Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Комментируем изменения в порядке исчисления акцизов с 2009 года

 

 

КОММЕНТИРУЕМ  ИЗМЕНЕНИЯ  В  ПОРЯДКЕ  ИСЧИСЛЕНИЯ
  АКЦИЗОВ  С  2009 ГОДА

В конце июля были приняты пять федеральных законов, в соответствии с которыми внесены поправки
в девять глав второй части Налогового кодекса, в том числе в главу 22 «Акцизы».
Хотя новые нормы начнут действовать с будущего года, подготовиться к ним нужно заранее.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2008 № 142-ФЗ (далее — Закон № 142-ФЗ), вступают в силу с 1 января 2009 года и затрагивают статьи 182, 187.1 и 193 главы 22 Налогового кодекса. Проанализируем нововведения.

Ставки по подакцизным товарам

Наиболее существенные поправки внесены в статью 193 НК РФ, в которой определены ставки акцизов по различным подакцизным товарам. Но прежде чем подробно рассматривать новые положения названной статьи, напомним, что до 1 января 2009 года действуют ставки акцизов, утвержденные Федеральным законом от 16.05.2007 № 75-ФЗ (далее — Закон № 75-ФЗ). Причем данный закон устанавливал налоговые ставки на 2008—2010 годы. Изначально предусматривалось, что ставки будут увеличиваться в среднем на 7% ежегодно.

Внесение поправок в статью 193 НК РФ потребовалось, во-первых, в связи с уточнением размеров индексации, а во-вторых, в связи с необходимостью решить задачу по созданию условий для эффективного инвестирования в модернизацию производства нефтепродуктов и выработки моторных топлив улучшенного качества с более высокой экологической безопасностью.

Размер индексации ставок увеличен в среднем до 10% ежегодно (то есть увеличение составило три процентных пункта по сравнению с той индексацией, которая была предусмотрена Законом № 75-ФЗ). Кроме того, законодатели установили размер ставок на 2011 год.

Посмотрим, как изменятся ставки на конкретные виды подакцизных товаров (табл. 1).

Таблица 1. Новые ставки акцизов с 2009 по 2011 год включительно 

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях на единицу товара)

Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

с 1 января по 31 декабря 2009 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно

27,70 руб. за 1 литр безводного этилового спирта

30,50 руб. за 1 литр безводного этилового спирта

33,60 руб. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% 

191,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

210,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

231,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно 

121,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

133,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

146,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих вин)

2,60 руб. за 1 литр 

2,90 руб. за 1 литр 

3,20 руб. за 1 литр 

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

10,50 руб. за 1 литр

11,55 руб. за 1 литр

12,70 руб. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно

3,00 руб. за 1 литр 

3,30 руб. за 1 литр 

3,60 руб. за 1 литр 

Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6%

9,80 руб. за 1 литр 

10,80 руб. за 1 литр 

11,90 руб. за 1 литр 

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный

300,00 руб. за 1 кг

300,00 руб. за 1 кг

330,00 руб. за 1 кг

Сигары

17,75 руб. за 1 штуку

17,75 руб. за 1 штуку

19,50 руб. за 1 штуку

Сигариллы

255,00 руб. за 1000 штук

281,00 руб. за 1000 штук

309,00 руб. за 1000 штук

Сигареты с фильтром    

150,00 руб. за 1000 штук + + 6% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 177,00 руб. за 1000 штук

180,00 руб. за 1000 штук + + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 216,00 руб. за 1000 штук

216,00 руб. за 1000 штук + + 7% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 260,00 руб. за 1000 штук

Сигареты без фильтра, папиросы    

72,00 руб. за 1000 штук + + 6% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 93,00 руб. за 1000 штук

92,00 руб. за 1000 штук + + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 118,00 руб. за 1000 штук

120,00 руб. за 1000 штук + + 7% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 154,00 руб. за 1000 штук

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно

21,70 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

23,90 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

26,30 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) включительно

214,00 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) 

235,00 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) 

259,00 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) 

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2951,00 руб. за 1 тонну

2951,00 руб. за 1 тонну

3246,00 руб. за 1 тонну

Прямогонный бензин

3900,00 руб. за 1 тонну

4290,00 руб. за 1 тонну

4720,00 руб. за 1 тонну

Спирт этиловый и спиртосодержащая продукция. Из табл. 1 видно, что ставка на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) с 1 января 2009 года возрастет с 25,15 руб. за 1 литр безводного этилового спирта до 27,70 руб. В 2010 и 2011 годах размер ставок также увеличится и составит соответственно 30,50 руб. и 33,60 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.

