Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Почему президент признал провал ЕГАИС

 

 

Дмитрий Медведев признал неработоспособность системы и выдвинул идею отказа от нее Примерно 2,5 миллиарда долларов стоила безрезультатная попытка поставить "зеленого змия" на счетчик. Хмельная российская рептилия имеет четыре головы: федеральную, подпольную, паленую и самопальную. Три последние неуправляемы и опасны для потребителя. Особенно вредоносны паленая и самопальная. В принципе, различить, "кто ис ху", трудно, но можно. По цене пол-литровки. От 85 рублей и дороже – государственный алкоголь. В пределах 85 (не ниже) – подпольный, но качественный. Дешевле 85 рублей – паленый (особенно по 50–60 целковых за "пузырь"). По договорной цене (самогон, чача и прочие огнедышащие смеси) – самопальный. Нужна ли нам в такой ситуации ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) для контроля алкогольного рынка страны? Ответ однозначен – нужна. Более того, в современной ситуации – необходима. Ибо до 60 процентов бюджетных средств (60 копеек с каждого рубля), выделяемых на государственное здравоохранение, идет на лечение последствий употребления алкоголя (травмы, отравления, психозы и так далее). Не скинуть с бюджетных счетов и многомиллиардные налоговые потери. Поэтому тот чиновник, который предложил поставить на контроль каждую бутылку выпивки в стране, заслуживает большого уважения. Тем более что технические возможности для такого тотального контроля наркотического яда, которым является питьевой этиловый спирт с формулой С2Н5ОН, есть! Если уж мы смогли пересчитать такую мелочь, как крысы и тараканы, то выстроить бутылки "во фрунт" проще простого. Увы, на самом простом (как опытный водитель на прямой дороге) и споткнулись. – ЕГАИС как не было, так до сих пор и нет, – с сожалением констатирует Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). – Она создается уже 4 года (ровно столько времени прошло с момента подписания документа, узаконивающего работу над ее созданием). Как она создавалась все эти годы – это сюжет для авантюрного романа. Но ведь должен быть какой-то итог четырехлетней деятельности государства по разработке и внедрению системы? Кто-то в органах государственной власти должен хотя бы сказать: да, мы пользуемся информацией, курсирующей в этой системе, она помогла нам решить такие-то задачи. По-видимому, этим кто-то должен быть ФНС, поскольку фактически до сих пор этот орган отвечает за ее внедрение, работу и развитие. Нужна ли она ФНС? Вопрос без ответа. Мы ждали, что появится наша профильная Федеральная служба, и ей этот проект станет интересен. Но самой службы до сих пор нет. Поэтому немудрено, что в дееспособности системы усомнился даже глава государства. Он так и заявил, что "мы создали систему, которая не работает". И неосторожно добавил: "И это повод призадуматься". Опасная оговорка. Надо знать российское чиновничество. Все, что вышестоящее начальство не одобрило с первого захода, оно, чиновничество, спешит немедленно уничтожить. Но ведь в истории с созданием контроля над производством и продажей спиртного сделано уже немало положительного. Предприятия, производящие алкоголь, оснащены электронными счетчиками. Разработана усовершенствованная версия ЕГАИС (стоившая государственной казне 420 миллионов рублей). Запущен в работу новый чиновничий аппарат – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РОСАЛКОГОЛЬ). То есть мы все ближе как минимум к трем – федеральной, нелегальной и подпольной – головам зеленого змия. Еще чуть-чуть, и мы возьмем их за горлышко! – Нужно понимать, что в приобретение программного и аппаратного комплекса ЕГАИС участники рынка вложили серьезные средства – и система работает. В этой ситуации полный отказ от нее является нелогичным шагом, – цитируют СМИ заявление Дмитрия Доброва, заместителя председателя правления Союза производителей алкогольной продукции. В условиях, когда в стране число безработных приближается к 7 миллионам (в Москве их тоже уже десятки тысяч), стоит подумать и о том, что будет пить эта армия людей, теряющих надежду на лучшее будущее. Ведь объемы продаж легального алкоголя упали уже почти на 20 процентов. Что придет ему на смену – нелегальное пойло или "паленая" отрава? – Сегодня ЕГАИС – это вещь в себе, информация в которой оказалась никому не нужной, – считает Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). – Если нужна, то каким образом поддерживался все эти годы уровень нелегальной водки на отметке 30% легального рынка на протяжении 2006–2008 годов? На этом же уровне легальности находился рынок водки и ЛВИ в 1999–2000 гг. Система акцизных складов не была безупречной. Но там, по крайней мере, если регион хотел, то он не пускал нелегальную водку на свой внутренний рынок (у него была такая возможность). А сегодня администрации регионов (например, Кировской области) публично признаются, что ничего не могут сделать с водкой дешевле 60 рублей в рознице. Специалисты абсолютно уверены в том, что спад производства легальной водки и ЛВИ с октября 2008 года по май 2009-го увеличил рынок нелегальной продукции на 27–30 процентов. На рынке алкогольной торговли Москвы прошла внутренняя и долгожданная информация о том, что московское правительство начало борьбу с подозрительно дешевой водкой в системе столичного ритейла. Ритейл всегда считался властью "образцово-показательным элементом розничной торговли". Но когда в московских сетях (например, в "Ашане") появилась водка сначала по 50 рублей за 0,5 литра, а потом по 42 рубля, то терпение легальных производителей иссякло. Все-таки если в магазине продается водка по цене ниже стоимости акциза и НДС (45 рублей), то это обращает на себя внимание. Потребление нелегальной водки и суррогатов крепкого алкоголя провоцирует недоступная для 30–35 процентов населения цена на легальную водку, – убежден Дробиз. – Но общественники, Церковь и президент почемуто объявили о необходимости нового роста ставки акциза и цен на водку. Под руководством Церкви начинается мощная антиалкогольная кампания. Одновременно с этим в сети "Ашан" продается водка по более чем сомнительно низкой цене. Интересно, знают ли о подобном факте в головном офисе компании? Могла ли она там появиться просто так, ни с того ни с сего? Где же этика ведения бизнеса? Выходит, что ЕГАИС – лишь верхушка айсберга, который прикрывает собой гигантский нелегальный рынок алкоголя в России. Ее наличие позволяло чиновникам докладывать наверх о проводящейся работе над повышением легальности рынка с помощью автоматизированной системы. Эдакая автоматизированная "крыша" нелегального рынка (раз в системе крутится и нелегальная продукция). Ее можно прихлопнуть как муху (что и помчатся делать чиновники и депутаты после высокого указания). Но беда в том, что розницу в ближайшие 10 лет к ЕГАИС никто не подключит. Дело не в ЕГАИС, а в людях, которые и без всякой автоматики могли бы навести порядок на алкогольном рынке страны и нашей столицы. Только они не очень этого и хотят.

По материалам электронных СМИ

 



25 июня 2009
00:00
Поделиться
;