Долго запрягали – быстро поехали
Общественно-экспертный совет по МП при Мэре и Правительстве Москвы на своем расширенном заседании рассмотрел принятый Госдумой в первом чтении проект федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Сколько нужно критериев
Председатель ОЭС Александр Иоффе напомнил, что о необходимости ускорить принятие этого многострадального закона заявил Президент РФ Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию. Поэтому, вероятно, так быстро и без проблем был преодолен первый думский барьер. Министр Правительства Москвы Михаил Вышегородцев подтвердил: работа над законопроектом оживилась, второе и третье чтение пройдут в одном пакете и к 1 июля
Председатель ОЭС, тем не менее, затронул некоторые принципиальные моменты законопроекта. Это и введение трех категорий - микро-, малые и средние предприятия, что не вызывает возражений; не завершенные еще споры о критериях отнесения предприятий к микро-, малым и средним. В прежнем варианте закона была обозначена только численность - до 100 человек плюс ограничения по уставному капиталу. Теперь выносятся дополнительные критерии, которые будет устанавливать Правительство РФ - выручка предприятия и объем активов. Вопрос, как оказалось, принципиальный, и многие общественные объединения, которые долгое время ратовали за введение дополнительных критериев, теперь всячески открещиваются от них, мол, сейчас, во всяком случае, в ближайшее время вводить эти критерии нельзя - следует пока оставить только численность. Логика, по мнению А.Иоффе, понятна: малый бизнес неоднороден по своим финансовым показателям на территориях РФ. Например, Москва приближается к показателям ЕС. Если установить максимальный критерий по выручке и стоимости активов, тогда в одних регионах резервы роста будут значительными, а в Москве достигнут предела.
Глава Старшины Общества купцов и промышленников России Александр Дударенко также выступил против включения пункта о годовой выручке в текст закона. Выручка может каждый год расти, пояснил он. А.Иоффе дополнил: численность накладывается на выручку и на активы. К тому же менять придется эти критерии каждый год, что повлечет массу сложностей. А.Дударенко озвучил предложение купцов и промышленников: оставить критерий по численности, а выручку убрать. Поскольку балансовая стоимость нормально развивающегося предприятия растет, то если добавлять выручку, любое предприятие через два-три года выйдет из разряда малых.
Ну а обозревателю "Бизнеса для всех" представляется, что одного критерия все-таки мало и что эксперты делают шаг назад, цепляясь за один - единственный критерий. Законопроект ведь и без того смотрится как рамочный, и вряд ли разумно урезать его содержательную часть. Впрочем, в законе появилось много нового о функциях и полномочиях нового органа - Совета по развитию малого и среднего предпринимательства. А.Иоффе отметил, что Московский Общественно-экспертный совет наделен большими полномочиями, чем это определено для федерального Совета. В этой связи он предложил дать возможность региональным органам исполнительной власти наделять свои Советы дополнительными полномочиями в пределах законодательства и компетенции.
Следующий вопрос, на который обратил внимание председатель ОЭС, - это исключение из сферы поддержки малого и среднего бизнеса предприятий, которые не только производят, но и реализуют подакцизные товары - таким образом выпадает из возможной сферы поддержки практически весь потребительский рынок, который в разных регионах составляет значительную часть рынка. Это неправильно: пострадают общепит, маленькие магазинчики, кафе… Скажем, продаешь пиво - все, тебя поддерживать не смогут - и так богат! Судя по проекту, лишается малый бизнес по новому закону информационной, консультационной поддержки, обучающих услуг.
Вместе с тем предлагается ввести в закон статью, которая бы говорила о необходимости поддержки и развития инновационного и производственного предпринимательства, ремесленничества, высокохудожественных промыслов. Насчет ремесленников сомнений нет: нужна их законодательная поддержка. Что касается инноваций и высоких технологий, в кулуарах звучало и такое мнение: малые предприятия получают столь скудную поддержку, что серьезные инновации, а тем более нанотехнологии им просто не потянуть.
В законе прописано, что все субъекты малого и среднего предпринимательства имеют равный доступ к разным формам поддержки. Эксперты отметили последствия, которые могут появиться после введения этой нормы: предприниматели испытывают потребности в разных формах поддержки, и важно, чтобы средние предприятия, имеющие больший потенциал, не перебивали малых, тех, кто нуждается в поддержке в большей степени.