Алкогольная продукция. В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% и более, а также натуральных вин в 2009—2011 годах ставки акцизов будут повышаться примерно на 10% ежегодно.

Налоговые ставки по шампанским, игристым, газированным и шипучим винам, предусмотренные на 2009—2010 годы, снизятся по сравнению с запланированными согласно Закону № 75-ФЗ на тот же период.

По пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6%, а также более 8,6% ставки акцизов будут ежегодно возрастать.

Табачные изделия. Законом № 142-ФЗ установлена ежегодная индексация ставок акциза на сигареты с фильтром (на 20% к предыдущему году) и сигареты без фильтра (папиросы) (на 28% к предыдущему году). В то же время индексация ставок акциза на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (далее — табак), а также на сигары предусмотрена только в 2011 году на 10% по сравнению с 2010 годом. Различный подход к индексации ставок акциза на табак и отдельные виды табачных изделий объясняется необходимостью выравнивания налоговой (акцизной) нагрузки в расчете на одинаковую единицу измерения веса табака, непосредственно реализуемого в розничной торговле, и табака, содержащегося в разных видах табачных изделий. В настоящее время налоговая (акцизная) нагрузка на 1 кг табака, реализуемого в розничной торговле, выше, чем на 1 кг табака, содержащегося в сигаретах и папиросах.

Автомобили и мотоциклы. В отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.), а также свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и по мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) налоговые ставки в 2009—2011 годах будут повышаться примерно на 9% ежегодно.

Особого внимания заслуживают ставки акцизов на подакцизные виды нефтепродуктов. В 2009 и 2010 годах останутся без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и с иными октановыми числами, дизельное топливо и моторные масла. Так, на указанные годы ставка акциза на автомобильный бензин с октановым числом до 80 составит 2657 руб. за 1 тонну, ставка акциза на автомобильный бензин с иными октановыми числами — 3629 руб. за 1 тонну.

В 2011 году ставка акциза на моторные масла будет проиндексирована на 10% к уровню 2010 года и составит 3246 руб. за 1 тонну (на 2009—2010 годы — 2951 руб. за 1 тонну).

Обратите внимание: в 2009 году значительно увеличится ставка акциза на прямогонный бензин. Она составит 3900 руб. за 1 тонну, в 2010 году — 4290 руб. и в 2011-м — 4720 руб. за 1 тонну. Напомним, что в 2008 году по прямогонному бензину акциз уплачивался по ставке 2657 руб. за 1 тонну.

Предлагаемая система исчисления акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо построена по принципу убывающей шкалы ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов), предусмотренных Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118.

Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4 и 5-го классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход. За счет этого сократятся сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива. Ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо приведены в табл. 2.

Таблица 2. Ставки акцизов по бензину и дизтопливу в 2011 году   

Виды подакцизных нефтепродуктов

Налоговая ставка (в процентах или рублях на единицу товара)

Автомобильный бензин:

  — не соответствующий классу 3, или 4, или 5
 — класса 3
 — класса 4 или 5

4290 руб. за 1 тонну
3630 руб. за 1 тонну
3500 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо:

 — не соответствующее классу 3, или 4, или 5
 — класса 3
 — класса 4 или 5

1430 руб. за 1 тонну
1210 руб. за 1 тонну
990 руб. за 1 тонну

Объект обложения акцизами

Поправки, внесенные в статью 182 НК РФ, обусловлены изменениями в статье 193. Напомним, что в статье 182 определен объект обложения акцизами. Это операции по реализации (или передаче) лицами произведенных ими подакцизных товаров. Поскольку плательщиками акцизов признаются лица, совершающие операции, признаваемые объектом обложения акцизами (ст. 179 НК РФ), можно сделать вывод, что акциз должны уплачивать производители подакцизных товаров.

