12:19 Развитие объектов придорожного сервиса на 01.07.2008 г.
Развитие объектов придорожного сервиса является одним из условий, определяющих качество экономических и торговых связей между регионами, а также способствующих организации туризма и отдыха граждан. Учитывая, что Чувашия расположена в центре Поволжья, и через регион проходят достаточно большие транспортные потоки, развитие придорожной инфраструктуры является перспективным.
К объектам придорожного сервиса относятся стоянка (площадка отдыха) автотранспорта, гостиницы, объекты питания (кафе, закусочные), станции технического обслуживания автомобилей, объекты бытового обслуживания.
Количество объектов придорожного сервиса в Чувашской Республике постоянно растет: так, если в
Объекты придорожного сервиса размещаются вдоль автомагистралей республики крайне неравномерно и в основном вблизи городов и поселков. Наиболее развита сеть таких объектов в Чебоксарском (23 % от общего количества), в Вурнарском (16,3 %), в Козловском (7,4 %), Шемуршинском (7,0 %) районах. Слабо развит придорожный сервис в Канашском и Цивильском районах, несмотря на наличие большого потенциала для развития. Наименьшее количество объектов в районах, в которых не проходят автомобильные дороги федерального и республиканского значения: Красночетайском, Марпосадском, Аликовском и Батыревском районах.
Из общего количества предприятий придорожного сервиса 151 являются объектами розничной торговли (53,6 %). На долю объектов общественного питания приходится 28 % или 79 объектов, на объекты сферы платных услуг – 18,45% или 52 объекта.
Республиканской целевой программой модернизации и развития автомобильных дорог в Чувашии до 2010 года с прогнозом до 2025 года средства на развитие объектов придорожного сервиса предусмотрены за счет внебюджетных источников и сеть придорожной инфраструктуры в республике формируется в основном за счет организаций потребкооперации и субъектов малого предпринимательства.
По информации, предоставленной администрациями муниципальных районов, в
Наиболее крупные придорожные комплексы в настоящее время расположены в Козловском (д.Андреево-Базары), Ядринском (с.Никольское), Чебоксарском (д.Хыркассы) районах. В 2008-2009 годах планируется строительство подобных комплексов в Урмарском районе на автомобильной дороге «Аниш», в Канашском районе на
В настоящее время основной объем товарооборота приходится на услуги розничной торговли – 60%, общественного питания – 32,4%. Платные услуги (бытовые, гостиничные, ремонтного характера и др.) в общем объеме составляют лишь 7,6%. Данные показатели свидетельствуют, что участники дорожного движения не в полной мере обеспечены платными услугами. Наиболее развиты услуги станций технического обслуживания автомобилей, автостоянки, шиномонтаж, услуги гостиниц, фотографий, парикмахерские услуги. Отсутствуют или слабо развиты услуги душевых, саун и бань, мойки машин, платных благоустроенных туалетов, автостоянок с условиями для отдыха, услуги по ремонту обуви, одежды и др.
Объекты, оказывающие платные услуги, также расположены неравномерно. Наибольшее количество таких объектов расположены в Порецком (29 ед.), Чебоксарском (31 ед.), Шемуршинском и Козловском (по 10 ед.) районах.
На рынке придорожного сервиса имеются предпосылки для качественных перемен: повышение интенсивности автомобильного движения, особенно по федеральным трассам, влечет увеличение спроса на услуги, увеличение количества объектов придорожного сервиса и услуг обостряет конкуренцию и в свою очередь стимулирует повышение качества обслуживания.
Реализация в Чувашской Республике подпрограммы "Модернизация и развитие придорожной инфраструктуры на автомобильных дорогах в Чувашской Республике на 2006 – 2010 годы с прогнозом до 2025 года" республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года" позволяет строить новые объекты придорожного сервиса планомерно и в комплексе.
Уровень сервиса на объектах придорожного сервиса не в полной мере отвечают современным требованиям. По данным контролирующих органов имеются многочисленные факты нарушений установленных норм и правил.
Не разработаны основы экономической политики в сфере льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере придорожного сервиса.
Технические условия и согласования по размещению объектов придорожного сервиса органами власти рассматриваются и утверждаются в течение длительного периода, что также сдерживает развитие сферы придорожного сервиса.
Отсутствует положение об отнесении услуг (объектов) к придорожному сервису и методика учета доходов от функционирования объектов придорожного сервиса, а также порядок статотчетности о доходах объектов, относящихся к данной категории бизнеса, что не позволяет проводить полный анализ деятельности таких объектов в целом по республике.
Главы администраций муниципальных районов и городских округов не обеспечивают должный контроль за деятельностью объектов придорожного сервиса.