Вокруг реестра
В проекте закона, представленного правительством, была статья о включении малых предприятий в реестр. В депутатском варианте закона реестра уже нет. Нужно ли восстанавливать эту статью? А.Иоффе полагает, что в том варианте, в каком был представлен реестр правительством, он никому не нужен. Другое дело, что реестр может стать важным инструментом работы с малыми предприятиями. М.Вышегородцев, в свою очередь, сообщил, что МЭРТ хотел восстановить статью о реестре и готов представить свою формулировку. Если у ОЭС имеется своя формулировка по этому поводу, например, о добровольности включения в реестр, ее надо предлагать, считает министр. А.Дударенко напомнил: Общество купцов и промышленников было одним из инициаторов исключения реестра. Исходили купцы из того, что сама процедура включения в реестр малых предприятий является одной из бюрократических форм, отнимающих много времени у предпринимателей. А.Дударенко предложил при регистрации в налоговой тут же включать предприятие в реестр - тогда сократится поток бумаг. Возразил А.Иоффе: если отменить эту "бюрократическую" процедуру, тогда придется идти в Департамент имущества со всеми уставами, балансами и отчетами, и долго доказывать, что данное предприятие - субъект МП. И скорее всего, многие этого не докажут или докажут "особым образом". Поэтому бюрократической процедуры не избежать.
М.Вышегородцев призвал членов ОЭС рассматривать только те моменты, которые способствуют улучшению закона, имеют отношение к проблематике конкретного законопроекта "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Пытаться прописать в законе все невозможно. Такого рода вопросы надо обсуждать, но в связи с принятием других законов. На вопрос, каковы шансы того, что московские поправки войдут в законопроект, М.Вышегородцев заявил, что шансы есть, особенно по ремесленничеству и инновациям. Проблемой остается принятие критериев, которые бы устраивали всех. Как мы уже отмечали, на поправки остается неделя. Причем формулировать их надо не в виде пожеланий, а так, как это формулируется в законопроекте (текст, куда вносится поправка; содержание и обоснование поправки; текст закона с учетом поправки).
Важное значение для субъектов МП имеет предлагаемая законопроектом норма о нераспространении на них в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению совокупной налоговой нагрузки ("дедушкина оговорка"). Законопроект устанавливает особенности правового регулирования субъектов МСП, такие как специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.
В беседе с корреспондентом "Бизнеса для всех" председатель Общественно-экспертного совета по МП при Мэре и Правительстве Москвы Александр Иоффе еще раз коснулся проблемы критериев. По его мнению, поскольку на сегодняшний день не существует каких-либо достоверных сведений о размерах выручки и стоимости активов индивидуальных и малых предприятий, а тем более средних, на изучение этих вопросов может потребоваться время. А.Иоффе считает преждевременным введение данных показателей для определения субъектов малого и среднего предпринимательства. На вопрос, почему опять не прозвучало в проекте предложение предоставить малым предприятиям право на выкуп арендуемых помещений, председатель ОЭС возразил: такое требование должно содержаться в другом законе - о приватизации. Есть норма о том, что государство имеет право на особые режимы для малого и среднего бизнеса - это уже неплохо. Члены ОЭС предложили новую редакцию статьи 20: "Субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечивается свободный доступ к создаваемым за счет бюджетных средств открытым государственным информационным ресурсам, способствующим развитию предпринимательства, включая общеэкономическую, правовую и статистическую информацию". Что касается рамочного характера закона, А.Иоффе считает, беды в том нет - получился добротный документ, на базе которого можно двигаться дальше.
- Некоторые предприниматели считают, что этот закон ничего не регулирует, никому не помогает, хотя должен бы это делать…
- Дело в том, что невозможно написать всеобъемлющий закон, - пояснил председатель ОЭС. - В идеале нам хотелось бы написать Кодекс о малом бизнесе. Но мы не может стоять в стороне от других законов, от административного, налогового права.
- В ходе обсуждения проекта произошел некий "поворот к прошлому", а именно к установлению лишь одного критерия - численности, как это и было в прежнем законе. Почему возобладала такая точка зрения?
- Но ведь если взять такие критерии, как оборот, активы, сколько еще потребуется чиновников, чтобы все это обсчитать?
- А почему не определиться хотя бы с "верхней планкой", о чем столько наговорено?
- Вероятно, можно было бы это сделать, как принято в Европе. Но наши чиновники на это не пойдут. Они скажут: "У нас другие условия, чем в Европе. Что же, верхнюю планку устанавливать на уровне 2,5 млн евро?"
- Если говорить о перспективах развития закона, что бы вы наметили в первую очередь?
- Должно последовать много законодательных актов, поправок, новых законов. Ну а что касается консультационной поддержки субъектов МСП, которая вообще плохо прописана в федеральном проекте, мы предлагаем восстановить "выпавшее" из законопроекта консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по составлению бизнес-планов, вопросам подбора кадров и управления компанией, проведению маркетинга и рекламных кампаний.