Церковь приглушает «Шепот монаха»
Иркутская епархия Русской православной церкви выступила против товаров с религиозной символикой, в первую очередь, вина. Прихожан призвали отказаться от такой продукции, а их производителям пригрозили судебными исками. Московская патриархия инициативу иркутян поддержала.
«Православные святыни и лики святых – не для пиара», - уверен настоятель Свято-Троицкого храма, заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии отец Вячеслав (Пушкарев). Несколько лет он собирает информацию о том, как производители используют христианские образы. Черный список, составленный отцом Вячеславом, возглавляют виноделы, которые размещают на этикетках изображения православных храмов. Есть в списке и пасхальные свечи, краски для яиц, целлофановые пакеты с символикой светлого праздника, календари, – сообщает телекомпания «Аист». Этот бизнес представитель епархии назвал амулеточным язычеством, оскорбляющим чувства верующих. Отец Вячеслав подчеркивает, что упаковки с ликами святых за ненадобностью отправляются на помойку: не складируют же их в сарае или дома.
Помимо этого епархия заявила о намерении обратиться в Центробанк с просьбой убрать с монет и денежных купюр изображения святых. Например, заменить рисунок храма Иоанна Предтечи в Ярославле на 1000-рублевой купюре фасадом большого театра. Впрочем, эту идею РПЦ не поддержала.
Несколько дней назад протоиерей опубликовал на сайте иркутской епархии обращение к прихожанам с призывом «объявить бойкот всем изделиям и продуктам, в том числе кагору, имеющим на упаковке святые изображения». Первыми к бойкоту присоединились прихожане Свято-Троицкого храма. Для служб и православных праздников здесь заказывают в Санаксарском монастыре вино в простых стеклянных бутылках, без этикеток.
В планах отца Вячеслава – обращение в Госдуму с предложением законодательно запретить использование православных образов в рекламе товаров. «Святые образы не для печати! – говорится в письме. – Если бы все эти этикетки были изготовлены только с детства пьяными молдавскими обрядопочитателями от виноделия, то и говорить бы было не о чем... Но ведь теперь молдавских вин в наших магазинах нет, а богохульства не убавилось. Выходит, богохульники живут среди нас». Марки вин, которые следует бойкотировать, в письме не указываются, но речь может идти, например, о кагоре «Православный» или вине «Душа монаха», в оформлении которых щедро используется религиозная символика.
В руководстве РПЦ поддержали инициативу иркутских священников, – пишет «Коммерсантъ». «Вопрос поднят своевременно и правильно. Меня лично еще смущают изображения святых на конвертах», – заявил пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский. При этом oтец Владимир заметил, что «нужна дискуссия, чтобы понять, где допустимо изображение святых» и церковь готова к обсуждению.
Впрочем, использование религиозной символики вполне возможно, но лишь в случае одобрения церкви. Например, вода «Святой источник» выпускалась с подписью на бутылках архиепископа Костромского и Галичского Александра и с надписью «бутилирована по благословению святейшего патриарха».
В представительстве крупного импортера вина – торгового дома «Арома» (владеет сетью магазинов «Ароматный мир»), сказали, что в основном вина с брэндами на религиозную тематику завозились в Россию из Молдавии. На Кишиневском винном заводе возникшая проблема с РПЦ пока мало кого волнует: «Нам бы с запретами Роспотребнадзора разобраться».
Российские дистрибуторы и производители алкоголя считают, что претензии представителей РПЦ могут быть вполне обоснованны. «В отсутствие молдавских вин на региональных рынках появилась масса вина под «религиозными» брэндами, похожими на молдавские», - рассказали в компании «Винторг». В молдавской компании «Басвинекс», ранее поставлявшей целую монашескую серию вин («Шепот монаха», «Слеза монашки» и другие), Alconews.ru сообщили, что названия брэндов выбирались по согласованию с российскими партнерами, которые изучали рынок.
Теперь «Шепот монаха» производится и в России.
- Наша коллекция вин «Шепот монаха» не имеет отношения к этому протесту, поскольку наше вино основано на балканской легенде о монахах, которые это вино и создали, т.е. это не монах русской православной церкви. К тому же у нас на этикетке «Шепота монаха» изображен вымышленный образ монаха, а не конкретный святой, - прокомментировала и.о. директора по маркетингу компании «Холдинг Вин» Анастасия Петрова.
Однако независимо от религиозных убеждений и взглядов на возникшую проблему потребителю важно качество продукции. И оно у красного полусладкого вина «Шепот монаха» оказалось не на высоте, – пишет «Наука и жизнь». Проведенная экспертиза показала отклонения по содержанию сахаров и по массовой концентрации диоксида серы. И это уже проблемы не религиозные.