Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Бюджет с предоплатой: на строительство теперь будут выделять сразу все деньги

Завтра депутаты Госдумы намерены рассмотреть в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". А вчера его обсуждали в Комитете по бюджету и налогам. От этого документа зависит, как будут формироваться бюджеты регионов и муниципалитетов на ближайшие три года.

Как выяснилось, есть вопросы, которые уже практически согласованы, но и поводов для дискуссии еще остается предостаточно. О чем и рассказал корреспонденту "РГ" председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.

 

Юрий Васильев | Речь идет практически о новой редакции Бюджетного кодекса, которая должна соответствовать концепциям о реформировании бюджетного процесса и повышении качества эффективности межбюджетных отношений и управления финансовыми потоками в стране. Предлагаемая правительством редакция направлена на формирование федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов сразу на три года. Для регионов и муниципалитетов предусмотрено право выбора - формировать бюджет на год или три года, однако при этом документ обязывает всех соблюдать параметры трехлетнего финансового плана. Главное, что они получат возможность заключать контракты на среднесрочную перспективу, что избавит их от порочной практики использовать бюджетные средства в конце года.

Теперь при реализации строительных проектов будет учитываться вся их сметная стоимость с разбивкой по годам. Заранее будет определяться весь период строительства, и деньги будут выдаваться не по годам, а на весь период. Это позволит решить такие наболевшие проблемы, как долгострой и незавершенное строительство.

В кодексе также будут прописаны порядок принятия федерального бюджета в трех чтениях (а не четырех, как было ранее), планирование расходов, на основе разделения действующих и принимаемых обязательств, намечены новые стимулы региональных органов власти по эффективному управлению финансовыми потоками.

 

Российская газета | Все это хорошо. Но, как известно, работая над документом, законодатели вашего комитета нашли в нем немало недостатков.

 

Васильев | Действительно, есть направления, которые потребуют серьезной доработки при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Прежде всего в документе нет положений, направленных на повышение сбалансированности местных бюджетов. Депутаты не раз отмечали, что, несмотря на введение переходного периода до 1 января 2009 года для завершения реформы финансовой системы местного самоуправления, большинство муниципальных бюджетов продолжают оставаться несбалансированными и дефицитными. В условиях жестких финансовых ограничений, дотационности более 90 процентов местных бюджетов, при дефиците профессиональных кадров и отсутствии современных информационно-коммуникационных ресурсов у большинства городских и сельских поселений - невозможно ориентировать местные власти на внедрение новых технологий и на среднесрочное планирование расходов.

Не нашло отражение в правительственном проекте и поручение, изложенное в Бюджетном послании президента страны Федеральному Собранию по Стабфонду. Оно связанно с определением объема "конъюнктурных" доходов бюджета, которые собираются в Стабилизационном фонде для того, чтобы свести к минимуму проблемы с возможным падением цен на нефть. Размер этой резервной части необходимо установить в процентном отношении к ВВП, а не оперировать конкретной цифрой. Сейчас, как известно, она составляет 500 миллиардов рублей.

 

РГ | А как новый Бюджетный кодекс изменит роль Госдумы? Депутаты говорят, что их полномочия могут быть серьезно урезаны.

 

Васильев | Так и опасения имеют под собой реальные основания. Главная идея Бюджетного кодекса - четкий учет всех обязательств государства и 100-процентное исполнение всех решений в отношении социальной политики и развития экономики страны. При этом значительно повышается роль органов исполнительной власти, в частности, главных распорядителей казенных средств на стадии составления бюджета и в ходе его реализации. И значительное количество норм на стадиях составления и исполнения бюджета должно регулироваться нормативно-правовыми актами правительства. Роль же парламента в принятии решений по уточнению изменения финансирования значительно ограничивается.

К примеру, с 2010 года бюджетные инвестиции стоимостью более 10 млрд. рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, будут рассматриваться и утверждаться законом о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду финансирования. Здесь уж без парламента не обойтись. Однако бюджетные инвестиции стоимостью более 100 млн. рублей будут отражаться только после принятия закона о бюджете, в сводной росписи финансового документа страны, утверждаемой минфином по согласованию с главными распорядителями государственных средств. Бюджетные инвестиции сметной стоимостью менее 100 млн. рублей будут фиксироваться аналогичным методом, суммарно. Таким образом, под контроль парламента могут попасть только объекты стоимостью до 10 млрд. рублей, а их количество незначительно. В такой конструкции проекта остается неясным положение дел с завершением строительства большого количества ранее начатых региональных объектов.

Также ущемлена роль парламента при рассмотрении федерального бюджета в трех чтениях. Предлагается в первом чтении утверждать не только общий объем расходов федерального бюджета, но и объем финансирования публичных нормативных обязательств, включая виды расходов и общий объем межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год, а также 95 процентов объемов всех сумм на два последующих года. Таким образом, уже в первом чтении без возможности внесения поправок будет утверждена большая часть расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Во втором же чтении могут быть внесены поправки по оставшейся части расходов. При этом необходимо будет уточнить нормы статей 199 и 205 о порядке рассмотрения проекта бюджета начиная с 2009 года. Требует серьезной переработки и статья 213 о внесении изменений в федеральный бюджет. Это относится к срокам рассмотрения его в Госдуме, утверждению при уточнении показателей основных параметров бюджета и порядку внесения изменений на текущий финансовый год. Времени на это осталось не так уж много. Новая редакция Бюджетного кодекса должна быть принята окончательно до середины апреля, до того, когда в Госдуму поступит бюджет на три года.



"Российская газета"
12 марта 2007
00:00
Поделиться