на развитие отдельных видов бытовых услуг в сельской местности (распиловка древесины, сепарирование молока, помол зерна, вспашка земли и т.д.). Источниками указанных средств стали внебюджетные источники и местные бюджеты. Неуклонно совершенствуются также услуги гостиниц, бань, образовательные, туристические услуги и т.д.

В целях повышения профессиональных знаний работников потребительского рынка в 2003-2005 гг. проведено более 105 семинаров по вопросам развития сферы услуг, 20 республиканских конкурсов профессионального мастерства, в том числе среди предприятий общественного питания общеобразовательных школ, среди специалистов-закройщиков, среди поваров, кондитеров, барменов, руководителей предприятий и т.д. Команды Чувашской Республики неоднократно занимали призовые места в межрегиональных фестивалях и конкурсах. В ходе реализации Программы разработаны более 20 рекомендаций для работников сферы обслуживания по вопросам, относящимся к развитию рынка услуг.

 



09 марта 2006
00:00
Поделиться