Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Кооператоры Чувашии признаны одними из лучших в России

Кооператоры Чувашии признаны одними из лучших в России

РЕШЕНИЕМ ЦЕНТРОСОЮЗА РФ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ ПЕРВОЕ МЕСТО СРЕ­ДИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ­СКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ ПРИСУЖДЕНО И ЧУВАШПОТРЕБСОЮЗУ (ПОБЕДИТЕЛЯМИ ТАКЖЕ ПРИЗНАНЫ ЕЩЕ ДЕВЯТЬ ОБЛАСТ­НЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГА­НИЗАЦИЙ ИЗ 74. ДЕЙСТВУЮЩИХ В СТРАНЕ).

 

Государство в государстве

 

Для любого сельского жителя слова «райпо», «пайщик» так же привычны, как горожанину — «супермаркет», или, скажем, «троллейбус». Оно и понятно: ес­ли вмиг лишить современную де­ревню всей системы потребкоо­перации, сельчане не только оста­нутся без привычных магазинчи­ков, они разом потеряют возмож­ность зарабатывать, продавая из­лишки со своих подворий, не смо­гут купить лекарства себе и захво­равшей скотине, не говоря о све­жем хлебе, который исправно пе­чет деревенская пекарня. Так по крайней мере будет в Чувашии, где услугами потребкооперации пользуются 38 процентов населе­ния республики, то есть почти все сельские жители.

Сами работники Чувашпотребсоюза называют свою организа­цию «государством в государ­стве». Действительно, кто еще мо­жет похвастать сетью обслужива­ния (дотянувшейся к тому же до самых глухих деревушек), которая включает в себя розничную и оп­товую торговлю, общественное питание, закупки сельскохозяй­ственной продукции и сырья! До­бавьте сюда производственную де­ятельность, бытовое обслужива­ние, аптечную систему, строитель­ство, транспорт, образование...

По данным Минэкономразви­тия ЧР, в обороте розничной тор­говли и общественного питания средних и крупных организаций Чувашии доля кооператоров со­ставляет 25 процентов (в сель­ской местности — 60). Они производят 29 процентов республикан­ского объема производства хлеба и хлебобулочных изделий, 17 процентов — колбасных изделий, 62 — безалкогольных напитков и 65 процентов — плодоовощных консервов. Ежегодно эта органи­зация уплачивает в бюджеты всех уровней около 300 миллионов рублей в виде налогов, сборов и других платежей, закупает у насе­ления сельскохозяйственную продукцию и сырье на сумму 250—270 миллионов рублей в год. Еще один показатель, о котором нельзя не сказать, создание (еже­годно, заметьте) более 100 новых рабочих мест.

 

Откуда текут молочные реки?

Особенно преуспели коопера­торы Чувашии в заготовках моло­ка и лекарственно-технического сырья. Уж тут им действительно нет равных и первое место по двум этим пунктам чувашские кооператоры не делят ни с кем из своих коллег. Для сбора лекар­ственных трав в республике при­влекли самую свободную часть населения — пенсионеров и школьников. Наилучший стимул в этом деле — возможность зара­ботать. Ну, а глядя на бабушек и внуков, которым летом удается выручить по 15—20 тысяч рублей, к этому нехитрому занятию под­ключаются порой и папы с мама­ми. Среди школьников в районах проводятся конкурсы с завидны­ми (в смысле — «на зависть всем») призами. Например, в на­граду за усердие в сборе лекар­ственных трав детям вручают мо­бильные телефоны.

В закупках у населения молока, считают кооператоры, главное — укрепление материально-техниче­ской базы. Как рассказала коррес­понденту «РГ» председатель прав­ления Чувашпотребсоюза Людми­ла Абрамова, за последние годы в системе потребительской коопера­ции республики установлено 25 ох­ладителей молока, приобретено 38 молоковозов и емкостей для пере­возки (общее количество — 58), что позволило увеличить средне­годовые закупки молока с семи ты­сяч тонн в 2001 году до 24,5 тысячи тонн в прошлом.

Для обеспечения качества и со­хранности этого скоропортящего­ся продукта созданы 15 приемоохладительных пунктов, оснащен­ных специальными танкерами ем­костью от 2 до 6 тонн. Кроме того, в каждом таком пункте имеется специальная лаборатория, в кото­рой определяются показатели ка­чества молока (кислотность, жир­ность, содержание белка).

По словам Людмилы Абрамо­вой, сельчане, ежедневно сдаю­щие молоко заготовителям, сразу получают на руки «живые» день­ги, но могут (если захотят) приоб­рести в счет последующей нату­роплаты и какие-то товары, продукты в сельском магазине. Раз­мер вознаграждения зависит от качества молока и других параме­тров. Но о величине тарифа коо­ператоры предпочитают не гово­рить, чтобы «не расстраивать» конкурентов.

 

Война хижинам — мир дворцам

 

Магазин в деревне — не просто предприятие торговли. В неболь­шом, удаленном от райцентра се­лении магазин часто становится для местных жителей единствен­ным «учреждением культуры», ко­торое заменяет им и клуб, и биб­лиотеку. Но если такой «очаг культуры» располагается в покосив­шейся избушке на курьих ножках, вряд ли покупатели будут прихо­дить сюда «на других посмотреть и себя показать» с удовольствием. То же самое можно сказать и о сельских «точках общепита», где обычно кормят вкусно, сытно, но — с мухами «на десерт».

Вот почему преобразование се­ла (а это одна из основных задач со­циальной миссии потребительских обществ) кооператоры Чувашии начали с реконструкции предпри­ятий розничной торговли и обще­ственного питания. За последние пять лет Чувашпотребсоюз вложил в это свыше 480 миллионов рублей. В результате уже реконструирова­ны более 500 предприятий (а всего у кооператоров республики 1240 магазинов и 255 предприятий об­щественного питания).

Магазины многих райпо, под­вергшиеся евроремонту, сейчас постепенно переводят на самооб­служивание. На прошлой неделе, к примеру, в селе Комсомольском открылся уже сорок первый такой магазин. От городских универса­мов эти красавцы отличаются только тем, что в здешних торго­вых залах оборудована еще и сельская библиотечка, а также бесплатный чайный столик (обя­зательные атрибуты каждого ма­газина потребкооперации).

Рассказывают, что когда в рай­центрах открывали первые «су­пермаркеты», ставшие таковыми после евроремонта, старушки бо­ялись заходить туда в обуви. Сни­мали галоши у входа и так, в одних носках, ходили между полок с то­варом. Сейчас, говорят, разувать­ся перестали, но, отправляясь в магазин, бабушки стараются при­нарядиться — уж больно красиво там стало, «ну прям как в городе».

Цифры

Потребкооперация в Чувашии, основу которой составля­ют 24 потребительских общества, объединяет 62 тысячи пайщиков и обслуживает около 500 тысяч человек, пре­имущественно сельское население республики. На пред­приятиях Чувашпотребсоюза работают около 11 тысяч человек.

 



"Российская газета"
22 августа 2007
00:00
Поделиться