Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Малый бизнес должен кооперироваться

 

 

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цыганов в интервью «МК» рассказал об основных проблемах малых предприятий на российском рынке и об особенностях отстаивания их прав.

- Приходят ли к вам предприниматели с конкретными жалобами, пожеланиями, требованиями?

- Сейчас стали приходить чаще, хотя, конечно, страх перед крупными компаниями и перед чиновниками велик. Поэтому единственное, что здесь можно сделать, - это пропагандировать хорошие примеры. Положение не безнадежно. Мы, например, ориентированы прежде всего на то, чтобы защищать именно малые предприятия. И те дела, которые мы рассматриваем, показывают, что у малых предприятий есть большой шанс на победу над нечестными конкурентами.

- Можно ли говорить о том, что крупные компании не дают малому бизнесу работать и развиваться?

- Мне кажется, что сейчас условия для малого предпринимательства значительно лучше. Я не могу сказать, что проблема с доступностью финансовых ресурсов, арендных площадей носит надуманный характер. Но если человек решил заниматься бизнесом, он должен понимать, что это большой риск. Поэтому нужно все посчитать, все учесть, все продумать. Понятно, что малое предпринимательство нуждается в поддержке. Но не в поддержке, которая выражается в закладывании ложки в рот.

- Малый бизнес испытывает недофинансирование. Бизнесмены жалуются, что получить кредит в банке сложно, процентные ставки очень высокие, а некоторые банковские клерки и вовсе просят «отстегивать» с кредитов.

- Проблема «отстежек» решаются путем обращения в службу безопасности того банка, сотрудники которого занимаются вымогательством. Поверьте, и сами банки, и их руководители не заинтересованы в том, чтобы таким путем страдала их репутация и репутация банка. Что же касается высоких банковских процентов по кредитам, то это рыночная ситуация. У нас инфляция 10% в год. Значит, банковская ставка должна быть еще выше, хотя бы для того, чтобы покрывать инфляционные потери. С другой стороны, и государство не отворачивается от малого бизнеса. Так, только в Москве есть несколько специальных программ по поддержке малых предприятий при получении банковских кредитов.

- И аренда в Москве - весьма дорогое удовольствие.

- Я не считаю, что проблема в дефиците помещений или в слишком высокой арендной плате. Предложений достаточно, причем разброс цен очень велик. Предприниматель должен грамотно подойти к выбору арендодателя. Опять же государство помогает бизнесменам и в этом вопросе. В Москве построено большое количество специализированных площадей. Для малых фирм возведены и бизнес-центры, и бизнес-инкубаторы.

- Последнее время обострились отношения малых фирм и розничных компаний. Попасть в крупный магазин предпринимателю «с улицы» практически невозможно.

- Вопрос очень больной и всем понятный. И касается он не только малых предпринимателей, ведущих торговую деятельность. На розничном рынке сложилась явно не рыночная ситуация. Ясно, что у торговых сетей гораздо больше возможностей и финансовых ресурсов по сравнению с мелкорозничной торговлей. Поэтому в данной ситуации многое зависит от дальновидности и справедливости местных органов власти. На их плечах лежит баланс между развитием крупных и мелких предприятий. Вторая сторона этой проблемы касается поставок продукции производителями в торговые сети. Все знают о входном взносе, о том, сколько стоит выставлять товар на полки, расположенные в визуальной доступности или, напротив, где-то внизу, вне поле зрения покупателей. Мы изучали эту проблему и обнаружили около 30 условий в стандартных контрактах на поставку продукции, которые, с нашей точки зрения, являются дискриминационными. Они создают неравные условия взаимоотношений между торговой сетью и предприятием-поставщиком. В особенности это касается субъектов малого предпринимательства.

- Как на деле выглядит помощь Федеральной антимонопольной службы конкретному предпринимателю?

- Сотрудники рассматривают жалобу. Затем мы приглашаем и выслушиваем обе стороны, просматриваем всю документацию, способную подтвердить или опровергнуть нарушение законодательства. Если факт нарушения подтверждается, на нарушителя налагается штраф и выдается предписание, которое обязывает его устранить это нарушение. Если по каким-то причинам нарушение не будет устранено, то налагается еще один штраф - уже за невыполнение нашего предписания. Если снова никаких сдвигов в сторону устранения нарушения, то мы накладываем штраф по Кодексу об административных правонарушениях в двойном размере. Если снова нарушается закон, то ФАС имеет право в судебном порядке подать иск о дисквалификации должностных лиц предприятия-нарушителя. Руководство такой компании будет лишено права занимать должность на срок до трех лет. В общем, все достаточно жестко. И мы выступает только за дальнейшее ужесточение санкций.

- Каков размер штрафа для компании, нарушившей антимонопольное законодательство?

- До 10% от годового оборота компании. За базу берется год, предшествующий правонарушению. - Какие меры по борьбе с монополиями малые фирмы могут предпринимать самостоятельно?

- Наиболее правильный выход из ситуации - это кооперирование малых предприятий. Это как раз тот резерв, который до сих пор совершенно не использовался. Единственные, кто пошел по системе кооперации, - это Министерство сельского хозяйства РФ. Кооперацию включили в национальный проект по развитию АПК.

- Что ждет монополистов после Нового года?

- МЭРТ сейчас ведет активную разработку закона об организации торговой деятельности. Мы также внесли свои предложения. Их суть заключается в том, чтобы снизить порог признания крупной компании доминирующим игроком. Для этого уже есть показатель - доля рынка, при которой субъекта можно считать доминирующим и, соответственно, применять к нему меры антимонопольного воздействия: штрафы, предписания, которые регулируют его деятельность. Эта доля на сегодняшний день равна 50% и может быть не ниже 35%. Мы считаем, что для предприятий торговли этот показатель нужно снизить - до 20 или даже 15.

 

 

14.12.2007



18 декабря 2007
00:00
Поделиться
;