Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Правительство анализирует аналитическую записку

Как стало известно Alconews.ru, в середине прошлой недели первый заместитель председателя Правительства РФ Виктор Зубков поручил главам 6 министерств, таможенной и налоговой служб и Роспотребнадзора в десятидневный срок рассмотреть аналитическую записку по текущей ситуации на рынке производства спирта и ликероводочной продукции. Документ был подготовлен ведущими производителями спирта и ликероводочной продукции, которые уверены, что без реализации предложенных мер алкогольная отрасль не сможет нормально развиваться.

Перечень мер, предложенных на рассмотрение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, состоит из пяти пунктов. В первом предлагается изменить схемы взимания акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и ввести механизм обеспечения уплаты акциза банковской гарантией. По мнению участников рынка, так как именно на этапе продажи продукции оптовому звену возникают злоупотребления с уплатой акциза, требуется перенести его начисление с момента отгрузки продукции оптовому звену на момент получения спирта на спиртзаводе предприятием-производителем алкоголя. Кроме того, уплату акциза необходимо связать с банковской гарантией, что позволит производителям алкогольной продукции не отвлекать оборотные средства на авансовую уплату акцизного налога.

Следующим шагом должно стать снижение ставки акциза на алкоголь и ликвидация льгот на всю спиртосодержащую продукцию, за исключением денатурата, а также введение единой ставки на спиртосодержащую продукцию. Уменьшение акциза до 100 руб. (за 1 л безводного этилового спирта) приведет, по расчетам инициаторов этой идеи, к уменьшению розничной цены легальной продукции до 55 руб. за бутылку. «Потенциальное сокращение доходов бюджета из-за предлагаемого снижения ставки акциза может быть компенсировано за счет повышения собираемости акцизных платежей при принятии предлагаемых мер в комплексе», – говорится в записке. Продолжением этого должно стать начисления акциза по единой ставке независимо от вида и назначения использования спирта, а также категории и профиля деятельности покупателя.

Третья стабилизационная мера – запрет на перемещение спирта без обязательного уведомления налоговых органов, даже в том случае, если это перемещение происходит внутри одной компании, располагающей и спиртзаводом, и алкогольным производством. Для этого в законе должен быть пункт, обязывающий спиртопроизводителей направлять уведомление в налоговые органы о фактах любого перемещения спирта, включая его возможную транспортировку между обособленными подразделениями и филиалами юридического лица.

Также легальные участники рынка в очередной раз просят чиновников разработать процедуру установления минимальных цен на водку и ЛВИ крепостью свыше 28%, с одновременным запретом на реализацию алкогольной продукции в розницу ниже установленного уровня. Применение минимальных цен лишит «теневиков» конкурентного преимущества в цене, достигнутого за счет уклонения от уплаты акцизов и НДС и широко используемого при продаже продукции через легальные каналы, ликвидирует экономические предпосылки для махинаций. Эффективность этого механизма борьбы с нелегальным рынком подтверждается примером соседней Украины, где контролирующие органы конфисковывают нелегальную безакцизную продукцию, реализуемую ниже установленной цены. Как результат – резкое сокращение нелегального рынка алкоголя.

И, наконец, последнее предложение, которое напрямую вытекает из предыдущего – установить уголовную ответственность за нелегальное производство и оборот спиртного, без альтернативной санкции в виде штрафа. «Учитывая доходность, масштабы и степень общественной опасности от производства нелегальной алкогольной продукции, необходима специальная «алкогольная» статья в УК РФ с санкцией только в виде лишения свободы», – уверены участники рынка.

С данными предложениями уже ознакомился Виктор Зубков. С 4 июня аналитическая записка разослана по всем заинтересованным в решении проблем алкогольной отрасли министерствам и службам: в Минфин, Минсельхоз, Минэкономразвития, Министерство промышленности и торговли, Минздравсоцразвития, МВД, ФТС, ФНС и Роспотребнадзор. Первый заместитель председателя Правительства попросил своих коллег по исполнительной власти в десятидневный срок рассмотреть документ и доложить о результатах.

Между тем, заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров выразил надежду на то, что предложенный чиновникам перечень мер по регулированию алкогольного рынка будет поддержан «в комплексе». «В принципе, каждая из этих мер способна оказать положительный эффект, но именно комплексное их применение позволит нам избавится от теневого сектора», – убежден представитель СПАП.

На наш вопрос о том, что может помешать практической реализации заявленных мер, специалист ответил, что не видит абсолютно никаких проблем для проведения реформы рынка. «В предложенной системе взимания акциза его администрирование существенно упрощается. Не пострадает наполнение бюджета, более того, по нашим оценкам, поступления в бюджет возрастут в результате роста налогооблагаемой базы. Абсолютно точно не пострадают «смежные» отрасли, покупающие этиловый спирт. Поэтому мы будем всеми силами настаивать на скорейшей реализации этих мер и их оформления в соответствующие законопроекты», – подчеркнул г-н Добров.

Свое мнение относительно ситуации на рынке высказал и руководитель экспертного совета по регулированию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при комитете Госдумы по экономполитике и предпринимательству Михаил Блинов, считающий, что реформирование отрасли просто необходимо. «Сейчас уровень нелегальной продукции достигает 50% от всего объема реализации, что негативно отражается не только на поступлениях в бюджет, но и на самом рынке алкогольной продукции. Не думаю, что кто-либо из участников алкогольного рынка будет не согласен со мной – акцизы на алкоголь индексировать  нельзя. Тем более, нельзя это делать такими темпами, как предлагает Минфин», – уверен г-н Блинов.

   



10 июня 2008
00:00
Поделиться
;