Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

За заказ ответишь

Системе госзакупок в очередной раз перемывали кости на круглом столе "Госзаказ: гарантия качества или экономия бюджета? ", прошедшем в ИТАР-ТАСС по инициативе петербургского отделения "Деловой России". По мнению участников мероприятия, значительная часть нарушений при размещении госзаказа связана с действиями поставщиков, поэтому ответственность должны нести не только заказчики, но и исполнители госконтрактов.

             Может ли кухарка управлять ремонтом боевых кораблей?

Депутат Законодательного собрания Петербурга, председатель комиссии по промышленности, экономике и собственности Александр Ольховский выделил четыре слабых звена в системе госзакупок, причем только в одном из них вина за нарушения частично лежит на заказчике. Во всех остальных случаях нарушителями являются участники конкурсных процедур.

В качестве одного из существенных пробелов действующего законодательства о госзакупках Александр Ольховский указал возможность участвовать в аукционе или конкурсе любой компании, которая соответствует формальным требованиям. Иногда, по словам депутата, это приводит к откровенно абсурдным ситуациям: "Есть пример, когда конкурс на ремонт боевых кораблей ВМФ России выиграла компания из трех человек — муж, жена и сын. У них была офисная мебель и плавкран малой грузоподъемности".

Народный избранник подчеркнул, что зачастую компания, не имея ни опыта, ни квалифицированного персонала, тем не менее любыми способами старается заполучить контракт, а потом милиция и налоговая инспекция разыскивают горе-победителей. "Необходимо проводить предварительную квалификацию и не допускать к процедурам компании, не имеющие собственной производственной базы и достаточно подготовленного персонала", — подчеркнул Ольховский.

Трубы из картона

Другим слабым звеном системы госзакупок, по словам депутата, является возможность сговора поставщиков, что таит в себе опасность монополизации того или иного сектора рынка. Не менее опасен уже для конечных потребителей демпинг, которым участники аукционов нередко злоупотребляют: "Когда представители ГУЖА хвастаются, что провели аукцион, на котором стартовая цена была снижена на 60%, у меня возникает только один вопрос: закупленные в результате трубы сделаны из картона?"

По словам Ольховского, когда стартовая цена снижается слишком сильно, не остается сомнений, что качество пострадает. "Демпинг неизбежно приводит к тому, что осуществляются поставки некачественных, зачастую контрафактных товаров. Нет никакой надежды, что сделано будет хорошо. Поэтому здесь важна не просто цена, а такой показатель, как соотношение цены и качества", — подчеркнул депутат.

Нарушением, в котором участвует не только исполнитель, но и заказчик, является, по словам эксперта, сговор заказчика и поставщика: "Зачастую документация готовится таким образом, что при формальной соревновательности победу заведомо сможет одержать только один поставщик. Здесь надо следить за корректностью составления техзаданий и техусловий. В конкурсных комиссиях должны участвовать представители объединений предпринимателей, которые работают на рынке и могут дать квалифицированную оценку документации".

В каждом техзадании может быть изюминка

В рамках данного аспекта, рассказал эксперт "Деловой России" Александр Редько, существует проблема так называемых запирающих позиций в большом лоте, когда формально документация составлена корректно и к ней нет претензий, но среди множества товаров, предусмотренных к закупке, есть один, который может поставить только конкретная фирма. Таким образом, внешне процедура проходит на конкурентной основе, но на деле закупка осуществляется у единственного поставщика. Бороться с этим, по мнению эксперта, можно дроблением лотов.

О проблемах в системе госзакупок говорил и руководитель отраслевого комитета по госзаказу петербургского отделения "Деловой России" Руслан Жигачев. Он подтвердил озвученный ранее тезис, что поставщики не меньше заказчиков виновны в тех или иных нарушениях. Лидером здесь является демпинг с последующим заведомо некачественным исполнением работ или поставкой заведомо некачественных товаров. Грешат исполнители также умышленным изменением в сторону уменьшения объемов работ, указанных в смете, использованием материалов, не соответствующих требованиям.

В борьбе с этими злоупотреблениями, по словам Жигачева, помогли бы такие меры, как установка квалификационных требований к участникам госторгов, начиная как минимум с объема контракта в 1 млн рублей (опыт работы на рынке, объем выполненных аналогичных работ за последний период, квалификация персонала и т. д.), ограничение на сумму разового контракта с учетом годового валового оборота компании или объема выполненных работ, а также введение санкций к компаниям, выполнившим поставку товаров или производство работ ненадлежащего качества или в нарушение сроков, в виде запрета на участие в госзаказе в течение как минимум одного года.

Заместитель руководителя Управления ФАС по Петербургу Ирина Соколова согласилась с тем, что закон о госзакупках направлен в первую очередь на защиту интересов участников торгов. "Нормы, защищающие заказчика, в законе есть, но они очень разбросаны, не систематизированы. Заказчикам трудно отстаивать свои права, возникает дисбаланс в защите интересов", — отметила она.

Квалификацию поставщиков вводить пока рано

По словам Соколовой, от гипертрофированной защиты поставщиков, имеющих возможность обжаловать любое решение заказчика, страдает и Антимонопольная служба, в которую поступает до 50% необоснованных жалоб: "Складывается впечатление, что у нас появились некие коммерческие структуры, которые специализируются на срыве торгов, подавая жалобы, чтобы приостановить размещение или установить какие-то особые формы взаимоотношений с заказчиком. На последних коллегиях ФАС России шла речь о том, чтобы поставить перед законодателями вопрос о введении санкций за необоснованную жалобу или о введении пошлины на рассмотрение жалобы".

Что касается квалификационных требований, то, отметила Ирина Соколова, по каким-то видам закупок эта мера рациональна, но перебарщивать с ней не стоит. "Если мы хотим стимулировать развитие бизнеса, появление новых предприятий, то требовать от молодых фирм опыта работы бессмысленно. Все зависит от того, как расставить акценты — где-то разумно требовать квалификацию, а где-то систему госзакупок лучше использовать как инструмент развития конкуренции, привлечения на рынок новых компаний", — подчеркнула эксперт.

Прокомментировала высказанные претензии к госзаказу и зампред КЭРППиТ Петербурга Ольга Ромашова. Дробление лотов, по ее словам, — мера в целом рациональная, но до фанатизма доходить не стоит: "Здесь нужен баланс — можно ведь и закупку продуктов питания раздробить на лоты по отдельными крупам. В целом шаг правильный, но он не всегда обоснован".

Все формы сговоров, выразила надежду чиновник, должны быть сведены на нет при тотальной электронизации госзакупок. А вот участие в конкурсных комиссиях представителей общественных организаций зампред КЭРППиТ отвергла сразу. По ее словам, во-первых, общественная организация не несет ответственности за принятие решений, а во-вторых, заседание комиссии уже ни на что не влияет — участвовать общественники должны на стадии опубликования извещения о той или иной закупке.

"Общественный контроль необходимо усилить на этапе от опубликования извещения до подведения итогов. У нас открытый сайт, есть возможность изучать вдоль и поперек, что объявили заказчики, какое задание сформулировано. Именно в этот момент необходима широкая общественная экспертиза", — подчеркнула Ольга Ромашова.
Егор Наймушин

http://www.gorzakaz.org/news/view/18692.html



06 апреля 2010
00:00
Поделиться
;