Согласно пункту 3 статьи 182 НК РФ в редакции, действующей до 2009 года, к производству приравниваются любые виды смешения товаров, в результате которого получается подакцизный товар. Рассмотрим примеры исчисления акцизов в соответствии с действующей в 2008 году редакцией статьи 182 Налогового кодекса.

ПРИМЕР 1

ООО «Арктика» путем смешения бензина с октановым числом 80 с высокооктановыми присадками повышает октановое число бензина, то есть производит новый вид подакцизного товара (автомобильный бензин с октановым числом 92).

Исходя из норм пункта 3 статьи 182 Налогового кодекса, ООО «Арктика» признается производителем автомобильного бензина с октановым числом 92 и, следовательно, при продаже этого бензина должно начислить акциз по ставке 3629 руб. за 1 тонну.

ПРИМЕР 2

ООО «Альбатрос» добавляет в автомобильный бензин с октановым числом 92 моющую присадку. Она улучшает потребительские свойства бензина, но не изменяет его октанового числа. Поэтому в данном случае организация не производит нового вида подакцизного товара. Однако на основании указанной нормы пункта 3 статьи 182 НК РФ, действующей в 2008 году, лицо, осуществляющее смешение бензина с моющей присадкой, является плательщиком акциза (поскольку признается производителем подакцизного товара).

Значит, ООО «Альбатрос» обязано исчислить акциз на бензин улучшенного качества при его реализации по той же ставке, которая применялась на бензин, использованный в качестве сырья, — 3629 руб. за 1 тонну.

Учитывая, что налогоплательщики в соответствии со статьей 200 Налогового кодекса имеют право на налоговый вычет в сумме акциза, уплаченного при приобретении подакцизного товара, использованного в качестве сырья, данная операция не приведет к увеличению поступления акцизов в бюджет, но потребует затрат из бюджета на администрирование акцизов.

Вместе с тем правом на налоговый вычет могут воспользоваться не все производители автомобильного бензина. В частности, речь идет о налогоплательщиках, которые в качестве сырья используют подакцизный товар, приобретаемый не у непосредственного производителя, а у перепродавца (ст. 200, 201 и 198 НК РФ). Если налогоплательщик, производящий подакцизные нефтепродукты, использует в качестве сырья приобретенные подакцизные товары, он согласно статье 200 НК РФ имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцом и уплаченные этим налогоплательщиком. Вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами в части стоимости подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров (ст. 201 НК РФ). Причем в соответствии со статьей 198 Налогового кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые объектом обложения акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья (материалов)) сумму акциза. В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма акциза выделяется отдельной строкой.

Как следует из изложенных норм, сумма акциза предъявляется покупателю и выделяется в расчетных документах только при реализации подакцизных товаров их непосредственным производителем. Поэтому налогоплательщик, использующий в качестве сырья подакцизные товары, может выполнить условия для применения налоговых вычетов только при приобретении названных товаров у их непосредственного производителя. Акциз по подакцизным товарам, приобретенным у лиц, не являющихся плательщиками акциза (производителями этих товаров), включается в стоимость приобретенных товаров и вычетам не подлежит. Это предусмотрено в статье 199 НК РФ.

В соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 182 Кодекса, которая начнет действовать с 2009 года, получение подакцизных товаров путем смешения будет признаваться процессом производства, только если в результате смешения создается товар, в отношении которого Налоговым кодексом установлена более высокая ставка акциза.

Если в 2009 году возникнет ситуация, изложенная в примере 1, то такой процесс смешения будет по-прежнему признан производством подакцизных товаров. ООО «Арктика» будет, как и раньше, являться плательщиком акцизов. Если возникнет ситуация, приведенная в примере 2, объекта обложения акцизами не возникнет. У ООО «Альбатрос» не будет обязанности по начислению и уплате акциза. Значит, не важно, у кого именно приобретен подакцизный товар, использованный при смешении, — у непосредственного производителя или у перепродавца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Определение вида подакцизного товара

Виды подакцизных товаров перечислены в пункте 1 статьи 193 НК РФ. Каждый вид представляет собой товарную группу, для которой установлена одна и та же ставка акциза в расчете на одинаковую единицу измерения товара.

