Проблемы проведения закупок товаров, работ и услуг организациями на средства, предоставленные учредителями - органами государственной власти
Ягубян А.В., советник по правовым вопросам АНО УНЦ Федеральной службы финансового мониторинга, кандидат юридических наук.
В современном мире государству для принятия адекватных и быстрых решений по различным социальным вопросам все чаще приходится прибегать к помощи некоммерческих организаций, которые выступают в роли связующего звена между обществом и государством. Такой симбиоз сложившихся отношений позволяет государственному аппарату, часто не способному к принятию сиюминутных мер из-за различных системных бюрократических проволочек, решать поставленные обществом задачи в сжатые сроки и с наилучшими результатами. Именно для этого государством, в лице его исполнительных органов, учреждаются некоммерческие организации, которым делегируются определенные полномочия и ставятся определенные стратегические задачи. Так, в частности, на сегодняшний день и в России существуют такого рода некоммерческие организации, финансируемые из средств федерального бюджета. Такое финансирование осуществляется в соответствии с п. 40 Постановления Правительства РФ от 23 февраля
Так, например, некая автономная некоммерческая организация "АНО", учрежденная федеральным органом исполнительной власти, который и осуществляет ее финансирование, с целью осуществления государственной программы по повышению уровня надоя молока в стране, вынуждена для осуществления своей основной деятельности закупить компьютерное оборудование для сотрудников организации. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12 января
Попробуем разобраться.
С точки зрения системно-логического анализа норм Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" может сложиться впечатление, что его положения полностью распространяются на сделку, осуществляемую АНО.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под государственными нуждами (нуждами РФ) понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 16 февраля
В рассматриваемом случае за счет средств, выделяемых из федерального бюджета страны, АНО приобретает оборудование, которое необходимо для осуществления своей уставной деятельности, по повышению уровня надоя молока в стране.
Отсюда напрашивается формальный вывод о том, что при проведении данной закупки оборудования автономная некоммерческая организация должна следовать конкурсным процедурам в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ.
Однако это не совсем так.
Во-первых, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля
Во-вторых, автономная некоммерческая организация в отличие от автономных учреждений (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 ноября
В-третьих, при размещении заказа в установленном в Федеральном законе N 94-ФЗ порядке лицо, осуществляющее закупки, должно быть уполномочено в качестве государственного заказчика и обязано заключать контракт от имени РФ.
То есть, например, если бы АНО была уполномочена произвести закупку мебели для федерального агентства и именно на эти цели ей были выделены бюджетные средства, то указанные закупки должны были осуществляться от имени государства и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 94-ФЗ.
Однако в рассматриваемом случае АНО не уполномочивалась на совершение каких-либо закупок для нужд государства, а все сделки на приобретение товаров, работ, услуг за счет целевых субсидий обеспечивали не потребности государства в товарах, работах, услугах, а потребности самой некоммерческой организации, хотя бы она и действовала в целях осуществления государственной программы.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что АНО не обязана применять Федеральный закон N 94-ФЗ для осуществления закупки оборудования для своих сотрудников, а также любых иных закупок и может осуществлять свою хозяйственную деятельность пусть и в интересах государства, но от своего имени, в рамках действующих гражданско-правовых норм.
Тем не менее, учитывая нечеткость формулировок Федерального закона N 94-ФЗ, представляется необходимым для некоммерческих организаций во избежание возможных злоупотреблений в толкованиях норм права, которые могли бы привести к нежелательным для таких организаций последствиям, разработать на основе Федерального закона N 94-ФЗ собственные правила расходования денежных средств, а также необходимые регламенты для проведения конкурсных или иных процедур и утвердить их коллегиальным высшим органом управления некоммерческой организации. Это поможет избежать неблагоприятных последствий в случае аудиторских проверок.