Главная проблема – правовая безграмотность россиян
15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. К этой дате была приурочена пресс-конференция главы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадия Онищенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Геннадий Онищенко напомнил, что еще в 1962 году 15 марта президент США, выступая в конгрессе, впервые сформулировал, что такое потребитель и каковые его основные права. Затем перечень основных прав был дополнен Всемирной организацией союзов потребителей, в результате чего список включил в себя право на получение основных товаров и услуг, право на безопасность, информацию, выбор, выражение интересов, просвещение, удовлетворение претензии и здоровую окружающую среду.
Соблюдаются ли эти права в России? Для нашей страны тема защиты прав потребителей достаточно новая: первый закон о защите прав потребителей был принят в 1992 году, редактировался в 1996 и 1999 году. С тех пор поле прав потребителей постоянно расширяется. В частности, в 2006 году важным прецедентом стали судебные разбирательства, связанные с защитой прав потребителей, пользующихся банковскими кредитами. "Мы выиграли три суда, нас поддержал Верховный суд, - отметил Онищенко. По его словам, в ходе разбирательств был выявлен целый пласт нарушений. В частности, 10-12% выплат по кредитам, которые обозначаются в договоре, на деле превращаются в 60-80% в связи с дополнительными навязанными услугами. "Со стороны банковского сообщества эти суды вызвали неадекватную реакцию. Но здесь мы хотели бы получить полную ясность, - подчеркнул Онищенко. - Основа - информационно-правовая неосведомленность потребителей и игра на их доверии. В настоящее время идет еще один судебный процесс, где мы участвуем в качестве госоргана, дающего заключение по делу, а сам иск подан общественной организацией. Ведутся судебные дела против банка "Русский стандарт", где поднимается аналогичная тема по признанию незаконности включения в договора о потребительском кредитовании условий, ущемляющих права потребителя, согласно действующему законодательству. Казалось бы, какое дело санитарному врачу до кредитования? Но с расширением наших прав нам приходится вмешиваться и в эти взаимоотношения. Хотя судебного опыта в этой сфере у нас мало, но она представляется крайне важной и проблемной".
В целом, отметил Онищенко, День защиты прав потребителей в России в 2007 году проходит под лозунгом "Права потребителей - ваши права!" Главной проблемой российского общества в сфере прав потребителей Онищенко назвал правовую неграмотность подавляющего большинства граждан. "Закон о защите прав потребителей у нас знают плохо, - констатировал он. - Надо информировать через СМИ, специальные программы, открытые линии. Вторая проблема - инфантилизм. Мы многое знаем, но ничего не хотим делать - как, например, знаем про здоровый образ жизни, но не ведем его. Нам следует дойти до уровня юридической грамотности потребителей США, где граждане выигрывают такие суды на колоссальные суммы. Пока мы на разных полюсах. Поэтому тема повышения правовой грамотности населения - приоритет для нас".