Например, автомобильный бензин с октановым числом до 80 — один вид подакцизного товара (для него ставка акциза — 2657 руб. за 1 тонну), а автомобильный бензин с иными октановыми числами — другой вид подакцизного товара (для него ставка акциза — 3629 руб. за 1 тонну).

Обратите внимание: в связи с тем что с 1 января 2009 года ставка акциза на прямогонный бензин существенно превысит ставки акциза на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и на автомобильный бензин с иными октановыми числами, может возникнуть принципиально новая ситуация.

ПРИМЕР 3

ООО «Буревестник» в 2009 году приобретает прямогонный бензин у ООО «Беркут» и получает из этого бензина путем смешения с присадками бензин с октановым числом до 80. Ставка акциза на прямогонный бензин в 2009 году — 3900 руб./т, ставка акциза на бензин с октановым числом до 80 — 2657 руб./т.

Как видим, в результате смешения получен подакцизный товар, ставка акциза на который ниже ставки акциза, предусмотренной для товара, использованного в качестве сырья.

ООО «Буревестник» для целей исчисления акцизов не признается производителем бензина с октановым числом до 80, а значит, не исчисляет и не уплачивает акциз в бюджет. При этом согласно статье 199 Налогового кодекса ООО «Буревестник» должно отнести на стоимость приобретенного прямогонного бензина сумму акциза, уплаченную в бюджет и предъявленную к оплате производителем прямогонного бензина — ООО «Беркут».

Таким образом, со следующего года из-за поправки, внесенной Законом № 142-ФЗ в пункт 3 статьи 182 НК РФ, станет экономически невыгодно получать автомобильный бензин путем смешения прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число (обычно именно таким способом и получают автомобильный бензин низкого качества). Более того, должно сократиться число тех, кто реально не уплачивает акциз в бюджет. И наконец, внесение поправки будет способствовать решению проблемы повышения качества моторных топлив.

Максимальная розничная цена табачных изделий

Изменение в статье 187.1 НК РФ уточняет действующее понятие марки (наименования) табачных изделий. Согласно названной статье в редакции, действующей до 2009 года, максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой сигареты и папиросы не могут быть реализованы потребителям. Максимальную розничную цену налогоплательщик (производитель) устанавливает самостоятельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Под маркой (наименованием) понимается ассортиментная позиция табачных изделий, которая отличается от других марок (наименований) индивидуализированным обозначением, присвоенным производителем или лицензиаром, а также иными признаками — рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.

Приведенная редакция понятия «марка табачных изделий» предполагает, что одна марка от другой должна отличаться всей совокупностью перечисленных признаков.

В то же время на практике к конкретным ассортиментным позициям могут относиться табачные изделия, отличающиеся друг от друга не всей совокупностью перечисленных признаков. Имеющие отличие хотя бы по одному из них, например сигареты одного наименования, могут быть расфасованы в пачки разных цветовых оттенков.

Действующая до 1 января 2009 года формулировка понятия «марка» предопределяла необходимость устанавливать единую максимальную розничную цену на одну и ту же марку сигарет или папирос для всех категорий потребителей и на всей территории страны. Вместе с тем в ресторанах и кафе сигареты стоят дороже. Это позволяет возместить торговую наценку, которая должна покрывать затраты и обеспечивать прибыль учреждений общественного питания. Кроме того, из-за большой протяженности Российской Федерации и наличия труднодоступных регионов возникает необходимость возмещать дополнительные затраты по доставке сигарет и папирос в отдаленные населенные пункты.

Новая формулировка дает возможность производителю устанавливать различные максимальные розничные цены на табачные изделия одного наименования, отличающиеся потребительскими свойствами хотя бы по одному показателю, и устанавливать повышенную цену для ограниченных выпусков сигарет. Например, сигареты одной марки, предназначенные для реализации в ресторанах (или в отдаленных регионах), могут отличаться только окраской упаковки. Этот факт позволит установить на них другую максимальную розничную цену, предоставив потребителям возможность приобрести предпочтительную для них марку сигарет. При этом экономические интересы продавцов будут учтены. 

Нечипорчук Н.А.
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, канд. экон. наук
Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России
Журнал «Российский Налоговый Курьер»  №17 за 2008 год

 



05 сентября 2008
00:00
Поделиться
;