Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Куда уходят деньги на поддержку МБ

В 2005 году региональным администрациям было предложено участвовать в федеральной программе поддержки предпринимательства на условиях софинансирования, причем представленные на конкурсы в МЭРТ проекты должны были отвечать целому ряду критериев. Одновременно федеральные власти вывели "выравнивающую" формулу для регионов: дотационным территориям Минэкономразвития обещало компенсировать до 70% стоимости проектов, богатым Москве и Санкт-Петербургу — по 30%, а всем остальным — 50%.

В 2005 году совокупный объем запросов региональных властей на финансирование из федерального бюджета проектов по поддержке предпринимательства составил 2,2 миллиарда рублей. Фактически же из федерального бюджета было выделено полтора миллиарда, причем значительная часть этих средств пошла на создание бизнес-инкубаторов и венчурных фондов как наиболее популярных у региональных властей форм стимулирования предпринимательства.

Проект бюджета 2006 года предусматривал двукратный рост ассигнований на поддержку малого бизнеса — с полутора до трех миллиардов рублей. На этот раз соответствующие проекты в регионах оказались более фокусными, а конкурсы были проведены заранее. Из федерального бюджета регионам при условии софинансирования выделялись средства на создание бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, на микрофинансирование и поддержку экспортеров. И регионы, которым наконец-то дали возможность подготовиться, оценили федеральную программу.

Впервые федеральный центр уделяет такое пристальное внимание развитию малого предпринимательства, комментирует программу президент КБР Арсен Каноков. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации занимает весьма активную позицию по этому направлению, тесно сотрудничает с общественными объединениями предпринимателей ("ОПОРА РОССИИ", РСПП, ТПП), что дает существенные результаты. Утвержденный Минэкономразвития порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации с момента реализации показал свою эффективность, распределение осуществляется максимально прозрачно. "И это не просто слова, мы сами уже четыре раза участвовали в таких конкурсах, и во всех случаях рассмотрение заявок проходило открыто, с приглашением экспертов из общественных организаций. Субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются на условиях софинансирования, что, конечно, в определенной мере сужает круг участников конкурса. С другой стороны, это стимулирует региональные власти выделять больше средств на развитие малого предпринимательства и повышает их конкурентоспособность", - сказал Каноков.

Пользу софинансирования отмечают представители практически всех регионов, участвующих в конкурсах МЭРТ. "Тендерный" подход позволяет не распределять финансовые ресурсы по мифическим "программам поддержки", а подпитывать действующие в регионах проекты, в успешном продолжении которых заинтересованы местные власти.

Проведение подобных конкурсов - очень эффективная форма распределения денежных потоков, считает Денис Лабуза, экс-министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижнего Новгорода. Это не только финансовая помощь регионам, но и стимулирующая поддержка, поскольку все средства выделяются на условиях софинансирования с региональными или муниципальными бюджетами, а это означает, что субъектам РФ для получения средств необходимо найти возможности для выделения из своего бюджета такой же суммы. Конкурсная основа помогает выбрать те регионы, которые наиболее заинтересованы в развитии предпринимательского сектора, тех, кто предлагает наиболее эффективные механизмы поддержки предпринимателей, а совместное финансирование позволяет реализовать наибольшее количество предпринимательских проектов.

Одним из спорных направлений в программе оказалась поддержка экспортеров. Формально "внешнеэкономическое" направление позволяет экономить и некоторым предприятиям, работающим исключительно на внутренний рынок. Так, если произведенная фирмой продукция проходит процедуру сертификации по международным стандартам, то часть расходов (50%) компенсирует бюджет. Это очень актуально в свете вступления страны в ВТО. Международная сертификация станет одним из самых существенных факторов в конкурентной борьбе с иностранными компаниями, а неготовность к ней чревата катастрофой, подобной той, что произошла в Индии, когда страна вступила в ВТО: 40% малых предприятий просто прекратили свое существование. "Представьте себе подобную ситуацию в Краснодарском крае, где в малом бизнесе занято около 700 тысяч человек, и вы поймете, насколько все серьезно", - сказал О. Пальчиков. В Краснодарском крае на эти цели было выделено 4,4 миллиона рублей из краевой казны и столько же — из федеральной.

В 2007 году на поддержку малого бизнеса в федеральном бюджете зарезервировано 3,8 миллиарда рублей. Изменится ли практика освоения средств? По словам представителей МЭРТ, направления поддержки останутся прежними, однако среди приоритетных уже значится финансирование начинающих предпринимателей. Кроме того, в 2007 году совместно с регионами МЭРТ планирует запустить новую образовательную программу для субъектов малого предпринимательства. Как утверждает директор департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров, при 200 бизнес-инкубаторах, которые создаются в 60 регионах страны, будут открываться специальные образовательные курсы для предпринимателей, частично оплачиваемые государством. Деньги на поддержку малого бизнеса перестали делить под ковром. Однако реальная эффективность этого направления чиновничьей активности все еще остается под вопросом.

В 2006 году по сравнению с 2005-м объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства увеличился в два раза и достиг трех миллиардов рублей. С учетом софинансирования за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации эти средства позволили:

- дополнительно к создаваемым за счет средств 2005 года 40 бизнес-инкубаторам профинансировать создание еще 54;

- создать 13 региональных фондов венчурного инвестирования в малые предприятия, действующие в научно-технической сфере. По итогам 2005–2006 годов, всего в стране создано 19 венчурных фондов. После завершения процедуры привлечения средств частных вкладчиков общий объем средств, предоставляемых малым компаниям для целей венчурного инвестирования, составит 6,4 миллиарда рублей. Проект реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Красноярском крае, Чувашской Республике и других регионах;

- увеличить с 12 до 31 число регионов — участников программы поддержки предприятий-экспортеров. Дополнительно были расширены и виды субсидий, в 2006 году получили поддержку создание промышленных образцов и защита интеллектуальной собственности за рубежом;

- увеличить поддержку организаций кредитной кооперации: по итогам 2005–2006 годов, ее предоставляют 36 субъектов РФ (на 18 больше, чем по итогам 2005 года);

- получить в 2006 году федеральные вливания 75 региональным мероприятиям по поддержке предпринимательства в 31 регионе страны. На конкурс, проводимый МЭРТ, были представлены предложения субъектов Федерации на общую сумму около четырех миллиардов рублей;

- повысить процент региональных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства (по предварительным расчетам, на 1 рубль федеральных средств в 2006 году приходилось уже 1,15 рубля из местных бюджетов);

- запланировать в федеральном бюджете 2007 года выделение 3,8 миллиарда рублей на поддержку малого предпринимательства. Направления поддержки останутся прежними.



28 января 2007
00:00
Поделиться
;