Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Применение бланков строгой отчетности: арбитражная практика

У организаций и предпринимателей, оказывающих услуги населению за наличный расчет, есть альтернатива кассовому аппарату - бланки строгой отчетности. Какие претензии и споры возникают при проверках налоговыми органами применения бланков строгой отчетности и как они решаются в судах?

 

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр. Расчеты могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) только в случае оказания услуг населению и при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.08 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, которое установило порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланка строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Согласно Положению и разъяснениям Минфина России, данным в письме от 22.08.08, при осуществлении наличных денежных расчетов с населением организации вправе использовать самостоятельно разработанные бланки документа.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.10.09 по делу N А44-1605/2009 суд отметил, что форма бланка строгой отчетности может быть разработана самостоятельно, но только с соблюдением требований, предусмотренных Положением, либо могут применяться унифицированные формы первичных учетных документов, являющиеся приложением к Инструкции по бюджетному учету.

Данная позиция косвенно подтверждается и в письме Минфина России от 15.12.08 N 03-01-15/12-376, который обращает внимание, что принадлежность к предоставляющимся населению услугам, при оказании которых разрешено применять бланки строгой отчетности, определяется по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93. Некоторые судьи поддерживают налоговые органы, но указывают на малозначительность подобного нарушения (постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.06.09 N Ф03-2286/2009).

Документ строгой отчетности должен содержать следующие реквизиты: наименование, шестизначный номер и серию, наименование и организационно-правовую форму для организации, место нахождения постоянно действующего органа юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, вид и стоимость услуги. Бланк должен быть изготовлен типографским способом, содержать сведения об его изготовителе. Учет ведется в специальной книге учета бланков документов. Должны соблюдаться требования по их хранению. Печать организации или индивидуального предпринимателя на бланке строгой отчетности обязательна (письмо Минфина России от 02.03.09 N 03-01-15/2-69).

В случае невыдачи документов строгой отчетности соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККМ (постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.03 N 16). Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.03.10 по делу N А56-34893/2009 указано, что поскольку водитель принадлежащего компании маршрутного такси при осуществлении наличных денежных расчетов за услуги пассажирской перевозки не применил ККТ и не выдал билет (бланк строгой отчетности), суд поддержал налоговый орган в привлечении организации к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.

Невыдача бланка строгой отчетности непосредственно в момент осуществления наличных денежных расчетов является основанием для привлечения к административной ответственности (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.10 N 17АП-12789/2009-АК по делу N А71-16886/2009).

 

Применение бланков, не являющихся бланками строгой отчетности

 

В постановлении ФАС Поволжского округа от 02.06.09 по делу N А12-20674/2008 организация принимала оплату за услуги по унифицированной форме N Т-53 и извещениям форм с номерами ПД-2 и ПД-4. Было установлено, что бланки, по которым от граждан принимались платежи за водоснабжение, не соответствуют требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности, установленным Постановлением N 359.

Форма N Т-53 является платежной ведомостью по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда и отношения к приему платежей за коммунальные услуги, в частности за водоснабжение, не имеет. Судьи пришли к выводу, что при отсутствии бланков строгой отчетности, соответствующих требованиям Положения о наличных расчетах, организация обязана была применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с населением.

Существует арбитражная практика, в которой суды признают в качестве бланка строгой отчетности приходный кассовый ордер ф. N КО-1.

В постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.09 по делу N А45-10533/2009 и от 04.08.09 N Ф04-4610/2009(12029-А27-27) сделан правильный вывод о недоказанности налоговым органом факта вмененного организации правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП, так как квитанция к приходно-кассовому ордеру, выписанная клиенту, изготовлена типографским способом и содержит все необходимые реквизиты, позволяющие определить характер оказываемой услуги, ее стоимость, данные о лице, заказавшем услугу, а также о лице, принявшем заказ на ее исполнение.

Аналогичное мнение высказывалось судами и раньше в постановлениях ФАС Центрального округа от 15.05.07 N А64-5088/06-19, Северо-Западного округа от 30.11.07 N А56-7746/2007 и Центрального округа от 17.10.06 N А54-3075/2006.

 

Применение бланков, утративших силу с 1 декабря 2008 г.

 

На основании п. 2 Постановления N 359 формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.03.05 N 171, могли применяться только до 1 декабря 2008 г.

После этой даты налоговые органы предъявляют претензии организациям при применении недействующих бланков строгой отчетности в нарушении п. 1 ст. 2 и ст. 5 Закона о ККТ и налагают на них штраф по ст. 14.5 КоАП РФ.

Существует и другое мнение. Если бланк, даже по форме, утратившей силу, изготовлен типографским способом, содержит все необходимые реквизиты, установленные п. 3 Положения о наличных расчетах, и позволяет определить характер оказываемой услуги, ее стоимость, данные о лице, заказавшем услугу, а также о лице, принявшем заказ на ее исполнение, то административное правонарушение отсутствует (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.09 по делу N А39-649/2009, Дальневосточного округа от 25.03.09 N Ф03-997/2009).

 

Нарушение правил оформления бланков

 

При оформлении бланка строгой отчетности должны быть заполнены все его реквизиты. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.09.09 по делу N А21-1389/2009 суд указал, что согласно п. 3 Положения о наличных расчетах документ (квитанция) может содержать иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация (индивидуальный предприниматель) вправе дополнить документ. При этом бланк строгой отчетности ф. N БО-1 "Квитанция" должен содержать графу "Оплату обязуюсь произвести полностью" с местом для личной подписи заказчика.

Суд установил, что поскольку компания оказывает услуги населению по изготовлению мебели, она вправе выдавать БСО взамен кассового чека. В качестве бланка, подтверждающего осуществление наличных денежных расчетов за услугу по производству шкафа, компания представила квитанцию по ф. N БО-1, в которой отсутствовала личная подпись заказчика. Также в выданной заказчику квитанции к ПКО отсутствовали сведения об оформлении бланка строгой отчетности. Следовательно, организация не выдала заказчику бланк строгой отчетности в момент принятия наличных денежных средств. Таким образом, суд установил наличие в действиях компании состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 29.04.09 по делу N А32-18480/2008-56/286-13АЖ суд встал на сторону налогового органа, поскольку в выданном водителем пассажиру при расчетах за оказанную услугу по перевозке билете отсутствовал обязательный реквизит документа строгой отчетности - стоимость оказанной услуги по перевозке. Выступив на стороне налоговых органов в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.03 N Ф08-3689/2003-1406А, судьи пришли к выводу, что обязательным реквизитом таких документов, помимо прочего, должен быть шестизначный номер. Поскольку в данном случае этот номер нанесен не типографским способом, а вписан от руки, документ нельзя считать бланком строгой отчетности.

Арбитражная практика показывает, что во избежание подобных ситуаций целесообразно приобретать бланки квитанций, которые соответствуют установленным требованиям.

Наряду с показателями, отражающими специфику оформляемых операций, бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты: гриф утверждения; наименование формы документа; шестизначный номер, проставленный типографией; серию, код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); дату осуществления расчета; наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); ИНН; вид оказываемых работ (услуг); единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении); наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с личной подписью.

 

Ю.А. Новикова,

аудитор ООО "Аудит Консалт Право"

 

"Бухгалтерский учет", N 8, август 2010 г.

 

 



11 ноября 2010
00:00
Поделиться